Додонов, Александр Михайлович - оперный певец (тенор), родился в 1837 г. Два года пел на итальянских сценах (Милан, Неаполь), затем перешел в одесскую итальянскую, оттуда - в киевскую русскую оперу. С 1869 до 1891 г. пел на московской оперной сцене. Издал ""Руководство к правильной постановке голоса и изучению искусства пения"" (1891).
Додонов Александр Михайлович
— русский оперный певец (тенор). Род. в 1837 г. С 1869 по 1891 г. пел на Московской императорской оперной сцене, позже был профессором пения в школе Московского филармонического общества. Написал "Руководство к правильной постановке голоса и изучению искусства пения".
{Брокгауз}
Додонов, Александр Михайлович
— оперный певец (тенор), род. в 1837 в СПб. Пению учился сперва в СПб., под руководством Ф. Ронкони (1859—61), затем в Париже у Безанцони, в Лондоне в течение двух лет у Э. Гарсиа и в 1864 в Милане у Ламперти. В течение двух лет пел на сценах Милана и Неаполя, после чего выступил в одесской итальянской опере (1867) и в киевской русской опере (1868). В 1869 принят был в труппу московской Имп. оперы, где с успехом пел до 1891 (лирические партии). В 1891—95 состоял профессором пения в училище московского филармонического общества; в 1891 издал свое "Руководство к правильной постановке голоса и изучению искусства пения", одобрен. художественными советами СПб. и московской консерваторий.
(В.).
{Риман}
Додонов, Александр Михайлович
[12(24). 2.1837, Петербург — 19.1 (1.2).1914, Москва] — арт. оперы (лирико-драм. тенор), камерный певец и педагог. С 17 лет служил на почте, одновременно пел в церковном хоре, позднее был солистом в католическом костеле. Здесь его услышал А. Рубинштейн, по совету к-рого в 1859—61 обучался пению у Ф. Ронкони и теории музыки у В. Одоевского. Впервые выступил в концерте п/у А. Рубинштейна с исп. арии Дон Оттавио и романсы Л. Бетховена "Аделаида". Часто концертировал в Петербурге, был назначен солистом двора великой кн. Александры Павловны. По совету итал. певцов Э. Кальцолари и К. Эверарди, в 1861 совершенствовался в вокальном искусстве в Париже у Безанцони. Выступал на муз. вечерах у П. Виардо. По рекомендации ее и Ж. Дюпре в 1861—63 брал уроки пения в Лондоне у М. Гарсиа, одновременно выступая в концертах Кристального дворца и "Альберт-холла" и в оперных спектаклях т-ра "Ковент-Гарден". Затем, уехав в Италию, занимался в Милане у Ф. Ламперти, в Неаполе у Ф. Скафатти. В 1865—66 пел в оперных т-рах Триеста, Феррары, Неаполя (т-р "Сан-Карло"), Милана. Вернувшись в 1867 в Россию, один сезон пел в одесской Итал. опере, в сезоне 1868/89 — в Киев. опере, в 1869—91 — в Моск. Большом т-ре. Обладал сильным, звучным голосом мягкого тембра, исп. была свойственна тонкость худож. отделки. Отличался физической выносливостью (мог без усталости спеть два спектакля в день), хорошей муз. памятью (выучивал партию за четыре-пять дней). В совершенстве владел итал. яз. Современники называли его "рус. итальянцем" и сравнивали с Д. Марио и Дж. Рубини.
1-й исп. партий: Пьяного казака ("Мазепа" П. Чайковского), Школьного учителя ("Черевички"), Деда Мороза ("Снегурочка", музыка П. Чайковского к весенней сказке А. Н. Островского), Гельдерна ("Мария Бургундская"), Янкеля ("Тарас Бульба" В. Кашперова); в Большом т-ре — Андрея Морозова ("Опричник"), Вальтера ("Тангейзер"), Альфреда ("Травиата", на рус. яз.), Ионы ("Иоанн Лейденский"), Вагнера и Нерео ("Мефистофель"); на рус. сцене — Вильгельма Мейстера ("Миньон"), Гильома ("Свадьба при фонарях, или Дядюшкин клад").Лучшие партии: Торопка, Собинин, Финн, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Руальд. "Из трудной партии Руальда, написанной с явным расчетом на высокие грудные ноты Никольского, г. Додонов выпутался с большим успехом. Этот артист обладает приятной дикцией и большим вкусом к фразировке" (П. Чайковский) *.
Др. партии: Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Макс ("Вольный стрелок"), Рауль. Партнеры: А. Александрова-Кочетова, Е. Кадмина, Б. Корсов, А. Крутикова, А. Патти (на протяжении 7 лет), А. Сантагано-Горчакова, Д. Усатов, П. Хохлов. Пел п/у У. Авранека, И. Альтани, Э. Бевиньяни, П. Чайковского, И. Шрамека.
Выступал в симф. и камерных концертах. Репертуар включал сольные партии в 9-й симфонии Л. Бетховена, в ораториях "Рай и Пери" Р. Шумана, "Бегство в Египет" Г. Берлиоза, в кантате "В память 200-летия рождения Петра Великого" П. Чайковского (1-й исп., 31 мая 1872, п/у К. Ю. Давыдова на открытии Политехнической выставки в Москве), романсы М. Глинки, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского.
Чайковский посвятил Д. романс "Корольки" (ор. 28, № 2, 1875), Н. Дмитриев — трио "Сосна" (на стихи М. Лермонтова).
В 1890—95 преподавал пение в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. общества (с 1891 проф.), с 1895 давал частные уроки пения и читал лекции о постановке голоса в Моск. и Петерб. конс., Историческом музее, в театр. уч-щах Киева и Одессы. С 1896 по предложению В. Сафонова начал преподавать в открывшемся в Ростове-н/Д филиале Моск. конс. Ученики: Б. Евлахов, М. Львов, С. Остроумов, М. Ррменский, Д. Смирнов, Л. Собинов, С. Юдин.
Соч.: Романс "Звезда" на сл. Ал. Кольцова — (М., изд-во Юргенсон), / б. г./; Руководство к правильной постановке голоса, развитию и укреплению голосовых органов и изучению искусства пения. Ч. 1 — М., 1891, 1908; Руководство к правильной постановке голоса и изучению искусства пения. Ч. 2, практическая. — М., 1899, изд. 3-е, исправ. и доп. — М., 1902; Современное преподавание пения... — М., 1904; Недостатки преподавания пения с указанием, как их избежать, и Программа правильного изучения пения (рук.). — в ГЦММК, ф. 309, ед. хр. 3; Моя деятельность в филармоническом училище, включая воспоминания о своем ученике Л. В. Собинове. — Там же, ед. хр. 5.
Лит.: 40-летний юбилей А. М. Додонова / Рус. артист. 1908. № 6. С. 86; А. М. Додонов. (Некролог) // Театр и искусство. 1914. № 4. С. 77: Учитель Собинова и Смирнова //Рус. слово. 1914. № 16; Чайковский П. И.* Музыкально-критические статьи. — М., 1953. С. 49, 58, 190, 266, 273; Владыкин а-Б ачинская Н. Собинов. — М., 1958. С. 41—43; Глинка-Измайлов А. А. М. Додонов (рук.). — в ГЦММК, ф. 152, ед. хр. 15.