ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович
(14 авг. 1875, Новгород - 20 нояб. 1957, Нью-Йорк)— художник, театральный декоратор, проф. Начал заниматься в худ. уч-ще в Санкт-Петербурге и продолжил его в Мюнхене. Его рис. публиковались в журналах «Аполлон», «Мир искусства», «Золотое руно». Рисовал декорации для постановок в МХТ. Д. выставлял свои произведения на многоч. выставках в обеих столицах и главнейших городах России.
До 1922 проф. Академии худ. в Петрограде. После 1924 персональные выставки Д. состоялись в 35 европейских и амер. городах. В США выставки экспонировались в Нью-Йорке, Бостоне, Сан-Диего, Голливуде, Ньюпорте и в Дартмут колледже. В 1929 эмигрировал с семьей в Литву. Во время Второй мировой войны эмигрировал на Запад. Сначала проживал в Англии, потом переехал в США. Работал над театральными декорациями. За свою творч. жизнь создал декорации и костюмы для более чем 100 оперных, балетных и драматич. постановок в России, Англии, Франции, Италии, Монако, Бельгии, Германии, Голландии, Чехословакии, Литве, США, Канаде и в Аргентине. В США работал над декорациями и костюмами для семи главных театров, включая Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Похоронен во Франции.
Лит. Александрова В. Памяти М.В. Добужин- ского // НЖ. 1958. № 53; Bowlt J.E. The Early Graphic Work of Mstislav Dobujinsky // Transactions of the Association of Russian-American Scholars in the USA (New-York). V. IX. 1975. P. 249-286; RaymondB., Jones R. Dobujinsky Mstislav // The Russian Diaspora 1917-1941. Maryland and London, 2000. P. 99-100.
Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.
ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович
2.8.1875, Новгород - 20.11.1957, НьюЙорк) - график, иллюстратор, живописец, театральный художник. Отец - В.П.Добужинский - генерал-лейтенант артиллерии и основатель Литовского общества охраны старины, мать - Е.Т.Борецкая, оперная певица. Детство провел в Петербурге; в 1889-95 жил с отцом в Вильно.
По возвращении в Петербург поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств (1895-97), занимался в мастерской Л.Дмитриева-Кавказского (1895-98). Учился также в Мюнхене в школах А.Ашбе (18991901) и Ш.Холлоши (1898-1903), Окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1901 путешествовал по Италии и Франции, по возвращении в Россию обучался гравюре в мастерской В.Матэ. В 1897-1902 рисовал для петербургских сатирических журналов «Шут» и «Стрекоза».
Постоянный экспонент и член объединений «Мир искусства» (1902-4, 1906, 1911-13, 1915-18, 1922, 1924), Союз русских художников (1904-10) и Новое общество художников (1908-14). Основные темы станкового творчества - современный или исторический городской пейзаж, Человек и Город. Сотрудничал с журналами «Мир искусства» (1902-4), «Художественные сокровища России» (1903), «Золотое руно» (1906-8), «Аполлон» (190915); с альманахами «Белые ночи» (1907), «Шиповник» (1907-8), В 1905-8 публиковал политические карикатуры в журналах «Жупел» и «Сатирикон». Изготовлял оригиналы для открытых писем Общины Св.Евгении. Иллюстрировал сочинения А.Пушкина, М.Лермонтова, М.Кузмина, А.Блока, Н.Лескова, Ф.Достоевского, Г.-Х.Андерсена, К.Чуковского, Ю.Олеши и др. авторов (1906-25).
С 1907 работал как сценограф, оформив спектакли Старинного театра («Лицедейство о Робине и Марион» А. де Аля), театра В.Комиссаржевской («Бесовское действо» А.Ремизова; «Франческа да РИМИНИ» Г.
ДАннунцио), Московского Художественного театра (пьесы И.Тургенева, А.Грибоедова, Достоевского, Блока). В 1914 оформлял балеты для Русских сезонов С.Дягилева в Париже: «Бабочки» Р.Шумана и «Мидас» А.Штейнберга. В 1910-е сотрудничал в литературно-художественном кабаре «Привал комедиантов», в любительских и кукольных театрах Петербурга. Работал в монументально-декоративных формах (эскизы оформления Строительной выставки в Петербурге, 1908; эскизы росписи плафона и убранства комнат особняка Носовых в Москве, 1912; имения Е.Олив «Кочановка» на Украине, 1915: эскизы росписи Казанского вокзала в Москве, 1916). Преподавал в Школах Е.Званцевой (1906-10), княгини Гагариной (191017), Свободных художественных учебных мастерских (1918-21), ВХТУЗ (1921-23), в Витебском художественно-практическом институте (1923-24).
В послереволюционные годы участвовал в оформлении уличных празднеств и шествий (украшение здания Адмиралтейства к 1-й годовщине переворота: совм. с Ю.Анненковым оформление мистерии-действа «Гимн освобожденному труду» 1.5,1920).
Продолжал заниматься сценографией: в 1919-21 оформил спектакли по пьесам «Дантон» Л.Левберга, «Разбойники» Ф.Шиллера, «Макбет» и «Король Лир» В.Шекспира в Большом драматическом театре в Петрограде и «Оливер Кромвель» А.Луначарского в московском Малом театре. Весной 1920 провел персональную выставку в петроградском Доме искусств, в 1923-в городах Прибалтики, а также в Германии, Дании, Швеции, Голландии, Бельгии и Франции.
В 1924 покинул Россию как литовский гражданин. В 1925 работал для Рижского театра, в 1926-29 для парижского театра Н.Балиева «Летучая мышь». В 1929 стал ведущим художником Государственного литовского театра в Ковно (Каунасе), для которого оформил спектакли по пьесам Н.Гоголя, Шекспира, балеты П.Чайковского, М.Мусоргского, А.Глазунова, Н.Черепнина, Р.Вагнера, В.Моцарта и др. В 1935 отправился в Англию вместе с труппой литовского театра. В 1939 переехал в США. Оформлял спектакли для «Metropolitan Opera» (Дж.Верди, Мусоргский и др.) и различных театральных трупп. В 1947 написал либретто и исполнил эскизы декораций к балету на музыку Седьмой симфонии Д.Шостаковича.
Продолжал заниматься живописью и графикой (создал воображаемые пейзажи блокадного Ленинграда в 1943, графические серии и циклы, в том числе иллюстрации и оформление нью-йоркских изданий сочинений Пушкина, Лермонтова, Лескова, И.Бунина, Б.Зайцева - в 1941-51).
Оставил обширное литературное наследие. Еще в 1910-е публиковал критические статьи о живописи и театре (псевд. Амадео). В 1923 выпустил книгу «Воспоминания об Италии» в конце жизни завершил обширные мемуары (опубл. Нью-Йорк, 1976, в 2-х т.; в России опубл. в сокращенном виде в 1987), Участвовал в групповых зарубежных выставках в Берлине и Париже (1906); Брюсселе (1910): Риме (1911); Венеции (1913): Копенгагене и Париже (1923): Дрездене (1924), Персональные выставки художника прошли: в Петрограде-Ленинграде (1915, 1920, 1925 и 1965); Таллинне (1925); Вильнюсе (1963, 1975): Москве (1975), а также в Амстердаме (1928) и Лондоне (1935, 1955, 1959).
Последние пять лет жизни художник провел в Европе. Он скончался в США, но похоронен в Париже.
Источник: Энциклопедия Русской эмиграции
ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович
14.08.1875 (Новгород) -20.11.1957 (Нью-Йорк). График, живописец, сценофаф. Сын генерал-лейтенанта артиллерии Валериана Петровича Добужинского (1842-1921) и оперной певицы Елизаветы Тимофеевны Борецкой. После ухода матери из семьи воспитывался отцом. Детство провел в Петербурге, в 1884-85 учился в Рисовальной школе ОПХ и 1-й гимназии. В 1887-88 жил в Кишиневе, в 1889-95 - в Вильно, где закончил гимназию. В 1895 вернулся в Петербург, поступил на юридический факультет университета и пытался поступить в АХ. В том же году начал заниматься в школе кн. М. К. Тенишевой, затем - в школах Н. Д. Дмитриева-Оренбургского (1897) и JI. Е. Дмитриева-Кавказского (1897-99). В 1899-1901 учился в школе А. Ашбе в Мюнхене, где подружился с И. Э. Грабарем, В. А. Локкеибергом и А. Н. Клементьевым. В летние месяцы занимался в школе Ш. Холлоши в г. Надьбанья в Венгрии. В 1901 посетил Венецию и Париж. По возвращении в Петербург вновь не смог поступить в АХ и стал неофициально посещать академическую мастерскую В. В. Матэ, под руководством которого изучал гравюру. В 1902 рисовал карикатуры для сатирического журнала «Шут». В 1902-09 служил в Управлении водных путей и шоссе Железнодорожного министерства. В 1902 через И. Э. Грабаря вошел в круг художников «Мир искусства», познакомился с А. Н. Бенуа, Л. С. Бакстом, К. А. Сомовым, С. П. Дягилевым и Е. Е. Лансере. В 1900-10-е много ездил по городам России и Западной Европы. Писал пейзажи с архитектурными мотивами старых кварталов Петербурга и его дворцовых пригородов, городские пейзажи Вильно, Лондона, Брюгге, Гаага, Амстердама. Работал акварелью, пастелью, гуашью и карандашом. Создавал картины на исторические темы: «Петр Великий в Голландии» (1910, ГТГ), «Провинция 1830-х» (1907-09, ГРМ). Реже обращался к портрету («Человек в очках. Портрет К. А. Сюннерберга (Эрберга)», 1905, ГТГ). Много лет рисовал фантастические пейзажи на тему «Городские сны». Публиковал работы в журналах «Мир искусства» (1902-04), «Художественные сокровища России» (1903), «Золотое руно» (1906-08), «Аполлон» (1909-15), «Сатирикон» (1908-10), в альманахах «Белые ночи» (1907) и «Шиповник» (1907-08) и на открытках Общины св. Евгении (1902-10). Исполнил иллюстрации к книгам «Станционный смотритель» А. С. Пушкина (1906), «Морщинка» А. М. Ремизова (1907), «Портрет» Н. В. Гоголя (1909), «Тамбовская казначейша» М. Ю. Лермонтова (1912), обложки, фронтисписы, виньетки, заставки, марки и концовки ко многим поэтическим сборникам. В годы 1-й русской революции опубликовал ряд острых политических рисунков: «Октябрьская идиллия» и «Умиротворение» («Жупел». 1905. № 1 и 2), «Дьявол» («Золотое руно». 1907. № 1), «Осень» («Сатирикон». 1908. № 32). Участвовал в выставках «Мир искусства» (1903, 1906, 1911-13, 1915-18), СРХ (1906-10), Нового общества художников (1907-09), «Салоне» С. К. Маковского (СПб., 1909), выставках в провинции и за рубежом - в Париже (1906, 1910, 1911), Берлине (1906), Вене (1909), Милане (1909), Брюсселе (1910), Риме (1911, 1914), Венеции (1913), Лейпциге (1914) и Мальме (1914; золотая медаль). С 1907 оформлял драматические спектакли для петербургских и московских театров: «Лицедейство о Робине и Марион» А. де Аля для Старинного театра (1907), «Бесовское действо» А. М. Ремизова (1907) и «Франческа да Римини» Г. Д ’Аннунцио (1908) для театра В. Ф. Комиссаржевской, «Петрушка» П. П. Потемкина (1908) для театра «Лукоморье», «Месяц в деревне» (1909), «Где тонко, там и рвется» (1911), «Нахлебник» и «Провинциалка» (1912) И. С. Тургенева, «Николай Ставрогин» (1913) и «Село Степанчиково» (1917) по Ф. М. Достоевскому - для МХТ. В 1914 оформил балеты «Бабочки» Р. Шумана и «Мидас» Л. П. Штейнберга (балетм. М. М. Фокин) для Русского балета С. П. Дягилева. В 1910-е сотрудничал в литературно-художественном кабаре «Привал комедиантов», любительском театре графини Шуваловой, кукольном театре Ю. Л. Сазоновой-Слонимской. Преподавал в школах Е. Н. Званцевой (1906-11; она же - «Школа Бакста и Добужинского », позже - «Школа Добужинского и Петрова-Водкина») и кн. Гагариной (1911-17; она же - Новая художественная мастерская). Выступал в печати (часто под псевдонимом «Амадео») с критическими статьями и очерками о живописи и театре. В годы I мировой войны был мобилизован и зачислен художником в Главное управление Красного Креста; выезжал для зарисовок на фронт в Галицию и Польшу. В 1915 вместе с Е. Е. Лансере провел в Петрограде выставку фронтовых этюдов и рисунков. В первые советские годы участвовал в оформлении уличных празднеств в Петрограде (украшение фасада Адмиралтейства к 1-й годовщине Октября; оформление массового спектакля Ю. П. Анненкова «Гимн освобожденному труду» 1 мая 1920 у здания Фондовой биржи и др.). Исполнил иллюстрации к книгам: «Барышнякрестьянка» (1919) и «Скупой рыцарь» (1922) А. С. Пушкина, «Чудесная жизнь графа Иосифа Бальзамо де Калиостро» М. А. Кузмина (1919), «Роза и Крест» А. А. Блока (1919), «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина (1921), «Тупейный художник» Н. С. Лескова (1922), «Петербург Достоевского» Н. П. Анциферова (1923), «Белые ночи» Ф. М. Достоевского (1923); оформил детские книжки: «Свинопас» (1917) и «Принцесса на горошине» (1918) Г. X. Андерсена, «Три толстяка» Ю. К. Олеши (1925) и «Бармалей » К. И. Чуковского (1925). Книги с его иллюстрациями в последующие годы многократно переиздавались. В октябре 1918 был назначен ученым хранителем Эрмитажа. В ноябре 1918феврале 1919 жил в Витебске, участвовал в организации Витебского художественнопрактического института (на основе Народной художественной школы, созданной М. 3. Шагалом) и стал его директором. Весной 1919 участвовал в организации Большого оперного театра в Петрограде и стал заведующим художественной частью. В 1919-21 оформил спектакли: «Дантон» Ш. Левберга, «Разбойники» Шиллера, «Макбет» и «Король Лир» Шекспира - для БДТ в Петрограде, «Оливер Кромвель» А. В. Луначарского - для московского Малого театра и др. Преподавал в бывшем ЦУТР (1917-19) и АХ (1919-23). В 1919-20 участвовал в организации Дома искусств, был заместителем его председателя. Весной 1920 провел персональную выставку в Доме искусств, в 1923 - серию выставок в городах Прибалтики, Германии, Дании, Швеции, Голландии, Бельгии и Франции. Участвовал в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919), Выставке картин художников Петрограда всех направлений (Пг., 1923), последних петроградских выставках «Мир искусства» (1918, 1922, 1924). В декабре 1924 выехал в Литву, откуда родом были его предки. Поселился в Ковно (Каунас). В мае 1926 уехал в Париж, работал в театре Н. Ф. Валиева «Летучая мышь» и вел класс декоративного рисования в Художественно-промышленном институте кн. Ф. Ф. Юсупова. В сентябре 1929 вернулся в Каунас. Преподавал в Художественной школе (1929-30). В начале 1931 был назначен главным художником Литовского государственного театра, для которого оформил спектакли классического, в том числе русского, репертуара: «Ревизор» Н. В. Гоголя в постановке М. А. Чехова (1933), оперы и балеты «Пиковая дама» (1925), «Спяшая красавица » и «Евгений Онегин» (1935) П. И. Чайковского, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1930), «Раймонда» А. К. Глазунова (1933), «Князь Игорь» А. П. Бородина (1934), «Тайна пирамид» Н. Н. Черепнина (1938) и др. В 1938 по приглашению М. А. Чехова выехал в Лондон для работы в его школетеатре. В 1939, за несколько дней до начала войны, выехал с труппой театра в США. В дальнейшем занимался в основном сценографией, оформлял спектакли для МетрополитенОпера, других театров Америки и Европы; в их числе балеты «Русский солдат» («Поручик Киже») на музыку С. С. Прокофьева (балетм. М. М. Фокин, 1942), «Ballet Imperial» на музыку П. И. Чайковского (балетм. Дж. Баланчин, 1941, 1945), «Кавказский пленник» А. И. Хачатуряна (1957), оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева (1947) и «Хованщина» М. П. Мусоргского (1950), опера-балет «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева (балетм. Ч. Вейдман, 1949). В 1947 написал либретто и исполнил эскизы декораций к балету на музыку Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича. Работал для кинематографа, исполнил декорации к фильмам «Пиковая дама» Ф. Оцепа (совм. с Анненковым, Франция, 1937), «Опозоренная женщина» и «Странная женщина» Р. Стивенсона (оба - совм. с Н. В. Ремизовым, США, 1946) и др. Исполнил цикл воображаемых пейзажей блокадного Ленинграда (1943), серию фантастических рисунков «Тепа Incognita» (1950-е), графические циклы к поэмам и стихам М. Ю. Лермонтова (1941), к поэме «Граф Нулин» А. С. Пушкина (1942); оформил книги «Евгений Онегин» А. С. Пушкина (Нью-Йорк, 1938, 1939, 1943; М.; Л., 1947), «Левша» Н. С. Лескова (Нью-Йорк, 1943), «Речной трактир» И. А. Бунина (Нью-Йорк, 1945), «Слово о полку Игореве» (Нью-Йорк, 1951). Провел около 50 выставок в США и Европе, в том числе в Париже (1926, 1929), Амстердаме (1928), Брюсселе (1928, 1931), Копенгагене (1929), Каунасе (1925, 1930, 1931, 1932, 1937, 1939), Риге (1925, 1930, 1937), Лондоне (1935, 1936, 1955, 1957), Монреале (1943, 1944) и Нью-Йорке (1941, 1945, 1946, 1950, 1951). Участвовал в последних выставках «Мир искусства» в Париже (1927, 1928), выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Берлине (1930), Белграде (1930), Париже (W. Hirshman, 1929; La Renaissance, 1932), Лондоне (1935). Поддерживал связи со многими деятелями русской эмиграции (Александр и Николай Бенуа, С. В. Рахманинов, М. А. Чехов, М. М. Фокин, Л. Ф. Мясин, Н. Н. Берберова и др.), оставил значительное эпистолярное и литературное наследие, подготовил книгу мемуаров. Последние пять лет провел в Европе; подолгу жил в Париже, Риме и Лондоне, путешествовал по Италии. Незадолго до смерти вернулся в США. Похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Посмертные выставки состоялись в Лондоне (Музей Виктории и Альберта, 1959), Ленинграде (ГРМ, 1965), Сполетго, Италия (1971), Вильнюсе (1963, 1975), Москве (ГЦТМ, 1975), Нью-Йорке (1979). Часть личного архива хранится в Бахметевском архиве (Колумбийский университет, Нью-Йорк).
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999