daumier) Оноре Викторьен (1808, Марсель – 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский живописец, график и скульптор. Сын стекольщика. С 1814 г. жил в Париже. Брал уроки рисования у художника А. Ленуара, работал в мастерской Э. Будена, копировал живопись и изучал античную скульптуру в Лувре, обучался искусству литографии.
Домьебыл блестящим мастером журнальной политической карикатуры. В 1830 г. он начал создавать сатирические рисунки для журналов, издававшихся Шарлем Филипоном: сначала для либерального «Карикатюр», а после его закрытия (1835) – для «Шаривари». Объектами беспощадной сатиры художника становились врачи и политики, адвокаты и судьи (серии литографий «Парижские типы», 1839–40; «Супружеские нравы», 1839–42; «Добрые буржуа», 1846–49) и даже король Луи Филипп, за карикатуру на которого («Гаргантюа», 1831) Домье был арестован и провел полгода в тюрьме. Обладая острой наблюдательностью, художник по памяти лепил из глины в мастерской фигурки встреченных им людей. Впоследствии эти карикатурные статуэтки служили «моделями» для его литографий. Ежедневная работа над сатирическими рисунками позволила художнику достичь виртуозного мастерства линии, создавать емкие гротескные формы, в которых смешное соединялось с трагическим.
Домье делал также рисунки для «репортажных» литографий на злободневные сюжеты («Улица Транснонен, 15 апреля 1834 г.»; изображена сцена расправы над восставшими рабочими в Париже). Композиционное построение этой работы предвосхищает находки кинематографа: художник использует крупный план, резкие, необычные ракурсы, совмещение нескольких «кадров». В последние годы жизни Домье обратился к живописи («Вагон третьего класса», ок. 1863–65 г.; «Прачка», 1860-е гг.). Его живописные произведения проникнуты сочувствием к людям из низов. В 1873 г. художник почти ослеп и потерял средства к существованию; он умер в полной нищете.
Одним из первых Домье сумел почувствовать и передать в своем искусстве образ современного города с нависающими громадами домов и торчащими трубами, шумным потоком толпы, контрастами богатства и нищеты и трагическим одиночеством затерянного в нем человека. Пластическая мощь и композиционная изобретательность его графических работ стали образцом для художников следующих поколений.
Домье
ДОМЬЕ
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Домье
На переломе от романтической эпохи к эпохе расцвета реализма в 40—70-е годы XIX в. стоит творчество великого французского художника Оноре Домье (1808—1879). Домье принадлежит к тем мастерам XIX в., у которых трезвый, резко критический анализ действительности сочетался с истинно романтическим пафосом утверждения своих идеалов, революционной непримиримостью к буржуазному строю и всем его социальным, моральным и идейно-художественным основам. Диапазон интересов и чувств художника необычайно велик, подлинно универсален. Домье то нисходит к мелкому, ничтожному миру буржуазного мещанства, подвергая его уничтожающему разгрому и публичному осмеянию, то поднимается к самым возвышенным человеческим мечтам, к самому высокому гуманизму, пронизанному величайшим душевным волнением. Но всегда и неизменно все его оценки жизненных явлений окрашены народным, демократическим духом и глубокой принципиальностью.
Домье вступил в искусство в начале 30-х годов как карикатурист, направив огонь своих сатирических листов против буржуазной монархии Луи Филиппа. Наряду с Гойей он может считаться создателем этого вида графики в современном смысле слова. Техника незадолго до того введенной в искусство литографии дала широчайшее распространение таким его работам, как «Законодательное чрево», «Улица Транснонен», «Печатник, ставший на защиту свободы печати», «Слово предоставляется подсудимому», «Этого можно освободить, — он больше не опасен» и многим другим, где Домье открыто высказывал свои симпатии и антипатии, совмещая иногда в одном и том же листе образы положительных героев с образами беспощадно сатирическими. В литографиях Домье впервые появился в искусстве новый герой — революционный рабочий класс.
После того как в 1835 г. правительство Луи-Филиппа издало законы против свободы печати, Домье пришлось перейти от политической карикатуры к карикатуре на буржуазный быт. Политическая острота его графики от этого не уменьшилась. Всестороннюю критику, которой он подверг буржуазные нравы и мораль, власть денег, тупость мещанства, мрачные комедии суда и фарс академического «салонного» искусства, можно сравнить с разоблачительным анализом «Человеческой комедии» Бальзака. Революция 1848 г. снова превратила Домье в острейшего политического карикатуриста, не знающего ни страха, ни колебаний, непримиримого врага Второй империи.
С конца 40-х годов и вплоть до последних своих дней Домье много работал как живописец, хотя его произведения оставались почти неизвестными современникам, так как выставки были для него наглухо закрыты. Его картины и акварели, полные глубокого сосредоточенного чувства, посвящены суровой жизни простых людей Франции («Бурлак», «Суп», «Вагон III класса»), величию их жизненного пути («Тяжелая ноша»), чистоте их внутреннего мира («Прачка»). В них находят свое выражение и дух народного возмущения («Восстание», «Камилл Демулен призывает народ к восстанию»), и очарование интеллектуальной тонкости французского народа и лучшей части французской интеллигенции («Любитель эстампов», «В мастерской художника»). Домье-живописцу свойственны монументальная цельность и острота восприятия, стремительная сила экспрессии и в то же время тончайшая лирическая нежность. Бальзак говорил о Домье: «У этого малого под кожей — Микельанджело».
Домье
, Оноре (Daumier, Honore) 1808, Марсель — 1879, Вальмондуа, близ Парижа. Французский график, живописец, скульптор. Родился в семье стекольщика, писавшего стихи; с 1814 в Париже. Яркий художественный талант Домье проявился рано, и он начал в 1822 посещать мастерскую художника А. Ленуара, привившего ему любовь к античности, Рубенсу, Тициану. Однако Домье предпочитал заниматься самостоятельно в студии Сюиса и в Лувре, подрабатывая на жизнь в качестве рассыльного. Ок. 1828, научившись технике литографии у Рамеле, выполняет виньетки, титульные листы в мелких издательствах. После революции 1830 в условиях относительной свободы слова во Франции как никогда усиливается роль прессы, начинается подлинный расцвет политической сатиры. С 1830 Домье начинает работать для популярных изданий Ш. Филипона Карикатюр и Шаривари. Острейшая карикатура на короля Луи Филиппа Гаргантюа (1831) принесла Домье широкую известность, особенно возросшую после того, как он был приговорен за нее судом к шести месяцам тюрьмы и штрафу. История современной Франции и Европы, общественные отношения, политические деятели оживают в его литографиях, поражающих глубиной социальных оценок, гражданским бесстрашием, а порой участливым вниманием к персонажам: Маски (1831), Улица Транснонен, Свобода печати, Законодательное чрево (все — 1834). Домье поднимает карикатуру до уровня острого, художественно совершенного гротеска. По отзывам современников, он обладал "божественной" зрительной памятью, на лету схватывая и запоминая суть образа, его пластику, характерные позы, жесты, мимику. Работая в технике литографии (реже ксилографии), художник великолепно использует ее живописные возможности, передавая тончайшие переходы от бархатисто-черного к серебристо-серому, лепит форму, воссоздает световоздушную среду, особенности освещения. Графика Домье "рождает идею цвета", говорил Ш. Бодлер. Поэтому закономерным представляется его обращение к живописи. Он участвует в объявленном правительством конкурсе на тему "Республика": Республика (1848, Париж, музей Орсе). Саркастичный, беспощадно-насмешливый в графике, в живописи Домье предстает скорее поэтом, создающим образы людей, к которым он испытывает чувство уважения, симпатии, духовной близости, сострадания: Прачка (ок. 1863, Париж, музей Орсе), Вагон третьего класса (1860-е, Нью-Йорк, музей Метрополитен), Дон Кихот (ок. 1868, Мюнхен, Новая пинакотека). В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандской школы — Рубенса, Йорданса (Мельник, его сын и осел, 1849, Париж, частное собрание). Полнокровные образы, динамика и энергия мощных форм придают таким произведениям несколько барочный характер. В живописи Домье важную роль играет светотень, которая не только подчеркивает объем, но и усиливает эмоциональное звучание образа. В колористическом отношении полотна сдержанны (возможно, потемнели от времени), лишь иногда вспышки ярких тонов подчеркивают драматизм и напряжение сюжета: Криспен и Скапен (ок. 1860, Париж, музей Орсе), Восстание (1840-е, Прага, Нац. галерея). Живописи Домье свойственны эскизность, мощная экспрессия форм, сближающие произведения мастера с искусством XX в. При жизни Домье его живопись была малоизвестна, и лишь посмертная выставка 1901 заново открыла ее так же, как и скульптуру, в области которой художник намного опередил свое время, используя выразительность скульптурной фактуры: Ратапуаль (ок. 1850, Париж, музей Орсе). Домье — великий труженик: его наследие насчитывает более 4 000 произведений графики, живописи и скульптуры. Однако мастер до конца жизни нуждался. Он умер в доме, подаренном ему Коро.
Лит.: Замятина А. Н. Оноре Домье. 1808—1879. М., 1954; Калитина Н. Н. Оноре Домье. 1808—1879. М., 1955; Герман М. Ю. Домье. М., 1962; Эсколье Р. Оноре Домье. М., 1978; Пассерон Р. Домье: свидетель своей эпохи. М., 1984; Дьяков Л. А. Живопись Оноре Домье. М., 1986; Mandel G., Georgel P. Tout l’?uvre peint de Daumier. Paris, 1972.
В. Стародубова
Лит.: Замятина А. Н. Оноре Домье. 1808—1879. М., 1954; Калитина Н. Н. Оноре Домье. 1808—1879. М., 1955; Герман М. Ю. Домье. М., 1962; Эсколье Р. Оноре Домье. М., 1978; Пассерон Р. Домье: свидетель своей эпохи. М., 1984; Дьяков Л. А. Живопись Оноре Домье. М., 1986; Mandel G., Georgel P. Tout l’?uvre peint de Daumier. Paris, 1972.
В. Стародубова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006