ДОМ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

дом
устраивался в древности на востоке обычно следующим образом: наружные стены редко имели окна, только одна узкая дверь вела во внутренний двор, куда выходили и двери всех помещений. Здесь же часто помешался и скот. Мог быть и второй этаж, который делался с навесом над двором. Крыши всегда делались плоскими. На них совершались некоторые работы и они же часто служили для поклонения и молитв (Деян 10.9). Окна домов закрывались решетками-тонкими досками с множеством мелких отверстий, через которые было хорошо видно происходящее снаружи и ничего не видно внутри.
Домом называется также и все родство человека, возглавляющего свое семейство.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ДОМ
в эгейском регионе распростр. с эпохи неолита жилища (места для ночлега и приготовл. пищи) развились из землянок, перекрытых крышей. В каменном и в бронзовом веках существовали постройки прямоугол. и овальной формы, кирпичные или деревянные, возвед. на каменном фундаменте. Сохранивш. остатки фундаментов позволяют реконструировать модели Д. Удлиненные прямоугол. строе-ния с передним портиком (мегарон) появл. очень рано и достигают своего классич. завершения в микенских ком-плексных постройках (Д. и дворцах), к-рые свидет. о более высокой обществ. организации. В гомеровском и архаич. периодах возвращаются к простейшим видам домовых построек. Лишь в классич. время, а также в эпоху эллинизма возникают новые типы Д.: вестибюльный, с цент. залом и двором (напр., в Олинфе); с цент. двором возле Д. с вестибюлем, а также перистильный Д. (напр., на Делосе) — с внутр. двором. окруж. с 4 сторон колонным портиком. Эллинистич. дворцовые сооружения (напр., в Пергаме) относятся прежде всего к последнему типу. Более комплексные и конструктивные способы стр-ва Д. в эпоху эллинизма стали определяться менявш. обществ. ситуацией, а также возросш. притязаниями на комфорт жилища. Рим. Д. развивались из простых атрийных Д. (имеющих гл. помещение с верхним светом), жилищ, к-рые наряду с др. строит. типами Д. использовались уже этрусками. К атрию — цент. внутр. помещению, — к к-рому в глубине примыкали таблиний (гостиная), триклиний (столовая) и кухня, — вел вход с улицы через вестибюль и коридор. Над атрием в крыше имелось отверстие (комплювий) для стока дождевой воды (прямоугольных очертаний, без опор или на колоннах). На полу комплювию соотв. имплювий (бассейн), в к-ром собиралась дожд. вода. За таблинием начинался сад, часто отдел. от него лоджией. Колонный портик обычно завершала эксерда — полукруглое или прямоугол. помещение. Тип Д., обознач. как городская вилла, предусматривал помещения между гостиной и садом сбоку от перистиля; в больших сооружениях размеры атрия и перестиля могли быть удвое-ны. Пригород. виллы в значит. мере зависели от ландшафта, при неровном рельефе их приспосабливали путем перестановки помещений и различ. дополнений. Совершенствование комфортабельных рим. жилых Д., назв. выше типов, было немыслимо без использования достижений развитого эллинистич. домостроения (элементов перистиля, удвоения комплексов) и учета жизн. стандартов высших слоев эллинистич. общества. Этот процесс вступил в свою решающую стадию во 2 в. до н.э. (время рим. оккупации Греции и М. Азии). В рим. поместьях хоз. помещения выделяются внутри комплекса помещений, предназнач. для жительства хозяина. Городские Д., сдаваемые в наем, стали надстраиваться до 3 этажей. В первом этаже большей частью размещались лавки. Незастекл. окна с дерев. ставнями-запорами плохо защищали от солнца. В рим. императорских дворцах (напр., на Палатине) элементы городских вилл приобрели монументальность. При возведении позднерим. дворцовых сооружений часто применялся принцип планировки воен. лагеря (напр., в Сплите). Это отражало беспокойную обстановку того времени, когда Д. и дворцовые постройки име-ли хар-р укреплений. Это относилось также и к сел. виллам, к-рые дополнялись сторож. башнями.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Дом
(греч. oikos). В эгейском регионе распростран. с эпохи неолита жилища (места для ночлега и приготовления пищи) развились из землянок, перекрытых крышей. В каменном и в бронзовом веках существовали постройки прямоугольной и овальной формы, кирпичные или деревянные, возвед. на каменном фундаменте. Сохранившиеся остатки фундаментов позволяют реконструировать модели Д. Удлиненные прямоугольные строения с передним портиком (мегарон) появляются очень рано и достигают своего классич. завершения в микенских комплексных постройках (Д. и дворцах), которые свидетельствуют о более высокой обществ, организации. В гомеровском и архаич. периодах возвращаются к простейшим видам домовых построек. Лишь в классич. время, а также в эпоху эллинизма возникают новые типы Д.: parastas — вестибюльный, с центр, залом и двором (например, в Олинфе); prostas (например, в Приене) — с центр, двором возле Д. с вестибюлем, а также перистильный Д. (например, на Делосе) — с внутр. двором, окруж. с 4 сторон колонным портиком. Эллинистич. дворцовые сооружения (например, в Пергаме) относятся прежде всего к последнему типу. Более комплексные и конструктивные способы строительства Д. в эпоху эллинизма стали определяться менявшейся обществ, ситуацией, а также возросшими притязаниями на комфорт жилища. Рим. Д. развивались из простых афийных Д. (имеющих гл. помещение с верхним светом), жилищ, которые наряду с другими строительными типами Д. использовались уже этрусками. К атрию — центр, внутр. помещению, к которому в глубине примыкали таблиний (гостиная), триклиний (столовая) и кухня, — вел вход с улицы через вестибюль (vestibulum) и коридор (fauces). Над атрием в крыше имелось отверстие (комплювий) для стока дождевой воды (прямоугольных очертаний, без опор или на колоннах). На полу комплювию соответствовал имплювий (бассейн), в котором собиралась дождевая вода. За таблинием начинался сад, часто отдел, от него лоджией. Колонный портик обычно завершала экседра — полукруглое или прямоугольное помещение. Тип Д., обозначаемый как villa urbana (городская вилла), предусматривал помещения между гостиной и садом сбоку от перистиля; в больших сооружениях размеры атрия и перистиля могли быть удвоены. Пригородные виллы (villa suburbana) в значительной мере зависели от ландшафта, при неровном рельефе их приспосабливали путем перестановки помещений и различных дополнений. Совершенствование комфортабельных рим. жилых Д. названных выше типов было немыслимо без использования достижений развитого эллинистич. домостроения (элементов перистиля, удвоения комплексов) и учета жизн. стандартов высших слоев эллинистич. общества. Этот процесс вступил в свою решающую стадию во 2 в. до н. э. (время рим. оккупации Греции и М. Азии). В рим. поместьях (villa rustica) хоз. помещения выделяются внутри комплекса помещений, предназнач. для жительства хозяина. Городские Д., сдаваемые в наем, стали надстраиваться до 3 этажей. В первом этаже большей частью размещались лавки. Незастекл. окна с деревянными ставнями-запорами плохо защищали от солнца. В рим. императорских дворцах (например, на Палатине) элементы городских вилл приобрели монументальность. При возведении позднерим. дворцовых сооружений часто применялся принцип планировки военного лагеря (Castrum), например в Сплите. Это отражало беспокойную обстановку того времени, когда Д. и дворцовые постройки имели характер укреплений. Это относилось гакже и к сельским виллам, которые дополнялись сторожевыми башнями.
        
        рис. Планировка греческою дома.
        
        рис. Продольное сечение и план римского дома.

Источник: Словарь античности. 1989

Дом
евр. баит. Дом. В древние времена, равно как и теперь, дома в Палестине строились из обожженной в огне или на солнце глины. Это маленькие квадратные серые хижины, которые и теперь можно найти повсюду в Палестине; храмины из брения (Иов. 4:19), которые легко проломить (Иов. 24:16; Мат. 6:19), как пришлось это когда-то сделать Иезекиилю (Иез. 12:5), и которые легко разрушались проливными дождями (Иез. 13:10 и дал.; Мат. 7:24 и дал.). Само собою разумеется, что дома богачей строились из отесанных камней, дворцы же из каменных плит и даже из мрамора (3Цар. 7:9; Ис. 9:10; 1 Пар. 29:2). На стропила, панели и пр. употреблялось кедровое, оливковое и кипарисовое дерево (3Цар. 6:15,31; 7:2; 2 Пар. 3:5; Ис. 9:10; Иер. 22:14). Дома по большей части были одноэтажные, лишь дворцы имели несколько этажей (3 Цар. 7:2 и дал.). Дом, о котором говорится в Деян. 20:9, находился в Троаде, в Асии. Окна дома, иногда выходившие на улицу (Суд. 5: 28; Прит. 7:6; Дан. 6:10), представляли небольшие отверстия с деревянными решетками или ставнями. В богатых домах окна, конечно, были лучше и чаще всего выходили во двор, так что многие дома в Палестине с фасада совсем не имели окон и напоминали крепостную стену. Крыши восточных домов, большею частью, плоски По закону, они должны были быть обнесены решеткой во избежание несчастных случаев (Втор. 22:8). В хижинах бедняков скот часто помещался под одной кровлей с людьми, отделенный от жилого помещения невысокой перегородкой. Может быть, такой вид имел дом Аэндорской волшебницы (1 Цар. 28:24). Богатые дома как раньше, так и теперь, строились в виде квадрата и имели один или несколько внутренних дворов, вымощенных разноцветными каменными плитами (Срав. Есф. 1:6) с фонтанами и бассейнами (2 Цар. 17: 18; 11:2). Эти дворы были окружены колоннадами и обсажены растениями. С улицы голые стены таких домов производят неприятное впечатление, однако при входе во внутренний двор через узкую дверь и темный коридор, поражаешься роскошью обстановки. Двор, защищенный стенами от шума и пыли, с охлаждающими воздух фонтанами и благоухающими растениями, служит местом приема гостей, которых приглашают садиться на диване, угощают кофе, табаком, сластями и многократно справляются о самочувствии и состоянии их здоровья. Для защиты от солнечных лучей над двором натягивают тент. Комнаты первого этажа непосредственно примыкают к внутреннему двору. Возможно, что в одном из таких помещений Иисус подвергался допросу у первосвященника; тогда понятно, как Он мог обратиться и посмотреть на Петра, гревшегося у костра «а дворе (Лук. 22:55,61). В Сирии вестница, ведущая в верхние этажи, помещается в одном из углов двора. Над колоннадой, окружающей двор, обычно устроена галлерея с решеткою для второго этажа. Крыши домов на Востоке имеют особое назначение. Как уже сказано выше, они плоски и обнесены решеткой; часто слегка покаты в одну сторону или снабжены посредине низким куполом для стока дождевой воды. Таковы почти все дома в Иерусалиме и Хевроне. Подобно теперешним сирийцам, евреям на крышах было много дела: там они раскладывали для сушки фиги и виноград или лен, как это делала Раав (И. Нав. 2:6). На крыше наслаждались вечерней прохладой и беседовали со своими друзьями. Так, напр., во 2 Цар. 11:2 сказано, что Давид, встав с постели, прогуливался по кровле своего дома (Срав. 1 Цар. 9: 25 и дал.; Прит. 21:9). На крышах совершали молитвы (Деян. 10:9). Особенно часто упоминаются о происходивших на крышах идолослужениях (4 Цар. 23:12; Иер. 19:13; 32:29; Соф. 1:5). Там же имелись маленькие комнаты, так называемые прохладные горницы (Дан. 6:10; Суд. 3:20). Такие комнаты, может быть, упоминаются в Деян. 1:13; 9:37; 20:8. Крыши служили не только для домашних нужд, но и местом, откуда можно было всенародно что-нибудь объявить или показать (Мат. 10:27; Лук. 12:3). Так, напр., Авессалом на кровле, перед глазами всего народа, вошел к наложницам своего отца (2 Цар. 16:22). На крышу выбегали, желая узнать происходящее на улице и т.д. (Суд. 16:27; Ис. 22:1) По плоским крышам домов можно было бежать, вдоль всей улицы (Мат. 24:17; Map. 13:15; Лук. 17:31). Что касается внутреннего убранства дома, то оно зависело от состоятельности хозяина. Впрочем, нам об этом не много известно. Внутреннее убранство скромной комнаты описывается в 4 Цар. 4:10, где сонамитянка, желая оказать гостеприимство Елисею, говорит: «Сделаем небольшую горницу над стеною и поставим ему постель и стол, и седалище, и светильник, и когда он будет приходить к нам, пусть заходит туда». Жилища богачей украшались роскошными диванами и постелями с одеялами и подушками (Ам. 6:4; Прит. 7:!6; Иез. 13:18, 20; 23:41). Внутренние комнаты делились на комнаты для женщин и спальни. Срав. Чис. 25:8 В некоторых местах говорится о летних и зимних комнатах (Ам. 3:15; Иер. 36:22); последние отапливались жаровнями. И теперь печкой в Сирии служит жаровня; она занимает место среди комнаты, где имеется круглое углубление. Раскаленные уголья прикрывают крышкой, а сверху еще ковром, чтобы дольше сохранить тепло. О дымовых трубах говорится у Ос. 13:3. Необходимую домашнюю утварь составляли жернова для размалывания зерна, кухонная посуда — глиняная или металлическая (Лев. 6:21,28).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ДОМ
   • Domus.

    I. Греческий дом.

         Весьма трудно представить устройство греческого дома за неимением остатков древнегреческих жилищ и по причине отрывочности, запутанности и неполноты сохранившегося о нем предания (полнее всех — известия, передаваемые Витрувием, но и они не дают нам ясного понятия); в указаниях древних не обращается внимание на различие устройства домов в разные эпохи и поэтому часто соединяются и путаются совершенно не относящиеся друг к другу вещи. Первым делом нам придется рассмотреть дом гомеровского века отдельно от домов позднейшего времени и описать его подробнее, т. к. знакомство с его устройством необходимо для понимания гомеровских песен. О доме Одиссея можно получить приблизительно ясное представление по намекам, встречающимся в «Одиссее», предполагая, конечно, что вообще все более значительные дома построены были одинаковым образом, хотя дома князей, без сомнения, выдавались из ряда жилищ остального народа. Все здание обозначается названием ????? (с дигаммой в начале слова). Оно состоит из трех главных частей: из терема (???????), палаты (???????) и двора (?????). Первые две части покрыты крышей и образуют, собственно, дом, ?????, или ?????, или же во множественном числе ?????, ??????, также ?????? или даже ???????. Они значительной высоты, потому что имеют лишь немного отверстий для свежего воздуха и одно только отверстие на середине потолка для дыма, и соединены между собой, а все три части окружены общей стеной (???????). Через эту стену с улицы на двор ведут длинные ворота (???????), запирающиеся спереди и сзади высокими створчатыми притворами (????? ????????? ???????? ??????). Днем они обыкновенно открыты, как и вообще все двери, за исключением дверей сокровищницы, все двери открываются вовнутрь, держатся на крюках или шпилях и запираются посредством задвижек. Стены ворот выкрашены белой краской (???????? ???????????). Пространство между внешней, уличной стеной и передней дворовой стеной служит для помещения коров, лошаков, коней и для хранения навоза; здесь лежала верная собака Аргос, которая узнала возвратившегося Одиссея. Под эти ворота въезжали чужие гости и отсюда же опять и уезжали; здесь оставались их распряженные колесницы. Эти ворота (???????) имеются в виду, когда Одиссей, чтобы никого не выпустить из дома, приказывает запереть дворовые двери, ????? ??????? (Ноm. Od. 21, 240. 389; ср. 23, 135 слл.) или когда говорится, что убитые женихи лежат ???´ ????????? ??????, ?. е. внутри, при входе через эти ворота, там где Одиссей посадил побежденного им Ира. Эти же ворота называются ????????? ?????, Ноm. Od. 18, 102. Во дворе перед воротами и по обе стороны их были навесы на колоннах (????????? ???????) и подобная колоннада находилась у противоположного фронта дома (????????? ???????), для защиты от солнечных лучей; в средине между этими портиками место было под открытым небом. Это открытое место называлось также ??????? и на нем помещался жертвенник Зевса (????? ?????????. Ноm. Od. 22, 333 слл.). Здесь обыкновенно находились в сборе женихи, если пиры и празднества не собирали их около столов в палате. В окружающих стенах, должно быть, были отверстия вроде окон, если женихи (Ноm. Od. 16, 343) отсюда могли увидеть корабль Антиноя. Здесь, в ????????? ???????, служанки до прихода женихов занимались чисткой посуды, вынесенной ими из палаты (???????), где она в предыдущий вечер была в употреблении, и употребляли для этого орудия, лежавшие в ротонде, ?????, принадлежавшей также к двору (?????). Двор с различными своими помещениями образует так называемый ????????, и выражение ??? ?????? противополагается выражению ????????? ?????? (Ноm. Od. 1, 126. 18, 237. ср. 22, 203 слл.). Пол был трамбован (??????? ??????), а может быть, и вымощен. Возле двора, в одной линии с верандой (????????? ???????), следовательно, вне собственного дома, на одной стороне лежало помещение (?????), в котором 12 служанок на стольких же ручных мельницах мололи хлеб, а на другой стороне, под круглым сводом, кладовая (?????), служившая для хранения посуды, нужной для обедов и пиршеств. Двери и того и другого помещения выходили на двор. Из двора (?????) через широкие сени (????? ??????, в которых могли поместиться и Одиссей и Ир), с двойным порогом, по одному на каждом конце, и двумя створчатыми дверьми (????????? ??????? и ??? ???????????) и белеными стенами (??????? ??????????? Ноm. Od. 22, 120) вступали в палату с высоким потолком (??????), собственно называемую ??????? (????????? ????????). Порог, обращенный ко двору (????o?? ???????), был из лощеного дубового дерева, с косяками из светло-бурого кипарисового дерева (???????? ????????????, Ноm. Od. 17, 340 слл.); внутренний порог был каменный (??????). В самих сенях при одном из высоких, поддерживающих крышу столбах (?????? ??????) было устроено вместилище для копий (?????????), где оставляли свое оружие, прежде чем войти в столовую. Оружия Одиссея обыкновенно висели или стояли около стен (????????? ???????) между столбами; они по возвращении его оказались почерневшими от дыма. Сама палата — о настоящих окнах не говорится — была, конечно, довольно темна (????????, ср. ????´ ???? ?? ????? ????????, Ноm. Od. 6, 302) и выкопчена (???????????) и освещалась искусственным образом посредством лучин на подставках и огня на очаге. В трамбованном глиняном полу (??????????? ??????) можно было просверлить дыру, как это сделано было для укрепления секир при состязании с Одиссеевым луком, так что потом кровь убитых сметалась с пылью и чистка пола была произведена посредством скобления. Очаг (???????) был вместе с тем и жертвенником; оттуда смрад от жира распространялся по всему дому. Амейс (Ameis) полагает, что очаг был не постоянный, но в виде переносного ящика. Здесь, около очага, в глубине палаты (????? ???????) поместилась на кресле Арета, здесь уселась и Пенелопа, когда пожелала испытать Одиссея, а лицом к ней, у другой стены, около свободно стоящего столба уселся Одиссей, так что дверь, ведущая в терем, находилась между ними. Очаг, следовательно, находился недалеко от дверей, обыкновенно открытых, ведущих на женскую половину. Здесь, в области очага, странники пользовались правом гостеприимства (Ноm. Od. 7, 153). Здесь же, параллельно с задней стеной, поперек залы проходил ряд свободных колонн (Ноm. Od. 6, 307. 23, 90), которыми поддерживалась перекладина (???????? Ноm. Od. 18, 150. ???????? 19, 544). Она служила и подпорой для бревен (?????), составлявших потолок, и поддержкой для рода галереи или крыльца (?????? ????????, прекрасно украшенного), построенного над задней частью палаты, так, что оно, казалось, висит на бревне. (Древние писатели понимают слово ???????? в значении углублений или ниш между столбами, стоящими у стен, или сами эти столбы; Дэдерлейн даже видит в них поперечные бревна потолка.) Сосуд для смешения вина также стоял в этой внутренней части палаты, недалеко от очага (Ноm. Od. 21, 146), который, по обыкновенному предположению, стоял на правой стороне. Из этой палаты створчатая дверь с каменным порогом вела в лежащий позади двухэтажный терем, ???????, называющийся иногда и ???????. Через калитку (o????????) на правой стороне палаты можно было подняться на галерею и отсюда через дверь спуститься в проход (?????), ведущий вне дома, вдоль правой стороны палаты, до веранды на лицевой стороне дома и до передней двери палаты, а также в противоположном направлении вдоль терема, лежащего за палатой, к задним помещениям дома, в числе которых была и оружейная кладовая. Через эту калитку ускользнул козопас Меланфий, чтобы принести из кладовой оружие для женихов. Терем был построен в два этажа; в нижнем, наравне с землей, хозяйка обыкновенно занималась со своими служанками, но Пенелопа часто либо одна, либо с более близкими ей служанками удалялась в верхний этаж, в свою светлицу, чтобы быть подальше от шумного пиршества женихов. Там, в светлице, она и работала над своей знаменитой тканью, которую она опять распарывала ночью. В верхнем этаже она спала во время отсутствия мужа; там же спали и все домашние женского пола. Спальня хозяина и хозяйки была наравне с землей, во внутренней части дома. Там Одиссей искусно устроил свое брачное ложе на пне срубленного им оливкового дерева (Ноm. Od. 22, 192 слл.). В самой задней части дома находилась также крепко запертая, просторная кладовая, лежавшая пониже других помещений первого этажа. Здесь, кроме разных припасов и драгоценных вещей, хранился, между прочим, известный лук Одиссея. Была ли эта кладовая оружейной Одиссея, подлежит сомнению; во всяком случае, и эта последняя принадлежала к задней части дома. Спальня Телемаха находилась возле двора (????); она, вероятно, примыкала к боковой стене (Ноm. Od. 1, 425), так что при высоком положении дворца оттуда через окнообразные отверстия в окружной стене (см. выше ???????) имелся дальний вид на остров. Чужих гостей помещали для покоя под верандой (????????? ???????), по всей вероятности, не в особенных комнатах, каково было помещение Телемаха, а может быть, и было несколько таких комнат вдоль боковой стены. В палате происходил обед. Утром служанки должны были очищать столы и стулья и для той же цели выносить остальную утварь из палаты (???????) через веранду в кухонную кладовую (?????). Во дворе, наконец, и в преддомии (????????) происходили метание диска и подобные игры, как и вообще забавы вне времени обеда (????????). Описывая греческий дом исторических времен, мы будем иметь в виду исключительно Афины и преимущественно период от Пелопоннесской войны до Александра Великого, когда еще древнегреческое устройство дома сохранялось, не изменяясь от посторонних влияний, и простота частных жилищ даже богатейших граждан еще представляла контраст с роскошью и великолепием общественных зданий. Впрочем, это относится именно к городским домам; дома свои в сельских имениях богатые люди отделывали с большей роскошью, что, между прочим, можно заключить из места Фукидида (2, 65), где он говорит о неохоте афинян переселиться в город (ср. 2, 16). Городские дома обыкновенно строились в один этаж с двумя отделениями, мужским (????????????), выходившим на улицу, и женским (???????????, ?????????????), помещавшимся в задней части дома, а иногда и в верхнем этаже (???????? или ???????), где могли быть и помещения для рабов и комнаты для приезжих гостей. На улице перед домом обыкновенно находился принадлежавший к дому жертвенник «уличного» Аполлона (??. ???????) или представляющий бога обелиск (????, ??????????? ????, также ???????), или же герма. К дверям дома (?????????, ???????, ???????? или ?????? ????; см. прилагаемый план ?) вели иногда несколько ступеней (??????????). Через двери, которые находились в одной линии с фасадом дома или же вдавались немного, так что перед дверьми оставалось пространство, называвшееся ????????, ??????????, входили в сени (?????????? или ?????), на одной стороне которых находилось жилье привратника, ???????, а на другой — конюшни и подобного рода помещения. Из сеней был вход во двор (?????) или ??????????, А, мужского отделения. Двор этот со всех сторон был окружен крытыми колоннадами (?????), называвшимися также ???????, если под этим названием не разумели только галерею, которая находилась у входа во двор из сеней (??????????), и, может быть, ту, которая расположена была напротив этого входа. Вокруг некрытого двора (?????) находились столовые для симпосий мужчин (?????, ??????????, О), далее гостиная с седалищами (????????) и разного рода небольшие комнаты (???????, ?????????), а иногда — кладовые. Во дворе обыкновенно был алтарь Зевса (????? ?????????). Посередине галереи, находившейся напротив входа (??????????? ????????) была дверь (???????? или ???????? ????), через которую можно было пройти во двор женского отделения (?????? ??????????????, ?; такого двора, впрочем, в домах меньшего размера не было. Дверь эта называлась ????????, потому что находилась позади двора мужской половины, а также — ???????? в том случае, если женское отделение находилось на том же этаже, где было и помещение для мужчин, и имело свой особенный, внутренний двор, следовательно, если дверь занимала место в середине, между обоими дворами). Ход, который соединял оба двора и в середине которого находилась ???????? ????, назывался также ???????? (?). Этот задний двор с трех сторон был окружен колоннами. На стороне, лежавшей против прохода (????????), два выступа (у Витрувия аntae) отделяли помещение, открытое со стороны двора, род залы, глубина которой на одну треть была меньше расстояния между этими выступами (??????? или ????????, ?). По одну сторону находилась спальня супругов (??????? или ??????), по другую — покой (????????????), который, предполагают, служил спальней для дочерей.

         

         ? — vestibulum

         B — ostium

         С С — 2 tabernae

         D — atrium

         E — impluvium с двумя небольшими водоемами

         F — tablinum (с мозаичным полом)

         G — peristylium с двумя небольшими бассейнами

         H — viridarium

         I — triclinium или oecus (с мозаичным полом)

         К — cella ostiarli

         L L L — 3 жилых комнаты или малых triclinia

         М М М — 3 cubicula

         N — fauces (коридор)

         О — кабинет

         P — culina

         Q — posticum (задняя калитка)

         На остальных трех сторонах двора находились семейные столовые (только симпосий, в которых участвовали посторонние мужчины в качестве гостей, происходили на мужской половине) и комнаты для хозяйственного употребления (?). На четвертой стороне, за находящимися там покоями (???????, ??????? и ????????????) расположены были залы (????????), где стояли ткацкие станки и производились разного рода женские работы (I). Напротив вышеупомянутой ???????? ???? находилась ?????? ???? (?), которая, по всей вероятности, из зала для рукоделия вела в сад, имевшийся большей частью при доме. Верхний этаж (????????), если таковой имелся, обыкновенно не простирался на весь дом; он служил помещением для рабов, и там также останавливались заезжие гости; лишь в редких случаях при доме имелись особые постройки для гостей (у Витрувия hospitalia). В доме, напр., богача Каллия многочисленные его иностранные гости жили не в особенном доме, а у самого хозяина, который отвел им даже свои кладовые и т. п. Plat. Prot. p. 315. Д. Обстановка домов в древнее время была простая: пол был трамбованный, паркет явился лишь впоследствии, стены белились. Но уже Алкибиад принудил живописца Агафарха расписать его дом. Plut. Alcib. 26. Кроме украшения живописью, карнизы и потолки покрывались узорами, ??????????? (или ?????????), вероятно, штукатурной работы. Крыши были большей частью плоские, но бывали и дома с высокими крышами. Внутренние двери между отдельными комнатами закрывались иногда, вместо притворов, занавесями (?????????). Наружная дверь отворялась обыкновенно внутрь (отворять дверь, ??????????, затворять за собой ?????????????, ?????????????); двери, отворяющиеся на улицу, тираном Гиппием были обложены пошлиной. Желающие войти в дом стучались в дверь (??????? ???? ?????). Отворял привратник (???????) и докладывал хозяину о приходи гостя. Несомненно, что в греческих домах иногда были окна (???????), но комнаты большие освещались через двери, которые вели в перистилий (???????????). Отапливались дома частью посредством каминов, а частью посредством подвижных очагов (????????, ??????????) или жаровень (?????????). В противоположность особнякам (???????), в которых жили одни хозяева со своими семействами, большие наемные дома назывались ?????????. Само собой разумеется, что на деле встречалось много отклонений от этого нормального плана, при описании которого мы придерживались Витрувия. Единственные сохранившиеся следы частного здания (на о. Делосе) показывают, что в нем был и водоем. Прилагаемый план большого дома с двумя перистилиями заимствован из сочинения Беккера (Becker) Charikles; следует предполагать, что при доме с одним перистилием, этот двор устроен был в том роде, как перистилий женского отделения (Г) на беккеровском плане, что, следовательно, сторона, противоположная сеням, не имела колоннады и что здесь помещался покой, называемый ??????? (?) с алтарем Гестии по обе стороны — ??????? и ????????????. Затем следовали большие помещения для служанок, работавших под надзором хозяйки. На три колоннады двора выходили разные комнаты, кладовые, спальни для мужских членов семейства, рабов и гостей, столовые и т. д. В так называемой ???????, обозначавшей как бы границу между общественной и семейной жизнью, семейство обыкновенно собиралось для общего обеда, для приношений на алтаре Геспии и т. д. ср.: Becker, Charikles II, стр. 70 слл. издания Германа;

    II. Римский дом.

         В доме римлянина следует отличать части необходимые, всегда занимавшие одно и то же место и составляющие как бы остов дома, от частей несущественных. К первым относятся: vestibulum, ostium, atrium, tablinum, fauces, cavaedium, peristylium. Расположение этих частей всегда было одно и то же: atrium была первая зала по входе в дом, затем следовало tablinum и рядом с ним — fauces, коридор, ведший во внутренний двор, cavaedium; далее один перистилий или несколько таких, друг за другом, смотря по состоянию домовладельца. Перед домом находилось vestibulum, преддверие, с трех сторон окруженное зданием, если только дом имел два флигеля, выходящие на улицу, или если наружная дверь несколько вдавалась в дом. Во времена Империи здесь явились портики. Дверь (fores) была деревянная и в позднейшее время часто украшалась слоновой костью и золотом; она отворялась вовнутрь, тогда как в общественных зданиях двери открывались наружу. Valvae были, собственно, складные двери, состоявшие из нескольких частей или досок, и были устроены так, что могли складываться (complicari). Двери не висели, как у нас, на крючьях, а приделаны были к ним клинообразные шпили (cardines), входившие в отверстия, устроенные как в притолоке, так и в пороге (limen superum, и inferum). Запиралась дверь посредством поперечного деревянного засова (sera) или посредством двух встречающихся задвижек, которые соединялись друг с другом (repagula) или же посредством другого рода задвижек (pessuli), которые, подобно нашим замкам, двигались вперед и назад при помощи ключа (clavis). Двумя первыми способами дверь запиралась с внутренней стороны, а последним способом — снаружи. Наконец, при створчатых и складных дверях употреблялись еще небольшие задвижки (они назывались, вероятно, также pessuli), которые приделаны были к верхнему и нижнему концам их и всовывались в порог и в притолок. Непосредственно за наружной дверью была передняя, ostium; в более обширном смысле это слово обозначает также и самый вход, а именно порог, косяки и притолок двери. В передней, за дверью, имел свое небольшое помещение (cella) привратник (ianitor, ostiarius), и при нем часто находилась собака. За этим ostium следовало atrium (corinthium, пышное, с колоннами, tuscanicum, простое, без колонн), имевшее для света и для отвода дыма в крыше отверстие то больших, то меньших размеров. Это помещение, имевшее сначала сходство с залою, а впоследствии — со двором, искони служило средоточием всей семейной жизни. Здесь находился очаг (focus), служивший для удовлетворения житейских и религиозных потребностей (это было место пенатов), и от копчения дымом atrium получило свое название (от ater, a не от ?????????); здесь принимались посвящения друзей и клиентов; здесь заседала хозяйка в кругу своих прилежных служанок; здесь находилось брачное ложе, thalamus nuptialis и казна хозяина; здесь на парадном одре выставлялись покойники; здесь, наконец, в воспоминание об умерших развешивались их портреты (см. Imagines, Восковые портреты). Но это назначение атрия изменилось, когда исчезла древняя простота нравов, когда завелись пиршества и каждое утро стали являться целые толпы посетителей. Древний семейный очаг, пенаты, служанки, брачное ложе были удалены из атрия, превратившегося в большую приемную залу. Отверстие в крыше должно было увеличиться и для поддержания крыши оказались необходимыми колонны. Под отверстием (impluvium) находился небольшой бассейн для стока дождевой воды с крыши, а при нем часто устроен был фонтан. Напротив входа, по задней стороне атрия, находилась открытая зала, tablinum (названа от tabula), кабинет хозяина с семейным архивом, а возле него один или два коридора (fauces), ведущие во внутренний двор (peristylium, cavaedium), который имелся во всяком доме и был больше атрия. Крытые галереи окружали открытое пространство, в котором находился водоем и ключ живой воды; бассейн был окружен дерном и цветочными грядами (viridaria). Остальные помещения, назначенные для ежедневного употребления и служащие роскоши, сгруппированы были вокруг атрия и дворов, смотря по местности или по вкусу хозяина. Сюда относятся: небольшие жилые комнаты и спальни (cubicula), столовые (triclinia), парадные залы (oeci; они служили также столовыми), гостиные (exhedrae), божница (sacrarium или lararium), картинная галерея (pinacotheca), библиотека, баня (balineum), жилые комнаты рабов (cellae servorum), расположенные частью в верхнем этаже, частью в более отдаленных задних помещениях нижнего этажа, кухня (culina или coquina), кладовые (cellae penari?) ?ля хранения съестных припасов, вина, масла и т. д., пекарня (pistrinum, там была и мельница, см. Mola, Мельница), лавки (см. Taberna, Таверна). ср. также ??????, Образ жизни. Жили, собственно, в нижнем этаже Д.; только над некоторыми частями его был надстроен второй этаж, cenacula, к которому вели узкие и крутые лестницы. Крыша (см. Tectum, Крыша), обыкновенно, была плоская и усажена виноградом, цветами и кустарником; эти маленькие сады назывались solaria. Их не следует смешивать с выдающимися вроде балконов пристройками, которые назывались pergulae и maeniana. Внутреннее устройство. Пол (solum) никогда не был устлан досками, но всегда был трамбованный (pavimentum, ruderatio, opus ruderatum), или состоял из трамбованной глины с примесью кирпичных осколков (opus testaceum и signianum), или же из четырехугольных мраморных плит (solum marmoreum, pavimentum marmoreum). Изящнее был пол (pavimentum sectile), состоящий из геометрически правильно обрезанных кусочков разноцветного мрамора, а самый изящный — мозаичный (pav. texellatum musivum). Мелкие разноцветные частички мозаики, состоящие из глины, стекла, мрамора и других пород камней, укладывались самым искусным образом, и так составлялись ценные живописи. Стены (parietes) в древности были беленые (dealbati), a позже покрывались мрамором (crustae marmoreae). Tectores и marmorarii отделывали также стены под мрамор. Гораздо чаще для украшения стен употребляли живопись. Расписывали стены чаще по свежей (al fresco), чем по высохшей (a tempera) штукатурке. Фриз и цоколь обыкновенно отделяли цветом от стены и достигали большой эффектности, сопоставляя самые темные краски с самыми светлыми. Предметы изображений на стенах были весьма разнообразны и относились к живописи орнаментальной, исторической, мифологической, пейзажной и т. д. Нередко для картин брали сюжеты из обыденной и домашней жизни, вроде овощей, сосудов, рыб, домашних птиц и т. п. Потолки принимали изящный вид от расположения на них, в виде сети, балок; образованные от этого в них вдающиеся поля (lacunar, laquear), называемые теперь карре или кассетинами, искусно расписывались и выкладывались золотом и штуком знатоками этого дела (laquearii). Окна (fenestrae) имелись редко в нижнем этаже, потому что здесь комнаты выходили в atrium и cavaedium, откуда свет проникал в них через широко растворенные двери. В верхнем этаже всегда были окна и даже часто на улицу, только небольшие. Их в древнее время затворяли ставнями или завешивали занавесями (vela), a впоследствии стали употреблять слюду (lapis specularis) и даже наше обыкновенное стекло (см. Vitrum, Стекло). Отопление Д. производилось посредством каминов (caminus, focus), медных жаровень и подвижных маленьких печек, которых много найдено в Помпеях. В Верхней Италии, Галлии и Германии римляне обогревали комнаты большей частью посредством труб (tubi, tubuli), проходивших через стены из нагретого снизу пола (suspensura, hypocaustum), или довольствовались нагреванием одного пола, без системы труб. В древнее время не было дымовых труб, а дым выходил через двери, окна и отверстие в потолке атрия; но с развитием более утонченной жизни стали появляться и дымовые трубы, хотя в Нижней Италии, где вообще меньше было потребности в отоплении домов, они встречались редко. Характерные черты римского Д. вообще следующие:

       1. все строение снаружи представлялось неправильным, низким и невзрачным; об украшении фасада мало заботились, разве только испещряли его чередующимися полосами желтых и красных кирпичей; но когда развилась любовь к роскоши, тогда стали украшать Д. снаружи колоннами, скульптурами и штукатурной работой;

       2. внутренние помещения, предназначенные для употребления отдельных членов семейства, были небольших размеров, но уютны и, примыкая к атрию и каведию, как нельзя лучше были ограждены от сквозного ветра и согревались солнцем. Напротив того, открытые зады, составлявшие центр здания, отличались обширностью и служили сообщением между всеми другими комнатами. Вообще внутреннее устройство римского дома должно было производить на посетителя очаровательное впечатление. Для большей ясности прилагается план дома «трагического поэта» в Помпеях, открытого в 1824-1825 гг., и объяснение отдельных его частей.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884