Пакт о ненападении, соглашение, заключенное между Германией и СССР 23 августа 1939.
Секретный дополнительный протокол к пакту о ненападении между Германией и СССР предопределил раздел Польши. Путь к нападению на Польшу отныне был свободен.
Договор гласил: 1. Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга, как отдельно, так и совместно с другими державами.
2. В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.
3. Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.
4. Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-либо группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой державы.
5. В случае возникновения споров или конфликтов между Договаривающимися Сторонами по вопросам того или иного рода обе стороны будут разрешать эти споры или конфликты исключительно мирными путями в порядке дружественного обмена мнениями или в нужных случаях путем создания комиссий по урегулированию конфликта.
Одновременно с договором в ночь с 23 на 24 августа в Москве был подписан секретный дополнительный протокол. Оригинал протокола ни в советских, ни в других архивах не обнаружен. Но проведенными в настоящее время исследованиями подтверждена достоверность текста сохранившихся копий. За основу протокола был взят привезенный Риббентропом проект.
При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату: 1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению Виленской области признаются обеими сторонами.
2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского Государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана. Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохранение независимого Польского Государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политического развития. Во всяком случае оба Правительства будут решать этот вопрос в порядке дружественного обоюдного согласия.
3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях.
4. Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете.
Следует отметить, что на разработку дополнительного протокола Сталин и Молотов не имели полномочий от государственных или политических инстанций.
существовании протокола не были информированы ни правительство, ни Верховный Совет СССР, ни ЦК ВКП(б). Протокол был изъят из процедур ратификации.
юридическом смысле протокол выражал намерения подписавших его физических лиц.