Domenico Veneziano), полн. имя Доменико ди Бартоломео (Domenico di Bartolommeo) Ок. 1410, Венеция — 1461, Флоренция. Итальянский живописец. Выходец из Венеции. Согласно документам, в 1437— 1438 работал в Перудже; источники говорят о выполненных здесь фресках палаццо Бальони (не сохранились). С 1439 жил и работал преимущественно во Флоренции. С 1439 по 1445 документы фиксируют его работу над фресками церкви Сант Эджидио во Флоренции (не сохранились). В 1454 работал в Перудже над росписями палаццо деи Приори (не сохранились). Творческое наследие Доменико Венециано сохранилось фрагментарно и плохо документировано. С его именем можно с уверенностью связать немногим более десяти работ. Неясными остаются некоторые вопросы его творческого формирования, особенно возможность первоначального ученичества в Северной Италии. Некоторые связи с североитальянским искусством прослеживаются только в двух ранних полотнах Мадонна с Младенцем (ок. 1432—1437, Сеттиньяно, вилла Татти; ок. 1437—1439, Бухарест, Музей искусств), отчасти в Поклонении волхвов (ок. 1439—1441, Берлин, Гос. музеи). Дошедшие до нас работы флорентийского периода — Алтарь Св. Лючии (ок. 1445—1447, Флоренция, галерея Уффици) с шестью пределлами, ныне хранящимися в музеях Европы и США, и фреска Иоанн Креститель и Франциск Ассизский (ок. 1450—1453, Флоренция, музей Санта Кроче) — свидетельствуют о том, что решающим для его творческого формирования было тесное соприкосновение с художественной жизнью Флоренции, традициями Мазаччо, работами фра Анджелико, фра Филиппо Липпи, скульптурой Донателло. Восприняв у флорентийцев тяготение к большой форме, рациональной упорядоченности композиции, четкой организации пространства, он внес в стилистику флорентийской живописи гармоническую ясность мироощущения, холодноватое спокойствие, чувство соразмерности и единства различных по характеру мотивов. Наиболее полно это получило выражение в самой значительной из его работ — Алтаре Св. Лючии, где Доменико Венециано находит не только ставшую классической для XV в. формулу композиции, изображающей Мадонну на троне со святыми, но и естественное, гармоническое единство архитектурной декорации с ее богатством и стройностью форм, резкой, почти патетической натурности облика Франциска Ассизского, Иоанна Крестителя и св. Николая и нежности, чистоты облика Мадонны и св. Лючии. Столь же естественно и гармонично сочетание в одной из пределл алтаря (Иоанн Креститель в пустыне, ок. 1445—1447, Вашингтон, Нац. галерея) антикизированного облика святого, изображенного вразрез с традициями в виде прекрасного обнаженного юноши, и условных каменистых, с острыми гранями, горок. По-видимому, знакомый с работами нидерландских мастеров, Доменико Венециано обогатил итальянскую живопись новой трактовкой света, заполняющего пространственную среду, объединяющего своей серебристостью легкие, чистые краски. Доменико Венециано открыл и самостоятельную эстетическую роль наполненной светом пространственной среды (пределла Благовещение, ок. 1445—1447, Кембридж, Музей Фитцуильям). Значительное влияние художник оказал на формирование творческого облика своего ученика и помощника Пьеро делла Франческа.
Лит.: Wohl H. The Painting of Domenico Veneziano. A Study of Florentine Art in the Early Renessance. Oxford, 1980.
И. Смирнова
Доменико Венециано
Доменико Венециано
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006