наст. фам. и имя Барабейчик Ицхок Зорахович) (15.2.1891, Нижний Новгород - 9.12.1953, Осло) - дирижер, пианист и композитор. Отец, Александр Осипович Барабейчик, играл на ударных инструментах и тромбоне в оркестре нижегородского театра.
Мать - Анна Израилевна (урожд. Добровель), В детстве мальчик был усыновлен дедом И.И.Добровелем и получил его фамилию, которая была впоследствии изменена на Добровейн. Первым музыкальным наставником Д.
был отец, затем - педагоги музыкальных классов нижегородского отделения Русского музыкального общества В.Виллуан и В.Гофман. В 1901 игра маленького музыканта привлекла внимание гастролировавшего в городе известного московского пианиста Д.Шора, который определил его на бесплатное обучение в Московскую консерваторию, в класс А.Ярошевского, С 1906 Д. занимался на старшем отделении с К.Игумновым ив 1911 окончил курс с золотой медалью. Затем он совершенствовался в Вене у Л.Годовского в Школе высшего исполнительского мастерства.
Талант начинающего артиста был сразу сочувственно встречен публикой и музыкальной критикой. «Его игра не бьет на эффект, - писалось в одной из рецензий 1913, - он никогда не виртуозничает и не бравирует своей техникой, как многие иные пианисты, никогда эта техника не вылезает у него на первый план. На первом плане - само сочинение...
г.Добровейн относится к интерпретации с осторожной вдумчивостью. Это корректная, благородная манера игры, и в то же время в ней нет обычного недостатка всех чрезмерно «корректных» исполнителей, в ней нет педантичности и хладнокровия. Напротив, все это исполнение дышит талантливостью, от первой до последней ноты». Критики единодушно отмечали основную черту дарования пианиста - «его мягкий, немного меланхолического оттенка лиризм». Те же особенности отличали и произведения Д.-композитора (сочинять он начал еще в стенах консерватории): «Композиторское дарование г.Добровейна чрезвычайно искренно, определенно элегично..., к положительным сторонам этого дарования следует отнести общую его культурность и хорошую пианистичность изложения». Стилистически музыка Д. находилась под влиянием творчества раннего А.Скрябина. Однако, по свидетельству многих современников, ей присущи были «известное однообразие», «слишком узкий круг настроений и даже средств». Впрочем, сочинения Д.
пользовались в свое время успехом. Например, написанный в 1925 фортепианный концерт исполняли, помимо автора, известные пианистки Ф.Нэш и М.Тальяферо. Всего в наследии музыканта около 20 опусов, среди которых мелкие фортепианные пьесы, баллады, сонаты, романсы. В 1917-21 он преподавал фортепиано в Московском филармоническом училище. Поворотным моментом в жизни Д. стало его участие в постановке «Сказок Гофмана» Ж.Оффенбаха на сцене театра-студии Ф.Комиссаржевского в Москве в 1919. Артист впервые встал тогда за дирижерский пульт. С радостью встретил он предложение дирижировать оперными спектаклями Большого театра - «Севильским цирюльником» Д.Россини и «Борисом Годуновым» М.Мусоргского (дважды дирижировал этим спектаклем с участием Ф.Шаляпина). Однако новых постановок ему не поручали. К тому же отношения с администрацией театра оставляли желать лучшего, и контракт с Д. на сезон 1922/23 не был возобновлен.
В мае 1922 Д. уехал в Германию. Фриц Буш, дирижер Дрезденской государственной оперы, привлек его в качестве главного консультанта постановки «Бориса Годунова», а затем Д. был назначен и дирижером оперы. Этот спектакль, премьера которого состоялась 23.2.1923, стал для Германии подлинным открытием творения Мусоргского.Д. удалось преодолеть трудности восприятия русского исторического материала немецкой публикой. Пресса с восторгом отзывалась о новом сценическом прочтении оперы: «До сих пор казалось большой смелостью ставить «Бориса Годунова» без Шаляпина, но в Дрезденской опере появилась другая величина, которая сделала это возможным, молодой русский режиссердирижер с гениальным всевидящим глазом, всеслышащим ухом - подгоняющая, созидающая, всеохватывающая сила этого представления».
Опера обрела неслыханную популярность - за два последующих сезона она была поставлена в 11 театрах Германии. Секрет успеха лежал в новых принципах синтетического оперного спектакля, осуществлять которые начал Д. В статье, опубликованной в берлинском «Берзенкурир» в 1923, он следующим образом формулировал свой взгляд на оперную постановку: «Необходимо воспитать дирижера и режиссера в одном и том же лице, и только при такой единоличной диктатуре возможно цельное и законченное оперное представление». Работая над «Борисом», Д. сам занимался со всеми участниками спектакля - солистами, хором, художниками, декораторами, читал им целые лекции по русской истории и культуре.
Впоследствии, ставя оперы на крупнейших сценах мира, он продолжал руководствоваться теми же принципами.
Успех «Бориса Годунова» принес Д. известность и новые ангажементы. В 1923 состоялся его дебют в Лейпциге в качестве симфонического дирижера, в 1924 он получил штатное место дирижера в Берлинской народной опере и в Дрезденском филармоническом оркестре. В сезоне 1927/28 Д. работал в Софийской опере, затем с симфоническим оркестром во Франкфурте-на-Майне. Он получил постоянный ангажемент как концертный дирижер и в США (Сан-Франциско), часто посещал Венгрию и Италию. Семья Д. жила в Дрездене, туда музыкант возвращался в промежутках между гастролями. Лето все вместе проводили в деревне на берегу Боденского озера; Д. изучал партитуры, готовясь к новому сезону и отдыхал с удочками - страсть к рыбалке сохранилась у него с детских лет, проведенных на Волге. После прихода в Германии к власти нацистов Добровейны переехали в Осло: еще в 1929 артист получил норвежское гражданство. В годы 2-й мировой войны Д. нашел прибежище в Швеции: в 1939 работал с оркестром Гетеборга, в 1941 -в Королевской опере Стокгольма.
В послевоенные годы Д. работал с Лондонским оркестром «Philharmonia» и с театром «La Scala» в Милане, где он выступал как концертный дирижер и фактически являлся главным дирижером русского репертуара.
Дебют Д. в «La Scala» состоялся 11.5.1948 в концертной программе - Пятая симфония Бетховена и «Поэма экстаза» Скрябина. Первый спектакль - «Хованщина» Мусоргского (9.2.1949) - с участием выдающихся басов Н.Росси-Лемени и Б.Христова. Следующая постановка - «Борис Годунов» с Б.Христовым в заглавной роли и А.Веселовским в роли Шуйского (сезон 1949/50). Еще две оперы были поставлены Д. как дирижером и как режиссером: «Сказание о невидимом граде Китеже» Н.Римского-Корсакова и «Князь Игорь» А.Бородина (1951). Д. дирижировал в «La Scala» и балетами («Лебединое озеро» П.Чайковского, «Любовь-волшебница» М. де фальи, «Жар-птица» И.Стравинского в сезоне 1949/50), и крупными ораториальными произведениями («Страсти по Матфею» И.С.Баха и «Юдифь» А.0неггера), Плодотворным было сотрудничество в «La Scala» Д. с художником Н.Бенуа.
Главнейшими исполнительскими достижениями Д. стали произведения русских композиторов. За 30 лет работы на Западе он осуществил в общей сложности 17 постановок 7 опер: «Борис Годунов», «Хованщина», «Князь Игорь», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Сказание о невидимом граде Китеже». Под управлением Д. состоялись концертные исполнения «Золотого петушка» Римского-Корсакова в Турине и Брюсселе и «Китежа» в Лондоне.Д. выступал и в чисто режиссерском амплуа, поставив в Берлине «Сорочинскую ярмарку» Мусоргского и «Соловья» Стравинского, и как дирижер - в «Лебедином озере» Чайковского, балете «Шехеразада» по Римскому-Корсакову, «Жар-птице» и «Петрушке» Стравинского. Работал Д. и над операми современных западных композиторов, проведя премьеры «Кордильяка» П.Хиндемита и «Раскольникова» Г.Зутермейстера. К числу подлинных шедевров Д.-интепретатора принадлежат его трактовки сочинений Бетховена и русских композиторов от М.Глинки до С.Прокофьева. Особенно впечатляли сыгранные под его руководством Пятая и Шестая симфонии Чайковского и «Поэма экстаза» Скрябина. На концертах дирижера нередко звучала музыка Д.Шостаковича (в том числе Первая, Седьмая и Девятая симфонии), А.Хачатуряна. Высочайшая и разносторонняя культура, совершенное владение оркестром, яркий артистический темперамент - эти черты выдвинули Д. в ряд самых выдающихся дирижеров 1-й половины XX в. Все свои концертные программы Д,, обладавший феноменальной музыкальной памятью, проводил наизусть, без партитуры, за исключением исполнений аккомпанементов.
Д. много записывался на пластинки, в том числе с известными солистами - Губерманом (скрипичные концерты Баха и Моцарта), пианистами Соломоном (Первый концерт Чайковского и Второй концерт Брамса), А.Шнабелем (Второй, Третий и Четвертый концерты Бетховена). Н.Метнер записал с Д. свои Второй и Третий концерты. Среди симфонических произведений, записанных Д., выделяются Четвертая симфония, Струнная серенада и «Франческа да Римини» Чайковского, «Богатырская симфония» Бородина (одно из лучших исполнений в грамзаписи). К числу бесспорных шедевров мировой фонографии относится запись «Бориса Годунова» с оркестром Французского национального радио и «Русским хором» (его основу составил хор русского православного собора Св.Александра Невского - руководитель П.Спасский, басовые партии исполнил Б.Христов), Внешняя сторона жизни Д, складывалась благополучно, однако он болезненно переживал разлуку с родиной. Многое в окружающем его мире было для него неприемлемо, на склоне лет он писал: «Сейчас жизнь моя (если это можно назвать жизнью!) протекает в воспоминаниях.
Это убежище, единственное, которое Дает мне отраду и подкрепление.
Настоящее тяжело, будущее пугает...» Понимание и поддержку он находил в семье и в кругу друзей, среди которых - Метнер, Шаляпин, С.Рахманинов, Ф.Нансен, М.Горький (его музыкант знал с детства, еще по Нижнему Новгороду). Но главной отрадой в жизни Д, всегда оставалось искусство, «Музыка моя все такая же, - писал он в преклонные годы, - и в ней чувствую я себя моложе и радостнее, чем когдалибо».