искусство древнейших людей. Оно зарождается на первых ступенях развития человечества. Однако лишь от времени позднего палеолита до нас дошли выразительные памятники живописи, скульптуры, прикладного искусства. Первые памятники первобытной живописи найдены более 100 лет назад. В 1879 г. испанский археолог М. Саутола открывает многокрасочные изображения палеолитической эпохи в пещере Альтамира (Испания). В 1895 г. были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля Мут во Франции. В 1901 г. во Франции А. Брейль обнаруживает рисунки мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя в пещере Ле-Комбарелль в долине Везера.
Рисунков здесь ок. 300, есть и изображения человека (в большинстве случаев в масках). Недалеко от Ле-Комбарелля в том же году археолог Пейрони в пещере Фон де Гом открывает целую "картинную галерею" - 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей. Рисунки нанесены охрой и другими красками, секрет которых не раскрыт и поныне. В эти годы фр. археологи Э. Картальяк и А.
Брейль исследуют пещеру Альтамира. Длина ее составляет 280 м, 150 изображений животных на потолке и стенах пещеры изумительны. Искусствоведы сравнивают их с творениями Фидия, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Долгое время пещеры с палеолитическими рисунками находили только в Испании, во Франции и в Италии. В 1959 г. зоолог А. В. Рюмин открыл живопись в Каповой пещере на Урале.
В раннеземледельческих обществах Ближнего и Среднего Востока был достигнут высокий уровень архитектуры, развития земледелия и скотоводства.
До нас дошли и удивительные памятники искусства, сделанные руками жителей этих древних поселений. Изображение человеческой головы из обожженной глины было найдено при раскопках стоянки Сабакты на Урале. Размеры головы невелики - высота ок. 3 см, ширина в профиль - ок. 2,5 см, в фас - менее 2 см. Тем не менее портрет получился весьма выразительным: чуть скуластое лицо, далеко выступающий нос с горбинкой, высоко посаженные глаза, большой лоб, борода и длинные волосы, ниспадающие на шею. На макушке волос нет, но на затылке они процарапаны тщательно. Видимо, изображался человек в летах, лысый. На стоянках Горбуновского и Шигирского торфяников еще в XIX в. находили идолов из дерева, изображения голов лося из рога, ковши в виде птиц. На стоянке Мысовая II найдены изделия из глины, напоминающие катушки, конусы и т.
Предполагается, что они играли роль шахматных фигур.
На Урале в большом количестве найдены сосуды каменного века, по которым хорошо видно, как первобытные охотники и рыболовы разрисовывали свою утварь.
Рисунок покрывал всю наружную поверхность посуды без какого-либо просвета.
Он состоял из всевозможных волнистых линий, зигзагов, оттисков зубчатого штампа. Все рисунки были сделаны по сырой глине, а потом сосуд с выдавленным на нем рисунком был обожжен. Обращает на себя внимание то, что узор размещен очень точно и хорошо гармонирует с яйцевидной формой горшков. В расположении волнистых линий и других фигур соблюдается строгая ритмичность, а иногда и шахматное расположение рисунка. Видимо, законы симметрии 6 тыс. лет назад были уже хорошо известны. На одном из сосудов с Чебаркульской стоянки изображена сложная композиция. По верхнему краю горшка плывет цепочка птиц, очень похожих на уток. Головки "уток" высоко подняты, лапки растопырены. Под ними - волнистые линии, которыми древний художник, вероятно, стремился передать воду. Под "водой" - зигзаги с бахромой, может быть, это водоросли, а может быть, и какие-то "подводные чудища" или "духи". Показаны они более схематично, чем птицы. "Утки" распространены по всему в. склону Урала. На Горбуновском торфянике под Нижним Тагилом вместе с обломками сосудов найдены деревянные изображения людей и животных, причем большинство из них - фигурки "уток". Особенно интересны ковши в виде птиц. Сделаны они с неподражаемым мастерством, очень просто, без лишних деталей и украшений и вместе с тем удивительно реалистично. Туловище, шея, голова выдержаны в какой-то своеобразной пропорции - клюв и шея увеличены, а туловище (сам ковш) несколько уменьшено, отчего все изображение делается более выразительным.
Бесподобно показан легкий грациозный поворот головы птицы (утки или лебедя).
Создается впечатление, что она, слегка повернув голову, боковым зрением наблюдает за следующими за ней птенцами.
Чаще всего рисунки выдавливались специальным штампом. Первоначально штампами служили острые края раковин. Потом края раковин стали зазубривать.
Однако раковины были хрупкими, видимо, поэтому их в конце неолита стали заменять специально сделанными из кости или из камня штампами. Они, как правило, изготовлялись из округлых, тщательно отшлифованных плоских галек желтоватого или зеленоватого с блестками камня. По острым краям их наносились прорези. Штампы делались также из кости, дерева, раковин. Если надавить таким штампом на мокрую глину или пластилин, получится рисунок, сходный с оттиском гребенки. Оттиск такого штампа поэтому часто называют гребенчатым или зубчатым. С помощью комбинации различных оттисков штампов на стенках сосудов создавался сложный декор. Искусно применяя штампы, древние мастера ухитрялись создавать удивительные картины. Интересно, что вода и "рыболовные" сюжеты встречаются чаще всего на тех стоянках, где археологи почти не находят орудий рыболовства. Таким образом, памятники Д. и. отражают как бы вчерашний день жизни первобытного человека. В пользу этого говорит и то, что на стоянках предшествующего периода, когда почти на протяжении 6 тыс. лет люди жили за счет рыболовства и охоты, ни разу не обнаружены на сосудах изображения рыб, водоплавающих птиц или диких животных. Только в пещерах, под надежной защитой каменных сводов, человек оставил превосходные реалистические рисунки животных. Может быть, то, чем жил человек в то время, он из суеверного страха боялся изображать? К памятникам Д. и. принято относить изделия из резного камня с орнаментом. Эти загадочные предметы сплошь покрыты резным геометрическим узором. Волнистые и прямые линии образуют сложные композиции, возможно, изображающие загоны для диких животных или расставленные в водоемах сети.
Такие ладьевидные предметы, изготовленные, как правило, из мягкого талькового камня, называли вначале "утюжками", потом пришли к выводу, что они представляют собой шлифовальники для древка стрел. Позже их стали называть копьеметалками. Предполагали даже, что это челноки - приспособления для изготовления тканей. Но богатая орнаментация таких предметов и их явно незначительная утилитарность позволяют думать, что они играли еще и какую-то ритуальную цель. К концу каменного века орнамент на таких "утюжках" исчезает, форма теряет ладьевидность и становится ромбовидной или квадратной, но зато пришлифованная поперечная прорезь увеличивается. Видимо, в то время эти предметы теряли свое магическое значение и больше использовались в сугубо утилитарных целях.
Многие произведения искусства найдены в курганах эпохи раннего металла.
Любопытны рисунки птиц на сосудах, найденных в курганах II тыс. до н.э. на Урале. Так, на одном из сосудов из могильника Черняки очень точно изображены утки или какие-то другие птицы из семейства утиных. У крайних двух подрисованы даже ножки, а следующие за ними даны схематичнее, последние вообще показаны зигзагом. Из таких же зигзагов на дне и стенках некоторых сосудов рисовалась свастика - один из древнейших элементов орнамента.
Схематизм, видимо, объяснялся тем, что погребенные в курганах люди были скотоводами, а не охотниками-рыболовами.
На сосудах, найденных в курганах, изображены не только птицы. При раскопках курганов II тыс. до н.э. были обнаружены сосуды, на которых нарисована повозка с упряжью из двух лошадей. Хотя с художественной точки зрения рисунок был выполнен не на высоком уровне, он тем не менее представлял большой интерес, поскольку свидетельствовал, что люди того времени уже умели использовать лошадь в качестве тягловой силы.
Богаты произведениями искусства курганы I тыс. до н.э., особенно курганы предскифского и скифского времени. Обряд погребения у скифов хорошо описан Геродотом. В могилу царя клали не только убитых рабов, конюхов, жен, подстилки и лошадей, но и большое количество золотых и серебряных вещей.
Раскопки скифских курганов дали возможность судить о развитии искусства в сер. I тыс. до н.э. Скифы особенно любили изображать зверей, как бы застывших в движении. Часто изображался летящий в галопе олень - ноги его подогнуты, голова приподнята. Такие фигурки "летящих оленей" встречаются при раскопках на широкой территории от Причерноморья до Сибири включительно. Они составляют наиболее характерную черту "скифского звериного стиля". Кроме оленей, скифские художники изображали козлов, баранов, лосей, барсов, львов, коней, медведей, орлов и т.п. Их мускулы, пасти, уши, глаза всегда чрезвычайно подчеркнуты. В скифских курганах довольно много найдено золотых и серебряных сосудов и с изображениями различных сцен из жизни скифов, которые позволяют выяснить многие детали из жизни и быта населения степной зоны.
В то же время широко было развито ковроделие. Найденный на Алтае (Пазырыкские курганы) ковер V-IV вв. до н.э. площадью ок. 4 м2 украшен сложным рисунком. На нем изображены фигуры фантастических грифонов, слоны, лошади с людьми. На другом ковре, изготовленном ок. 2,5 тыс. лет назад (ширина его 4,5 м, длина 6,5 м), изображен всадник-мужчина перед сидящим женским божеством. Круглая скульптура, барельеф, силуэтные и полихромные плоские рисунки вырезались из дерева или шились из войлока, кожи, меха, ниток, волоса, делались из листового золота и серебра, олова, минеральными красками. Интересны сцены борьбы зверей - нападения тигров или барсов на оленей и быков, воспроизведенные аппликацией на седельных покрышках; изящны скульптурные фигурки оленей, стоящие на шарах, и т.
Картины татуировались и на теле людей. Татуировались грудь, спина, обе ноги.
Основной мотив татуировки - изображения фантастических животных. Большинство фигур изображено в стиле скифского звериного стиля.