(в замужестве Горленко) — замечательная оперная и концертная певица (голос ее — превосходный контральто). Род. в 1868 г. В 1886 г. дебютировала на сцене Мариинского театра в главной своей роли — Вани ("Жизнь за царя"). Выступала неоднократно в других русских городах и за границей.
{Брокгауз}
Долина, Мария Ивановна
(Горленко) — талантливая артистка СПб. Мариинской оперы. Род. 1868, образование получила в Мариинской царскосельской гимназии. Поступив на курсы Рапгоф (в класс проф. Гренинг-Вильде) она, по окончании курсов, обратила на себя внимание своим выдающимся голосом (контральто). 21 апреля 1886 Д. с большим успехом дебютировала в Мариинском театре в партии Вани, считающейся ее коронной ролью, в которой она выступала более 100 раз. С тех пор Д. сделалась любимицей публики; она пела в целом ряде опер, имея особенный успех в партиях Леля (Снегурочка), Груня (Вражья сила), и др. Д. выдается также, как концертная певица, много пропагандирующая русскую музыку за границей (Париж, Чехия, Германия и т. д.); следует упомянуть кстати о ее большом концертном турне в 1902, начиная с Константинополя и Балканского полуострова до Парижа. В провинции Д. также концертировала многократно. В СПб. она ежегодно устраивает крупные симфонические концерты, всегда с благотворительной целью, причем программы ее отличаются художественным интересом. В 1901 Д. получила звание солистки Его Величества.
(Ф.).
{Риман}
Долина, Мария Ивановна
(Долина — сцен. псевд.; урожд. Саюшкина, по мужу Горленко) [17.2(1.3). 1867 (в нек-рых источ. 1 (13).4.1868), Нижегород. губ.] — 2.12.1919, Париж — арт. оперы (контральто) и камерная певица. Род. в семье армейского капитана. По окончании немец. школы при лютеранской церкви и Мариинской гимназии в Царском Селе давала частные уроки в Петербурге. Пению обучалась в 1883 у З. Греннинг-Вильде (в 1884—86 — в ее кл. на муз. курсах Е. Рапгофа). Совершенствовалась в вокальном искусстве у К. Ферни-Джиральдони и Ю. Арнольда, за границей — у С. Бакса (Париж, летние месяцы 1892— 97), Б. Карелли (Неаполь, 1897—99). Уроки мимики брала в Милане у Мастриани и балерины Замперини. В 1886—1904 солистка петерб. Мариинского т-ра (дебютировала в партии Вани — "Жизнь за царя" М. Глинки). Гастролировала в оперных т-рах Киева, Одессы (1890), Харькова, Екатеринослава, Москвы (Большой т-р, 1904) и Петербурга (Нар. дом, 1909). В 1901 получила звание "Солистка его Имп. Величества". Обладала редким по красоте и сочности голосом теплого мягкого тембра с насыщенным нижним регистром и легким верхним. В ней сочетались вокальное мастерство и выдающееся сцен. дарование, яркий драм. темперамент. Репертуар певицы включал 41 партию.
1-я исп. партий: Ненилы ("Чародейка"), Полины ("Пиковая дама"), Половецкой девушки ("Князь Игорь"), Лауры ("Иоланта"), Пашеньки ("Князь Серебряный" Г. Казаченко), Лумиры ("Млада"), Антонио ("Поэт"), Андреино ("Корделия", 2-я ред.); в Мариинском т-ре — Власьевны ("Псковитянка", 3-я ред.), Нежаты ("Садко"), Гензеля ("Гензель и Гретель"); на рус. сцене — Марты ("Мефистофель"), Мэг Пэдж ("Фальстаф"). Лучшие партии: Ваня ("Жизнь за царя" М. Глинки; исп. св. 100 раз; высшее творческое достижение певицы), Ратмир ("Руслан и Людмила"), Груня ("Вражья сила"), Изяслав, Кончаковна, Лель, Ольга ("Евгений Онегин"), Басманов ("Опричник"). Др. партии: Княгиня ("Русалка" А. Даргомыжского), Миловзор ("Пиковая дама"). Свояченица, Авра, Хафиза; Стефано ("Ромео и Джульетта"), Зибель, Паж Урбан, Лола, Эрда ("Зигфрид"). Партнеры: А. М. Давыдов, М. Каменская, М. Карякин, К. Серебряков, Ф. Стравинский, Т. Руффо, М. и Н. Фигнеры, Ф. Шаляпин. Пела п/у Р. Дриго, Г. Казаченко, Э. Крушевского, К. Кучеры, Э. Направника, П. Чайковского.
Выступала также за границей (на оперной и конц. сцене) — в Берлине (1897), Париже (1898, 1900, 1902), Праге (летом 1900 организовала здесь Товарищество рус. оперных артистов, в состав к-рого вошли М. Будкевич, К. Серебряков, А. Смирнов, М. Чупрынников и др., были поставлены оперы "Жизнь за царя" М. Глинки, "Князь Игорь" и "Евгений Онегин") Вене (1902, 1903), Константинополе (1902), Софии и Белграде (1902), Риме и Будапеште (1903), Бухаресте и Брно. За пропаганду рус. музыки в Париже была удостоена почетного звания "Officier d´Académie de France".
В России вела интенсивную конц. деят-сть (всего выступила в 823 концертах в 180 городах). Гастролировала в провинции с И. Мельниковым (1888) и Е. Мравиной (1899), в Сибири (1906). на Дальнем Востоке и Кавказе (1907), а также в Харькове, Киеве (1906), Одессе, Николаеве. Тифлисе, по городам Средней Азии.
src="http://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js">
Камерный репертуар певицы включал произв. Г. Шютца, Л. Бетховена, И. Брамса, Р. Шумана, М. Глинки, А. Даргомыжского, П. Чайковского, А. Рубинштейна, С. Рахманинова, А. Глазунова, Э. Направника, А. Аренского; особенным мастерством исп. отличались романсы М. Мусоргского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова. 1-я исп. ряда произв., в т. ч. былины "Весна-красна" Ц. Кюи (12 ноября 1905), баллады "Кубок" A. Аренского (11 янв. 1903). В концертах выступала в ансамбле с известными музыкантами — виолончелистом А. Вержбиловичем, скрипачом Л. Ауэром, пианистом А. Миклашевским.
С 1894 была организатором ежегодных симф. концертов в Петербурге; в 1904—06 худож. рук. концертов в Павловском вокзале. Устраивала циклы вечеров: в 1907 — 08 — "Рус. песня" (от былин и нар. песен до романсов), в кфых были исп. 88 произв. 127 рус. композиторов, в 1907 — 09 — "Славянская песня", в 1913 — "Европейская песня", в 1911 —15 — "Патриотические концерты".
Певице посвятили свои произв. Н. Римский-Корсаков ("Не верь мне, друг", ор. 46, № 4. 1897), Э. Направник ("Псалмопевец Давид", ор. 59, 1895; 1-е исп. в 1896), А. Глазунов (дуэт "Эх ты, песня"). Ее талант высоко ценили П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи, B. Сафонов, А. Котоньи, А. Патти, М. Баттистини, К. Сен-Санс, Э. Гумпердинг, Л. Толстой, Э. Золя. Поэт Н. А. Панов в 1911 посвятил ей стихи.
Записывалась на грампластинки (10 произв.) в Петербурге ("Бека", 1905).
Соч.: Из воспоминаний М. И. Долиной// Обозрение театров, 1907. № 268. С. 10—12; № 275. С. 14—15; № 282. С. 11 — 12; Последний день Д. М. Клементьева // Биржевые ведомости. 1910. № 11 976. С. 5.
Лит.: Мария Ивановна Долина.// Ежегодник имп. театров. Сезон 1901 —1902. Прилож. 1. С. 12 14; Вечера и утра "Русской песни" М. Горленко-Долиной за сезон 1907/1908. — СПб., 1908: Славянские концерты солистки Его Величества Горленко-Дол иной, 19, 28 янв. и 7 февр. 1909. СПб., 1909:; Афанасьев П. "Современник": Альбом биографий. Т. 1. — СПб., 1909; Каменев И. А. Мария Ивановна Горленко-Долина. — СПб., 1912; Россия в ее прошлом и настоящем (1613—1913). — М.: Саблин, 1914. Т. 1. С. 24; Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера. — М.; Л., 1940. С. 72— 74; Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады. — М., 1958. С. 342—344; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 168, 241; Шабунин А. Во славу русской музыки // Балтийский луг (г. Ломоносов). 1973. 16 ноября. С. 3; Розанов А. С. Музыкальный Павловск. — Л., 1978. С. 110— 114.
Долина, Мария Ивановна
(род. 18.12.1922) — летчик-бомбардировщик, Герой Советского Союза (1945), гвардии капитан. Работала инструктором в Днепропетровского и Николаевского аэроклубов. Участница Великой Отечественной войны с июля 1941 г. Воевала в составе 587 (125 гв.) бап, была зам. командира эскадрильи. Совершила 63 боевых вылета, сбила в группе 3 самолета. После войны до 1950 г. служила в ВВС, была зам. командира полка. Работала в ЦК КП Латвии. Была членом правлений Республиканского общества дружбы "СССР—Франция", Комитета защиты мира, Советского комитета ветеранов войны. Почетный член полка "Нормандия-Неман". Ее имя носила бригада трубного завода в г. Волжский Волгоградской обл.