, Уильям (Dobson, William) 1610, Лондон — 1646, Лондон. Английский живописец, работавший в жанре портрета. О годах учения и становления известно мало. Очевидно, молодой Добсон был знаком с сэром Р. Пиком, торговцем картинами и гравюрами, благодаря которому получил возможность копировать полотна Тициана и Тинторетто. Вероятно, учился также у немецкого художника Ф. Клейна, управлявшего Мортлейкской шпалерной мастерской. Через своего учителя получил доступ к королевскому собранию живописи, где главное внимание также уделил венецианской школе. Увлечение в юности венецианцами нашло отражение в стиле зрелых портретов мастера, отличающихся ярким колоритом, основанным на контрастных тонах. Становление мастера проходило в условиях абсолютного доминирования в художественной жизни Англии А. Ван Дейка, работавшего при дворе Карла I. Однако великий фламандец не оказал глубокого влияния на искусство Добсона, который принадлежал уже другому поколению, другому времени. Творческая активность мастера приходится на годы Гражданской войны, когда традиция вандейковского портрета с его аристократизмом, особой элегантностью и легким налетом меланхолии была прервана. На смену пришел более трезвый, реалистический подход к модели. Мастером, выразившим новые тенденции, стал Добсон. С 1642 по 1646 работал в Оксфорде, ставшим центром роялистов. Будучи придворным художником, пишет членов королевской фамилии и верных Карлу I офицеров. В более ранних произведениях преобладают энергичные характеры с яркой индивидуальностью. Стилистически его портреты представляют собой вариант английского барокко, более сдержанный, чем у Лели. Но в них также уделяется значительное внимание драпировкам, пышным складкам одежд, аллегорическим фигурам и деталям, раскрывающим род занятий или социальную принадлежность модели. Адаптировав формулу европейского охотничьего портрета, художник создает ставшие впоследствии традиционными образы английских сквайров. Работы последнего года жизни мастера отличаются более тонкой живописью, в них отсутствует напористость, характерная для более ранних его произведений. В апреле 1646 покидает Оксфорд и переезжает в Лондон. Из-за долгов попадает в тюрьму. Умирает осенью того же года вскоре после освобождения. Прожив короткую жизнь, Добсон сумел внести большой вклад в становление национальной школы живописи, в создание английского дворянского портрета, расцвет которого приходится на 2-ю пол. XVIII в. Основные произведения: Портрет А. ван дер Дорта (ок. 1640, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Портрет офицера с пажем (1642, Кент, замок Ноул), Портрет неизвестного (ок. 1643, Гринвич, Нац. морской музей), Лорд Байрон и Чарльз, принц Уэльский (ок. 1643, Эдинбург, Нац. портретная галерея Шотландии), Портрет Эндимиона Портера (ок. 1643, Лондон, галерея Тейт), Портрет Чарльза Лукаса (1645, Вудьятс-Менор), Портрет неизвестной девушки (1645, Бирмингем, Гор. музей и художественная галерея).
Лит.: William Dobson. An exhibition of Paintings at the Tait Gallery. London, 1951.
Т. Воронина
0.00 байт