ДОМ ЖИЛОЙ
ДОМ ЖИЛОЙ
претерпел неск. этапов своего развития. Наиб. простым типом жилища является изба, т. е. однокамерный (четырехстенный) дом, в основе к-рого лежит сруб. Дальнейшее усложнение Д. ж. шло путем появления таких конструкций жилища, как пятистенок, дом с прирубом и «дом-связь», а в городе, кроме того, посредством надстройки второго этажа. Избы, как правило, рубились «в обло». Крыши делались двух- и четырехскатные, покрывались соломой, дранкой, лубом, щепой, тесом, а позднее – железом. Зажиточные крестьяне во 2-й пол. 19 в. начали строить кирПенз. Д. ж., планировочная структура к-рых восходила к обыкнов. избе и к «пятистенку», а эклектичный характер декора был довольно заурядным. Дома рядовых горожан вначале мало чем отличались от сельских. Купечество предпочитало обзаводиться двухэтажными кирПенз. зданиями, низ к-рых использовался под торг. заведения, а верх под жилье. Дворяне селились в нек-ром удалении от торг.-ремесл. части города (в ПЕНЗ. таким местом прежде всего была ул. Дворянская), типичным Д. ж. для их проживания в нач. 19 в. был дерев., обычно в 7–9 окошек с антресолями (мезонином), с анфиладной планировкой внутр. помещений, обычный набор к-рых был таким: зала или столовая, гостиная, диванная, спальня, уборная, кабинет, девичья. В 1-й пол. 19 в. жилое стр-во регламентировалось образцовыми проектами. Один из таких камен. домов можно видеть по ул. Кирова, 15. Широкое использование в декоре деревянной резьбы началось с 70-х гг. 19 в. под влиянием проектов столичных архитекторов, выполненных в «русском» стиле. Этому способствовала и публ. аналогичных проектов в «Пензенских губернских ведомостях» в 1876, по одному из к-рых, составленному А. С. Федотовым, был построен Д. ж., сохранившийcz до сих пор (Куйбышева, 24). В дальнейшем украшение Д. ж. шло в направлении усложнения и детализации пропильной резьбы, введения в декоративное оформление новых мотивов, рожденных нар. фантазией, создания местных традиций нар. зодчества, свободных от надуманных излишеств (см. Деревянная резьба). Резьбой украшались не только вновь строящиеся, но и старые дома, как, напр., бывший дом В. Н. Загоскиной – классич., с мезонином, получивший свое декоративное убранство в кон. 19 в. и ставший лучшим памятником дерев. архитектуры ПЕНЗ. (ныне музей народного творчества). В 1865 в ПЕНЗ. насчитывалось 4678 дерев. и лишь 169 камен. жилых домов, б. ч. из к-рых сосредоточена на гл. улице – Московской, где они были построены «сплошной фасадой», т. е. примыкали друг к другу. Среди жилой застройки в нач. 20 в. на ул. Московской выделялись богатой лепной отделкой, выполненной в эклектичной манере, дома: купцов Кузнецовых (№ 39), Карповых (№ 60) и мещанки Ф. Г. Жгутовой (№ 93); комфортабельностью – дом канд. коммерции Д. В. Вярьвильского (см. Вярьвильские) (№ 17), размерами и особым предназначением – дома коллежского секр. Е. И. Немировской (№ 1, гостиница «Метрополь»), купчихи Р. И. Слонимской (№ 54, гостиница «Бристоль»), купца Я. А. Кошелева (№ 56, гостиница «Гранд-Отель»), потомств. почетного гражданина А. В. Асеева (см. Асеевы) (№ 70, гостиница «Эрмитаж») и купца А. А. Якушева (№ 91, гостиница «Россия»), архитектура к-рых также носила эклектич. характер. На др. улицах ПЕНЗ. наибольший интерес представляют бывшие купеч. дома: Д. В. Тихомирова (Лермонтова, 5), А. Г. Кузнецова (Лермонтова, 22), А. А. Кошелевой (Володарского, 36), Е. С. Солнышкиной (Кирова, 49), ПЕНЗ. И. Буркина (Кирова, 53), Кузьминых (Горького, 37), относящиеся по своей архитектуре к различным направлениям эклектики, мещанки А. В. Кармазовой (Кирова, 43) и купца И. Г. Мартышкина (Красная, 72), построенные в стиле модерн. В Сердобске лучшим Д. ж., отличавшимся монумент. формами и богатым декоративным оформлением, являлся особняк уездного предводителя дворянства ПЕНЗ. Ф. Ладыженского (Красная, 37 / Куйбышева, 74). Наибольшее разнообразие жилой застройки наблюдалось в Кузнецке, архитектура к-рого представлена гл. обр. всевозможными разновидностями эклектики: готич. направленности (Московская, 43), окрашенной в нац.-романтич. тона (Кирова, 159; Московская, 60; Кирова, 184), повторяющими в кирпиче приемы резного декора, характерного для дерев. архитектуры (Ленина, 242), и т. д. В Кузнецке имеются также единичные образцы классицизма (Ленина, 233) и модерна (Ленина, 270). Жилая архитектура являлась гл. компонентом гор. и сел. среды, оказывающим первостепенное влияние на формирование индивид. облика насел. мест. Исключением служат лишь Д. ж., входящие в состав помещичьих усадеб, к-рые, находясь, как правило, на окраине сел, не оказывают на их застройку непосредств. влияния, но зато играют большую роль в формировании окружающего ландшафта, а поэтому не столько представляют архитектуру конкретного нас. пункта, сколько характеризуют наивысший уровень развития архитектуры определ. региона. В Пенз. обл. Д. ж. такого уровня находятся в Зубриловской усадьбе и Надеждинской усадьбе, в райцентрах – г. Каменке и пгт Бекове, в с. Грабове Бессонов. р-на и с. Черкасском Пачелм. р-на (см. Усадьбы дворянские). Лит: Земство. 1995. № 5 (весь номер). А. И. Дворжанский.
Источник: Пензенская энциклопедия.