[1895—] — украинский драматург, поэт и беллетрист. Род. в крестьянской семье, окончил 6 классов гимназии и филологический факультет Каменецподольского института народного образования. Печататься начал в 1916 в газете Юго-западного фронта "Армейский вестник". Был одним из основателей организации украинских пролетарских писателей "Гарт".
Вместе с Хвыльовым вышел из "Гарта" и принимал участие в создании Вашпте (см.) — Вільна академія пролетарської літератури; с момента развала этой организации находится вне литературных группировок.
Свою литературную деятельность на украинском яз. Д. начал со стихов. По форме и содержанию его поэзия стоит на уровне современной пролетарской поэзии, революционные мотивы являются основными в его творчестве. Из поэтов он первый посвящает большую поэму Донбассу. Постепенно Днипровский переходит на прозу. Первые его рассказы, несмотря на экспрессионизм и любовное списывание жизни большого города, полного шума и движения, уже носят в себе следы какой-то червоточины, мешавшей автору с головой окунуться в революцию. Один из его героев ("Під "чорним парусом") в начале нэпа переживает трагедию в результате противоречий между общественной и личной жизнью. Этот рассказ полон тревоги за исход революции. В дальнейшем эта тревога усиливается и подчиняет себе слабохарактерных героев Д. Будучи членом Вашпте — группировки, отличавшейся своим упадочничеством, — он печатает свой упадочнический рассказ "За ради неі". В этом рассказе жизнь заставляет революционера-коммуниста сделать выбор между партией и женщиной; побеждает последняя. Впоследствии Д. выступил с довольно бодрым революционным рассказом "Долина угрів", но все же его творчество не чуждо упадочничества. Ни поэзия Д., ни его беллетристика никогда не возвышались над средним уровнем современного творчества пролетарских писателей: это были не плохие, но все же ординарные вещи. И только в последнее время Д. выдвинулся как один из лучших драматургов современной Украины. Несмотря на то, что "Октябрь в театре" на Украине начался с первых дней революции и в лице Л. Курбаса приобрел талантливейшего вождя реформатора, объявившего беспощадную борьбу рутине и малороссийщине на театральных подмостках, украинская драматургия продолжала питаться соками старого этнографически-бытового театра. Д. удалось с первых же шагов своей драматургической деятельности избежать пагубного влияния "малороссийских трупп". От этого спасло драматурга заострение интереса на проблемах революционного интернационализма, на революционном экстазе. В первой своей пьесе "Любов i дим" Д. задолго до появления пьес Киршона и переделок "Цемента" Гладкова выводит на сцену борющийся пролетариат и показывает возрождение металлургического завода в условиях вредительства и бандитизма. Своей творческой интуицией Днипровский предвосхитил тему, ставшую особенно популярной после шахтинского процесса. В формальном отношении пьеса "Любов i дим" была настоящим событием в украинской драматургии. По своей конструкции она резко отличалась от тех пьес, которые до нее были в репертуаре украинского театра. Состоящая из 22 эпизодов, построенных на действенном диалоге, насыщенная движением и действием, пьеса "Любов i дим" заложила основы репертуара для революционного украинского театра. Еще более интересна по своей конструкции вторая пьеса Днипровского "Яблуневий полон", главный герой которой — красноармейская масса. Здесь красочно показана бурная эпоха гражданской войны на Украине, в частности петлюровщина. В этом произведении драматург несколько отошел в сторону от экспрессионизма, дав место лирике и национальным мотивам. В "Яблуневому полоні" Днипровский не только драматург, но и поэт, написавший своеобразную драматургическую поэму о великой революционной борьбе. Пьеса была поставлена театром Л. Курбаса "Березіль" и всеми государственными украинскими театрами и до сих пор не сходит со сцены. Третья пьеса Д. печатается в альманахах "Літературний ярмарок". Материалом для нее послужил шах-тинский процесс.
Библиография
:, I. Отд. изд.: Донбасс, ВДВ, 1922; Плуг, изд. "Шлях освіти", Харків, 1924; Добридень Ленін, ДВУ, Харків, 1924; Любов i дим, ДВУ, Харків, 1926; За ради неі, изд. "Вапліте", Харків, 1927.II. Смолич Ю., Драматична письменство наших днів, журн. "Червоний шлях", 1927, №4; Лейтес A. i Яшек М., Десять років української літературі, Харків, ДВУ, 1928.
К. Буревой.
{Лит. энц.}