ДОЛЬЧИНО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

Дольчино
? — 1307) — вождь крестьянско-плебейского восстания 1304—1307 гг. в Сев. Италии. Бывший послушник францисканского монастыря. Д., бежав оттуда, стал апостоликом, странствующим проповедником. Будучи учеником Сегарелли вел активную пропаганду его учения.
С 1300 г. Д. — преемник Сегарелли в секте апостоликов, сторонник физич. уничтожения папы, духовенства, монахов и богатых людей. Проповедовал аскетизм, общность имущества и социальное равенство, предвещал наступление тысячелетнего царства Божия на земле. Монархич. иллюзии Д. — ставка в борьбе с папством на сицилийского короля Фридриха Арагонского. В конце 1304 г. крестьянско-плебейская ересь переросла в вооруженное восстание в долине р. Сезия (предгорье Пьемонта, Северо-Зап. Италия). Осенью 1306 г. рим. папа объявил крестовый поход против еретиков. В марте 1307 г. восстание было подавлено, Д. казнен.
Лит.: История Италии. Т. 1. М., 1970; Самаркин В.В. Восстание Дольчино. М, 1971; Сказкин СД. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М., 1981; Сушкевич Л.П. Восстание под руководством Дольчйно // И живы памятью столетий. Мн., 1987.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

ДОЛЬЧИНО
Dolcino) (ум. 1307) - вождь крест.-плебейского восстания в сев.-зап. Италии (1304-07). Незаконный сын священника. Судя по сохранившимся во фрагментах в допросных листах инквизиции посланиям Д. к единомышленникам, Д. был образованным по тому времени человеком. Он сам называл себя учеником и последователем Герардо Сегарелли, основателя секты апостоликов. Как и его учитель, Д. - типичный представитель крест.-плебейской ереси средневековья, к-рая "...требовала восстановления раннехристианского равенства в отношениях между членами религиозной общины, а также призвания этого равенства в качестве нормы и для гражданских отношений. Из "равенства сынов божиих" она выводила гражданское равенство и уже тогда отчасти даже равенство имуществ" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 362). Но как последователь Сегарелли Д. прибавил к этому специфич. итал. черты: учение спиритуалов (левого, наиболее радикального крыла ордена францисканцев) о бедности; толкование Евангелия и особенно Апокалипсиса в духе распространенного среди спиритуалов учения Иоахима Флорского о развитии истории по ступеням совершенствования человеч. рода и о наступлении последнего (по Иоахиму - 3-го, по Д. - 4-го) периода истории. Этот период Д., в отличие от Иоахима, рассматривал не как период "созерцания" и всеобщего монашества, а как справедливый порядок, где не будет ни светских, ни духовных властей, от к-рых, как считал Д., происходит всякое зло. Этот порядок будет установлен в результате насильств. ниспровержения всех властей и истребления папы, кардиналов, священников, монахов и мн. из светских сильных людей и тиранов. Новое совершенное об-во, по мнению Д., будет следовать истинно апостольскому идеалу, не допускающему ни собственности, ни даже накопления подаяний, к чему стремятся, как он утверждал, "нищенствующие" ордена доминиканцев и францисканцев. Трудно сказать из-за неясности данных инквизиции, был ли Д. вообще врагом собственности и рассматривал отречение от нее как основу совершенного порядка или же считал отречение обязательным только для вождей и идеологов своего движения. Во всяком случае свой жизненный подвиг Д. видел в деятельности проповедника, свободного от повиновения церк. властям и соблюдающего монашескую аскезу, к-рая для его последователей была своеобразной формой плебейской революц. дисциплины (см. там же, с. 377-78). В нач. 1304 Д. явился в р-н г. Верчелли (сев.-зап. Ломбардия) и возглавил там восстание местных крестьян, направленное против тяжести феод. повинностей и политики города, к-рому крестьяне были подчинены. Д. предполагал захватить долину р. Сезии (у подножия альпийских гор) и создать там крест. общину, по-видимому, на основе периодич. уравнит. переделов земли. В 1305 папа Климент V объявил крестовый поход против Д., войско к-рого было оттеснено превосходящими силами феодалов в горы Верчелли и Новары. Со всех сторон (из Италии, юж. Франции и даже из Зальцбурга) к Д. шли подкрепления, что позволило восставшим, укрепившись на горе Цебелло (на границе Савойи и Верчелли), выдержать осаду войск феодалов и перейти к решит. действиям, нанеся поражение верчелльскому епископу. Сплочение сил феодалов (объявлен набор большой армии, привлечены наемники) при содействии папы привело в марте 1307 к разгрому восстания. Д. был захвачен в плен и казнен вместе со своими ближайшими последователями. Идеи Д. еще долго волновали не только Сев. Италию, но и смежные с ней страны, о чем свидетельствуют многочисл. суд. процессы.

Источн.: Historia fratris Dulcini heresiarche di Anonimo sincrono..., Muratori L. A., Rerum italicarum scriptores, t. 9, 2 ed., Citt? di Castello, 1907, часть 5 специально посвящена восстанию Д.

Лит.: Маркс К., Хронологич. выписки, тетрадь 2, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 6, М., 1939, с. 5-6; Гаусрат А., Ср.-век. реформаторы, т. 1-2, СПБ, 1900; Тиханова М. A., Восстание Дольчино, Проблемы истории докапиталистич. обществ, 1934, No 7-8; Сказкин С. Д., Восстание Дольчино, Книга для чтения по истории ср. веков, ч. 2, М., 1951; его же, Первое послание Дольчино, в сб.: Из истории социально-политич. идей, M., 1955; его же, Ист. условия восстания Дольчино, Доклады сов. делегации на X Междунар. конгрессе историков в Риме, (М., 1955); Aspesi A., L´Angelo di Tiatira, Torino, 1932; Stefano A. de, Riformatori ed eretici del medioevo, Palermo, 1938; Seccia P., Capitalismo e classe operaia nel centro laniero d´Italia, Roma, 1960; Violini C. e Mazzone M., Fra Dolcino e la setta degli Apostolici, Torino, 1942.

С. Д. Сказкин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976