[1876—] — поэт-мистик и сектант, один из наиболее ранних представителей русского декадентства. Д. — типичный представитель мелкобуржуазной интеллигенции 90-х гг., очутившейся между наковальней нисходящего народничества и молотом восходящего марксизма. В 1895 вышла его книжка "Natura naturans — Natura naturata", обратившая на себя внимание литературных кругов своими странностями и причудами: в книжке — обилие музыкальных обозначений, "белые страницы", пространные посвящения "великим людям" и робкие неряшливо оформленные "заумности". Это была первая "желтая кофта" русского декадентства. Д. выступил глашатаем воинствующего индивидуализма и эстетизма; в своем увлечении последним он проповедывал молодежи "красоту самоубийства". Книжка Д. была отвергнута критикой.
Это обстоятельство, как и случаи самоубийства, вызванные проповедью "красивой смерти", окончательно отрезвили Д.: он отрекся от индивидуализма и стал отшельником. Утонченный эстет превратился в странника-аскета, затем стал главою распространенной в 90-х гг. на Поволжье религиозной секты "добролюбовцев", стремившейся соединить непротивленский морализм толстовства (Д. отбывал наказание за отказ от военной службы) с буддийской мистикой. Проделанный им путь от крайнего декадентства к религиозному анархизму и народничеству Д. запечатлел в своих двух книгах — "Собрание стихов" [1900], под редакцией Валерия Брюсова и Коневского, и "Из книги невидимой" [1905]. Эти книги — первое проявление тенденций русского декадентства и символизма, с их противоречивыми стремлениями к формальному словотворчеству, к культу слова, с одной стороны, и к полному преодолению словесной формы — к "растворению" слова в мистическом переживании — с другой. У Д. эти тенденции декадентства и символизма доведены до своего крайнего предела. Естественным следствием этого и явился отход Д. от искусства и литературы.
Ш. Гордон.
{Лит. энц.}