члены нищенствующего ордена, основанного в 1215 г. испанским монахом Домиником. В 1232 г. папство передало в ведение доминиканцев инквизицию. После основания ордена иезуитов (16 в.) значение доминиканцев уменьшилось. Доминиканцы имели собственные учебные заведения (в Болонье, Кельне, Оксфорде и др.). Из рядов доминиканцев вышли видные католические деятели (Альберт Великий, Фома Аквинский и др.).
Доминиканцы
Доминиканцы
Источник: Исторический словарь
Доминиканцы
население Доминиканской Республики. Общая численность 7,4 млн. чел. (1992), в том числе 7,1 млн. чел. В Доминиканской Республике. Живут также в США, на Гаити и других странах. Антропологически неоднородны. Около 70% мулаты (потомки переселенцев из Испании и негров). Около 15 % - негры, живущие главным образом на юге и юго-востоке страны. Белые (потомки испанских колонистов 16 – 18 в.в., а также более поздние переселенцы из Северной Америки и стран Европы) составляют около15%. Большая часть доминиканцев говорит на испанском языке с местными диалектическими особенностями; часть выходцев из Гаити сохраняет, наряду с испанским, креольский язык, в основе которого лежит французский язык. Религия большинства – католицизм. См. Испанцы, Мулаты,Негры.
Доминиканцы
Доминиканцы (Dominicans), члены ордена монашеского братства проповедников. Основан св. Домиником, в 1216г. получил благословение папы. Орден возглавлял генерал-магистр, монахи носили черную мантию с белым подрясником, из-за чего их и прозвали "Черным братством". Это был нищенствующий орден, стремившейся проповедовать слово Божье среди народа, не замыкаясь в стенах монастырей. Особое внимание Д. уделяли спец. системе просвещения в "дрмах всеобщего обучения". Членом этого ордена были философ и теолог св. Фома Аквинский, а также четыре папы. Орден приобрел большую популярность в 13 в.; папы использовали Д. для своей борьбы с инакомыслящими (в т.ч. в орг-ции крестовых походов) и в инквизицией. С появлением новых орденов во время Контрреформации влияние Д. ослабло.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
ДОМИНИКАНЦЫ
члены нищенствующего ордена, основанного в Тулузе в 1215 г. испанским монахом Доменико де Гусманом (1170—1221). Годом позже орден был утвержден папой Гонорием III. Д. дают обет бедности, воздержания и послушания, им запрещено есть мясо. Возглавляются генералом, избираемым на 12 лет и подчиненным непосредственно папе. Монастырями руководят приоры, монастыри группируются в провинции во главе с провинциалами. Д. возглавили борьбу с катарами и другими оппозиционерами католической церкви, проявляя при этом жестокость и бескомпромиссность. Их эмблема — собака с зажженным факелом в зубах, называли себя «псами господними». В 1232 г. папство поручило Д. руководить инквизицией. Распространили влияние на многие страны, принимали участие в конквисте Америки. В настоящее время число Д. превышает 10 тыс., действуют в 50 странах, имеют около 600 монастырей.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Доминиканцы
члены нищенствующего монашеского ордена, основанного в 1216 г. Домиником Гусманом. «Форменной» одеждой д. был черный плащ с капюшоном. Главной целью ордена была борьба с ересями. Для того чтобы полемизировать с еретиками, д. получали серьезное богослов, образование. В каждом монастыре действовала богослов, школа, а в Болонье, Монпелье, Кельне и Оксфорде д. создали свои высшие школы. Д. заняли все богослов, кафедры в ун-тах Зап. Европы. Из их среды вышло немало известных богословов Средневековья (напр., Фома Аквинский). В 1232 г. д. была передана инквизиция, что резко повысило роль ордена в католич. церкви. Д. стали официальными цензорами правоверия, получили в руки мощное орудие борьбы с еретиками, противниками папства. Одним из важных направлений деятельности д. было миссионерство — они добирались даже до Монголии и Китая.
Главой ордена был избираемый генерал. Ежегодно (затем раз в два года) собирался генеральный капитул д. (поочередно в Болонье и в Париже). Монастыри д. объединялись в провинции во главе с провинциалами.
В 1219 г. был создан жен. доминиканский орден. В него могли вступать женщины только из семей феодалов. Доминик создал и третий орден — «Рыцарства Христова», в котором состояли светские люди, соблюдавшие монашеские обеты.
Лит.: Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992; Katolicyzm starozytny. Warszawa, 1977.
Главой ордена был избираемый генерал. Ежегодно (затем раз в два года) собирался генеральный капитул д. (поочередно в Болонье и в Париже). Монастыри д. объединялись в провинции во главе с провинциалами.
В 1219 г. был создан жен. доминиканский орден. В него могли вступать женщины только из семей феодалов. Доминик создал и третий орден — «Рыцарства Христова», в котором состояли светские люди, соблюдавшие монашеские обеты.
Лит.: Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992; Katolicyzm starozytny. Warszawa, 1977.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
ДОМИНИКАНЦЫ
1. (позднелат. dominicani или fratres praedicatores - братья-проповедники) - "нищенствующий" монашеский орден в католич. церкви, один из оплотов католицизма. Осн. Домиником и утвержден (1216) папой Гонорием III; с 1220 объявил себя нищенствующим (фактически обет бедности не соблюдался и в 15 в. был отменен), с 1227 получил право повсеместной проповеди и исповеди. В 1232 Д. была передана инквизиция и они превратились в своеобразную жандармерию папства, обеспечивавшую укрепление его позиций в борьбе с ересями, в столкновениях с городами, ун-тами, императорской властью, местной церк. иерархией. Имея собств. уч. заведения (в Болонье, Кельне, Оксфорде и др.), Д. захватили в свои руки ряд богословских кафедр в ун-тах Европы (Париже, Падуе, Праге и др.). Из рядов Д. вышли столпы ср.-век. католицизма Альберт Великий, Фома Аквинский, Винцент из Бове и др. С 13 в. Д. развернули широкую "миссионерскую" деятельность, стремясь внедрить католицизм в др. странах (основание под Киевом монастыря Д. в 1233, миссия к монг. великому хану в 1247, в Персию в 1249, в Китай в 1272 и др.); в 16 в. Д. приняли активное участие в колонизации Америки, насаждая инквизицию и освящая зверства колонизаторов "во имя божье". Общая численность ордена Д. в период расцвета - 150 тыс. чл. Во время Реформации Д. потерпели тяжелый урон; в дальнейшем сильно ослабели в соперничестве с иезуитами. К 1963 орден насчитывал 300 монастырей (с общим числом чл. 9991), действующих в 50 странах. Орден управляется из Рима генералом, подчиненным папе. По ср.-век. традиции, Д. занимают важные посты: магистра папского дворца - гл. консультанта папы по теологич. вопросам и пропаганде; советников инквизиции, конгрегации обрядов и библейской комиссии в Ватикане. Д. играют большую роль в пропаганде католицизма и его совр. офиц. философии - неотомизма. За последние годы особое внимание Д. привлекают социальные проблемы, по к-рым ими опубл. книги и статьи, проникнутые враждебностью к прогрессивным силам. Источн.: Monumenta Ordinis Fratrum Praedicatorum Historica, v. 1-22, Louvain - Stuttg. - Roma, 1896-1949. Лит.: Walz A., Compendium historiae ordinis praedicatorum, 2 ed., Roma, 1948; Galbraith G., The constitution of the Dominican order, 1216 to 1360, Manch., 1925. Б. Я. Рамм. Ленинград. 2. народ, составляющий население Доминиканской Республики (на о. Гаити). Численность Д. св. 3,2 млн. ч. (1962). Первоначальное индейское население острова было истреблено в первые десятилетия исп. колонизации (16 в.). Совр. Д. - потомки исп. поселенцев 16-18 вв. и ввозившихся ими рабов из Африки. В расовом отношении подавляющее число Д. составляют мулаты - 68% населения страны; белые (вместе с наиболее светлой частью мулатов) -20% и негры - 11,5%; часть последних - временные переселенцы из соседнего гос-ва Гаити. Язык Д. - испанский, с местными особенностями произношения и значит. заимствованиями из афр. и индейских (аравакских) языков. Религия - католицизм. Осн. занятие - земледелие, к-рое ведется крестьянами на мелких участках примитивными способами (обработка земли мотыгами, уборка урожая вручную). Большое число малоземельных и безземельных крестьян работает батраками на плантациях сахарного тростника, какао, кофе и др. В городах живет 26% населения. Трудящиеся городов заняты преим. в пищевкусовой пром-сти (сахарной, табачной и др.) и в обслуживающих отраслях х-ва. Лит.: Народы Америки, т.1, М.,1959. М. Я. Берзина. Москва.
Доминиканцы
Доминиканцы, Доминиканский орден, орден братьев-проповедников (Ordo fratrum praedicatorum, OP), неофициально Псы Господни, — католический монашеский орден, основанный испанским монахом святым Домиником.
Организация
В 2004 г. орден насчитывал 6109 монахов (из них 4488 священников). Они служат в 622 приходах. Генеральная курия доминиканцев находится в римском монастыре св. Сабины. Женская ветвь ордена (второй орден) — 3724 монахини (подробнее см. доминиканки).
Основные сферы деятельности доминиканцев — проповедь Евангелия, изучение наук, образование, борьба с ересями, миссионерская деятельность.
Во главе ордена стоит великий магистр. Каждую провинцию ордена возглавляет провинциальный приор, каждую монашескую общину — конвентуальный приор. Они несут ответственность перед общим собранием — конвентуальным, провинциальным или генеральным капитулом.
Доминиканский орден имеет третью ветвь — терциариев, людей приносящих обеты, но остающихся в миру и живущих духовной жизнью ордена. Сам Доминик основал, под именем «Милиции Иисуса Христа», союз светских людей обоего пола, для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству.
Девиз ордена — Восхвалять, Благословлять, Проповедовать (лат. Laudare, Benedicere, Praedicare).
История
В 1214 г. вокруг св. Доминика в Тулузе образовалась первая община. Устав был утвержден двумя годами позже папой Гонорием III. Орден быстро распространился во Франции (здесь доминиканцы поначалу назывались якобитами, потому что первая резиденция ордена в Париже была при церкви св. Иакова), Испании и Италии. Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углубленное изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья — два крупнейших университетских города Европы. В 1221 г. доминиканцы имели 70 монастырей, в 1256 г. в ордене было 7 000 монахов.
Доминиканцы основали собственные учебные заведения (в Болонье, Кельне, Оксфорде и др.), возглавляли богословские кафедры в университетах Парижа, Падуи, Праги и др. С XII века доминиканцы развернули широкую миссионерскую деятельность, основали множество монастырей (в частности, под Киевом, в Иране, Китае и др.). В 1318 г. доминиканцы сумели организовать в Персии, находившейся под властью монголов, архиепископство.
На первом генеральном капитуле в Болонье, в 1220 году, доминиканский орден был объявлен нищенским: на его членов возложена обязанность отказаться от всяких имуществ и доходов и жить подаяниями. Это постановление соблюдалось не вполне, и в 1425 году было отменено папой Мартином V. Третий великий магистр ордена, святой Раймунд де Панне-форте, издал в 1238 году собрание его статутов.
Во главе ордена стоит избиравшийся сначала пожизненно, а потом на 6 лет великий магистр. В каждой стране есть провинциальный приор, в каждом отдельном общежитии, имеющем не менее 12 человек — конвентуальный приор. Над этими начальствующими лицами стоит капитул, т.е. общее собрание, созываемое каждые три года. Главная задача нового ордена состояла в миссионерской деятельности между неверными; но вместе с тем он ревностно занимался церковной проповедью и богословием. Альберт Великий и Фома Аквинский — замечательнейшие ученые, вышедшие из ордена; к нему же принадлежали Эккерд, Таулер, Савонарола, Викентий Бовэский.
В начале XIII века вместе со своим епископом, папскими легатами и двенадцатью аббатами цистерцианского ордена получивший хорошее богословское образование испанский каноник Доминик обсуждал в Лангедоке меры борьбы с альбигойцами. Он думал, что для успеха дела церкви необходимо усилить энергию и экстенсивность проповеди и соединить ее с апостольскою жизнью. Проповедники должны отказаться от большой свиты и внешнего блеска своей миссии; по примеру апостолов должны они скитаться с места на место и воздействовать на альбигойцев не только проповедью, но и апостольским образом жизни. Доминик не отрицал и других способов борьбы: истребления закоренелых еретиков и деятельности церковных судилищ, еще не переродившихся в инквизиционные, но уже посылавших на костер врагов церкви. Новый орден, мысль о котором зрела в уме Доминика, должен был стать новым могущественным орудием борьбы наряду с уже испытанными. Члены его противоставлялись в уме основателя проповедникам-альбигойцам как проповедники католической истины, словом, примером и молитвою побеждающие противников. Необходимые для достижения личной святости молитва, созерцание и аскеза, приспособленные к задачам борьбы, скитальчество и бедность должны быть соединены с глубоким и католическим знанием.
Два тулузских горожанина были первыми учениками Доминика. К ним примкнуло еще четверо. Архиепископ Тулузы и стоявший во главе крестоносного воинства, боровшегося с еретиками, граф Симон де Монфор оказали святому энергичное содействие. Осенью 1215 года Доминик появился на Латеранском соборе, надеясь получить от папы утверждение своего ордена. Еще ранее принявший под свое покровительство католических бедняков, Иннокентий III одобрил план Доминика, но, согласно с постановлением собора, запретившим основание новых орденов, предложил святому принять один из утвержденных уже уставов. Вернувшись в Тулузу, Доминик вместе с товарищами своими решил положить в основание своего ордена устав Августина, дополненный некоторыми постановлениями премонстранского, и, таким образом, сумел создать форму жизни, удобную для осуществления намеченных им задач. В том же 1216 году орден был утвержден папою Гонорием III.
Доминиканцы ближе стояли к традиционным монашеским формам жизни, чем минориты. Уже в 1216 году Доминик основал свой первый монастырь, за которым последовали другие. В этом первом монастыре (около Тулузы), служившем образцом для последующих, у каждого брата была своя келья, чем обеспечивалась возможность научных занятий. Жизнь не отличалась существенно от жизни августинцев или премонстрантов, и доминиканцы были такими же «уставными католиками». Но в соответствии с планом Доминика и отчасти под влиянием францисканства в 1220 году на общем соборе в Болонье было провозглашено отречение от всякой собственности, и орден вошел в число нищенствующих. Однако ввиду особенных задач ордена бедность не могла быть доведена до таких пределов, как у ранних миноритов.
Для борьбы с еретиками и за догму церкви требовались знания. Для приобретения знаний — обучение братьев, немыслимое без относительной оседлости, без библиотек, трудно осуществимое без отдельных келий, предполагавших большой и благоустроенный монастырь, хотя бы и расположенный в центре города. Идеал добровольной нищеты и скитальчества приспособляется к целям ордена, смягчаясь, с одной стороны, приобретая значение орудия борьбы — с другой. Отсутствие безусловной оседлости и бродячесть способствовали расширению сферы деятельности ордена и необходимой для этого свободе передвижения доминиканских проповедников. Отсутствие личной и общей (в последнем случае только формальное) собственности придавало ордену удобоподвижность и сосредоточенность его на одной цели — заботе о душе ближних. Точно так же целям доминиканцев соответствовали и внесенные ими в жизнь каноников изменения. Отсутствие предписаний о необходимости физического труда позволяло посвятить более времени обучению братьев, аскеза и молчание содействовали внутренней подготовке проповедника. Существование монастырей, лишь формально примиримое с идеалом абсолютной бедности, сделало возможным систематическое обучение братьев и организацию преподавания. Позднее в каждом доминиканском монастыре была своя школа средней ступени, для завершения же образования служили введенные с 1248 года школы верхней ступени в Монпелье для Прованса, Болонье для Италии, Кельне для Германии и Оксфорде для Англии. Это делало ненужною посылку доминиканцев в университеты и возможным желательное направление преподавания. Организация самого преподавания была завершена общим собором 1259 года, на котором присутствовали такие светила доминиканской науки, как Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский. Курс обучения, имевшего главною целью подготовку проповедников, был рассчитан на 6—8 лет. Первые два года посвящались философии, вторые два — основному богословию, церковной истории и праву. Последние два — углубленному изучению богословия, руководством для чего служила «Теологическая сумма» Фомы Аквинского. Наиболее способные ученики по окончании этого шестилетнего курса делались лекторами, а через семь лет магистрами. Через тринадцать лет, пройдя степень бакалавра, они могли стать магистрами богословия — высший сан ордена, рядом с которым стоит сан «общего проповедника», получаемый после успешной двадцатипятилетней проповеднической деятельности.
В первой четверти XIII века окончательно сложилась и организация ордена, развивавшаяся — что объясняется составом ордена — более планомерно и спокойно, чем миноритская. Подчиненные приорам монастыри объединялись в находящиеся под властью провинциалов провинции. Во главе ордена стоял избираемый провинциалами и особыми избирателями (по два на провинцию) пожизненный генеральный магистр, власть которого была ограничена ежегодным (позже каждые два года) генеральным собором, причем законодательная инициатива собора была умеряема необходимостью для действенности той или иной меры принятия ее последовательно тремя соборами. Состав ордена не вполне однороден: наряду с братьями-клириками существовали еще братья-миряне. И это естественно сложившееся и у францисканцев деление обеспечивало деление функций внутри ордена и, следовательно, возможность для клириков, возложивших все материальные заботы на мирян, всецело отдаться своей ученой и проповеднической деятельности.
При самом основании своем обратившиеся к помощи меча для борьбы против альбигойцев, доминиканцы продолжали быть внешними охранителями правоверия. Magister sacri palatii, всегда избиравшийся из доминиканцев, заведывал высшею цензурою.
В 1233 году папа Григорий IX передал им инквизицию. Мнение, что Доминик был основателем инквизиции и первым генерал-инквизитором, неразрывно связано с католической традицией; его подтвердили все историки ордена и все понегиристы инквизиции; оно было санкционировано Сикстом V в булле Invictarum, а чтобы устранить всякое сомнение, приводят буллу Иннокентия III, возлагающую на Доминика обязанности генерал-инквизитора. Но мы можем сказать, что ни одно церковное предание не покоится на более шатком основании. Несомненно, Доминик лучшие годы своей жизни посвятил борьбе с еретиками. Вполне достоверно также, что он как и все остальные ревностные миссионеры того времени, если не удавалось ему убедить еретика, с радостью являлся у пылающего костра. Но в этом он не отличался от других фанатиков, и он не сделал никакой особой попытки организовать правильное преследование. Мы видим, что только через 10 лет после его смерти можно говорить о папской инквизиции как о правильном учреждении. Не менее страдает преувеличением и легендарным характером утверждение, что организация инквизиции и ее упрочение было делом одного ордена. В сущности Рим никогда не возлагал официально на доминиканцев инквизиторских обязанностей. Не было также, говоря строго, никакого официального постановления об учреждении инквизиции. Доминиканцы были только наиболее подходящим и лучше подготовленным орудием для розыска скрывающихся еретиков, тем более, что их главной обязанностью была проповедь и обращение. Когда же обращение отступило на второй план, а на первый план стало преследование, то не менее полезными оказались и францисканцы, которые разделили с доминиканцами сомнительную честь и все труды по организации инквизиции. В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150000 членов в 45 провинциях (из них II вне Европы) и 12 конгрегаций, под управлением самостоятельных генерал-викариев. Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности. На конец XIX столетия они существовали в Италии, Испании, Австрии, миссии их были в Америке и Ост-Индии.
Женские доминиканские монастыри, числом до 300, на конец XIX столетия существовали в Италии, Австрии, Бельгии, Америке. Монахини занимались рукоделием. Одежда их белая, с черным плащом и вуалем. Значительнейшая из сестер этого ордена — святая Екатерина Сиенская.
Доминиканский орден имеет еще и третью ветвь. Сам Доминик основал под именем «Милиции Иисуса Христа» союз светских людей обоего пола для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству. После его смерти они стали называться братьями и сестрами «Покаяния святого Доминика». Они не произносят обетов, остаются в свете и по мере сил содействуют целям ордена. Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности.
В XVI веке доминиканские проповедники появились в Латинской Америке. Многие доминиканцы, например, Бартоломе де Лас Касас выступали в защиту прав индейцев в колониях.
В XVII — XVIII веках деятельность ордена сильно ограничивалась как светскими, так и церковными властями. Сильный удар по доминиканским монастырям в Северной Европе нанесла Реформация.
В XIX веке положение ордена стабилизировалось, доминиканские монастыри развиваются в Европе, в Латинской Америке и на Филиппинах. Бурно развивается орден в США и Канаде.
В XX веке орден испытал новые потрясения — изгнание в 1910 г. из Мексики, массовые убийства доминиканских монахов во время гражданской войны в Испании, преследования в коммунистических странах. Однако к концу XX века состояние ордена вновь стабилизируется.
Символика и облачение
Герб ордена изображает собаку, которая несет во рту горящий факел (этим, и созвучностью с лат. Domini canes, обусловлено распространение неофициального названия ордена «Псы Господни»), чтобы выразить двойное назначение ордена: охранять церковь от ереси и просвещать мир проповедью истины.
Облачение — белая ряса с белым капюшоном и черной пелериной.
Святыe и блаженные доминиканцы
* Блаженный Фра Анджелико (1400—1455) — итальянский художник эпохи Раннего Возрождения
* Св. Альберт Великий (ок. 1193—1280) — немецкий философ-схоласт, богослов
* Блаженный Бенедикт XI (1240—1304) — папа римский
* Св. Доминик (1170—1221 — основатель ордена
* Св. Екатерина Сиенская (1347—1398) — Учитель церкви
* Блаженный Иннокентий V (ок. 1225—1276) — папа римский
* Св. Пий V (папа римский) (1504—1572) — папа римский
* Блаженный Генрих Сузо (1295/1297—1366) — немецкий поэт и философ-мистик
* Св. Фома Аквинский (1225/1226—1274) — великий средневековый философ и теолог
* Св. Яцек (1183—1257)
Известные доминиканцы
* Бенедикт XIII (папа римский) (1649—1730) — папа римский
* Джордано Бруно (1548—1600) — итальянский ученый и поэт, позднее ушел из ордена
* Винсент из Бове (1190—1264) — теолог, энциклопедист, философ и педагог
* Томазо Кампанелла (1568—1639) — итальянский философ, писатель-утопист
* Жорж Коттье (род. 1922) — кардинал, крупный католический теолог и философ
* Бартоломе де Лас Касас (1484—1566) — защитник прав индейцев, противник рабства
* Жак Клеман (1565—1589) — убийца французского короля Генриха III Валуа
* Жан Батист Лаба (1663—1738) — миссионер и путешественник
* Андре де Лонжюмо (XIII век) — дипломат
* Жорж Пир (1910—1969) — лауреат Нобелевскoй премии мира (1958)
* Джироламо Савонарола (1452—1498) — флорентийский проповедник и общественный реформатор
* Иоганн Таулер (1300—1361) — немецкий мистик и проповедник
* Иоганн Тецель (ок. 1465—1519) — cоставил себе известность распространением индульгенций, выступил с опровержением 95 тезисов
* Томас Торквемада (1420—1498) — первый великий инквизитор Испании
* Феликс Фабер (1441—1502) — путешественник, историк
* Кристоф Шенборн (род. 1945) — кардинал, архиепископ Венский, теолог
* Якоб Шпренгер (1436—1495) — считается соавтором книги «Молот ведьм»
* Мейстер Экхарт (1260—1328) — немецкий теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков
* Яков Ворагинский (1230—1298) — духовный писатель
Литература
* Lacordaire, «Memoire pour le retablissement de l’ordre des Freres precheurs» (1840);
* Danzas, «Etude sur les temps primitifs de l’ordre de St. Dominique» (Пар., 1874 — 75);
* Douais, «Essai sur l’organisation des etudes dans lordre des Freres precheurs etc.» (1884).
Организация
В 2004 г. орден насчитывал 6109 монахов (из них 4488 священников). Они служат в 622 приходах. Генеральная курия доминиканцев находится в римском монастыре св. Сабины. Женская ветвь ордена (второй орден) — 3724 монахини (подробнее см. доминиканки).
Основные сферы деятельности доминиканцев — проповедь Евангелия, изучение наук, образование, борьба с ересями, миссионерская деятельность.
Во главе ордена стоит великий магистр. Каждую провинцию ордена возглавляет провинциальный приор, каждую монашескую общину — конвентуальный приор. Они несут ответственность перед общим собранием — конвентуальным, провинциальным или генеральным капитулом.
Доминиканский орден имеет третью ветвь — терциариев, людей приносящих обеты, но остающихся в миру и живущих духовной жизнью ордена. Сам Доминик основал, под именем «Милиции Иисуса Христа», союз светских людей обоего пола, для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству.
Девиз ордена — Восхвалять, Благословлять, Проповедовать (лат. Laudare, Benedicere, Praedicare).
История
В 1214 г. вокруг св. Доминика в Тулузе образовалась первая община. Устав был утвержден двумя годами позже папой Гонорием III. Орден быстро распространился во Франции (здесь доминиканцы поначалу назывались якобитами, потому что первая резиденция ордена в Париже была при церкви св. Иакова), Испании и Италии. Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углубленное изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья — два крупнейших университетских города Европы. В 1221 г. доминиканцы имели 70 монастырей, в 1256 г. в ордене было 7 000 монахов.
Доминиканцы основали собственные учебные заведения (в Болонье, Кельне, Оксфорде и др.), возглавляли богословские кафедры в университетах Парижа, Падуи, Праги и др. С XII века доминиканцы развернули широкую миссионерскую деятельность, основали множество монастырей (в частности, под Киевом, в Иране, Китае и др.). В 1318 г. доминиканцы сумели организовать в Персии, находившейся под властью монголов, архиепископство.
На первом генеральном капитуле в Болонье, в 1220 году, доминиканский орден был объявлен нищенским: на его членов возложена обязанность отказаться от всяких имуществ и доходов и жить подаяниями. Это постановление соблюдалось не вполне, и в 1425 году было отменено папой Мартином V. Третий великий магистр ордена, святой Раймунд де Панне-форте, издал в 1238 году собрание его статутов.
Во главе ордена стоит избиравшийся сначала пожизненно, а потом на 6 лет великий магистр. В каждой стране есть провинциальный приор, в каждом отдельном общежитии, имеющем не менее 12 человек — конвентуальный приор. Над этими начальствующими лицами стоит капитул, т.е. общее собрание, созываемое каждые три года. Главная задача нового ордена состояла в миссионерской деятельности между неверными; но вместе с тем он ревностно занимался церковной проповедью и богословием. Альберт Великий и Фома Аквинский — замечательнейшие ученые, вышедшие из ордена; к нему же принадлежали Эккерд, Таулер, Савонарола, Викентий Бовэский.
В начале XIII века вместе со своим епископом, папскими легатами и двенадцатью аббатами цистерцианского ордена получивший хорошее богословское образование испанский каноник Доминик обсуждал в Лангедоке меры борьбы с альбигойцами. Он думал, что для успеха дела церкви необходимо усилить энергию и экстенсивность проповеди и соединить ее с апостольскою жизнью. Проповедники должны отказаться от большой свиты и внешнего блеска своей миссии; по примеру апостолов должны они скитаться с места на место и воздействовать на альбигойцев не только проповедью, но и апостольским образом жизни. Доминик не отрицал и других способов борьбы: истребления закоренелых еретиков и деятельности церковных судилищ, еще не переродившихся в инквизиционные, но уже посылавших на костер врагов церкви. Новый орден, мысль о котором зрела в уме Доминика, должен был стать новым могущественным орудием борьбы наряду с уже испытанными. Члены его противоставлялись в уме основателя проповедникам-альбигойцам как проповедники католической истины, словом, примером и молитвою побеждающие противников. Необходимые для достижения личной святости молитва, созерцание и аскеза, приспособленные к задачам борьбы, скитальчество и бедность должны быть соединены с глубоким и католическим знанием.
Два тулузских горожанина были первыми учениками Доминика. К ним примкнуло еще четверо. Архиепископ Тулузы и стоявший во главе крестоносного воинства, боровшегося с еретиками, граф Симон де Монфор оказали святому энергичное содействие. Осенью 1215 года Доминик появился на Латеранском соборе, надеясь получить от папы утверждение своего ордена. Еще ранее принявший под свое покровительство католических бедняков, Иннокентий III одобрил план Доминика, но, согласно с постановлением собора, запретившим основание новых орденов, предложил святому принять один из утвержденных уже уставов. Вернувшись в Тулузу, Доминик вместе с товарищами своими решил положить в основание своего ордена устав Августина, дополненный некоторыми постановлениями премонстранского, и, таким образом, сумел создать форму жизни, удобную для осуществления намеченных им задач. В том же 1216 году орден был утвержден папою Гонорием III.
Доминиканцы ближе стояли к традиционным монашеским формам жизни, чем минориты. Уже в 1216 году Доминик основал свой первый монастырь, за которым последовали другие. В этом первом монастыре (около Тулузы), служившем образцом для последующих, у каждого брата была своя келья, чем обеспечивалась возможность научных занятий. Жизнь не отличалась существенно от жизни августинцев или премонстрантов, и доминиканцы были такими же «уставными католиками». Но в соответствии с планом Доминика и отчасти под влиянием францисканства в 1220 году на общем соборе в Болонье было провозглашено отречение от всякой собственности, и орден вошел в число нищенствующих. Однако ввиду особенных задач ордена бедность не могла быть доведена до таких пределов, как у ранних миноритов.
Для борьбы с еретиками и за догму церкви требовались знания. Для приобретения знаний — обучение братьев, немыслимое без относительной оседлости, без библиотек, трудно осуществимое без отдельных келий, предполагавших большой и благоустроенный монастырь, хотя бы и расположенный в центре города. Идеал добровольной нищеты и скитальчества приспособляется к целям ордена, смягчаясь, с одной стороны, приобретая значение орудия борьбы — с другой. Отсутствие безусловной оседлости и бродячесть способствовали расширению сферы деятельности ордена и необходимой для этого свободе передвижения доминиканских проповедников. Отсутствие личной и общей (в последнем случае только формальное) собственности придавало ордену удобоподвижность и сосредоточенность его на одной цели — заботе о душе ближних. Точно так же целям доминиканцев соответствовали и внесенные ими в жизнь каноников изменения. Отсутствие предписаний о необходимости физического труда позволяло посвятить более времени обучению братьев, аскеза и молчание содействовали внутренней подготовке проповедника. Существование монастырей, лишь формально примиримое с идеалом абсолютной бедности, сделало возможным систематическое обучение братьев и организацию преподавания. Позднее в каждом доминиканском монастыре была своя школа средней ступени, для завершения же образования служили введенные с 1248 года школы верхней ступени в Монпелье для Прованса, Болонье для Италии, Кельне для Германии и Оксфорде для Англии. Это делало ненужною посылку доминиканцев в университеты и возможным желательное направление преподавания. Организация самого преподавания была завершена общим собором 1259 года, на котором присутствовали такие светила доминиканской науки, как Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский. Курс обучения, имевшего главною целью подготовку проповедников, был рассчитан на 6—8 лет. Первые два года посвящались философии, вторые два — основному богословию, церковной истории и праву. Последние два — углубленному изучению богословия, руководством для чего служила «Теологическая сумма» Фомы Аквинского. Наиболее способные ученики по окончании этого шестилетнего курса делались лекторами, а через семь лет магистрами. Через тринадцать лет, пройдя степень бакалавра, они могли стать магистрами богословия — высший сан ордена, рядом с которым стоит сан «общего проповедника», получаемый после успешной двадцатипятилетней проповеднической деятельности.
В первой четверти XIII века окончательно сложилась и организация ордена, развивавшаяся — что объясняется составом ордена — более планомерно и спокойно, чем миноритская. Подчиненные приорам монастыри объединялись в находящиеся под властью провинциалов провинции. Во главе ордена стоял избираемый провинциалами и особыми избирателями (по два на провинцию) пожизненный генеральный магистр, власть которого была ограничена ежегодным (позже каждые два года) генеральным собором, причем законодательная инициатива собора была умеряема необходимостью для действенности той или иной меры принятия ее последовательно тремя соборами. Состав ордена не вполне однороден: наряду с братьями-клириками существовали еще братья-миряне. И это естественно сложившееся и у францисканцев деление обеспечивало деление функций внутри ордена и, следовательно, возможность для клириков, возложивших все материальные заботы на мирян, всецело отдаться своей ученой и проповеднической деятельности.
При самом основании своем обратившиеся к помощи меча для борьбы против альбигойцев, доминиканцы продолжали быть внешними охранителями правоверия. Magister sacri palatii, всегда избиравшийся из доминиканцев, заведывал высшею цензурою.
В 1233 году папа Григорий IX передал им инквизицию. Мнение, что Доминик был основателем инквизиции и первым генерал-инквизитором, неразрывно связано с католической традицией; его подтвердили все историки ордена и все понегиристы инквизиции; оно было санкционировано Сикстом V в булле Invictarum, а чтобы устранить всякое сомнение, приводят буллу Иннокентия III, возлагающую на Доминика обязанности генерал-инквизитора. Но мы можем сказать, что ни одно церковное предание не покоится на более шатком основании. Несомненно, Доминик лучшие годы своей жизни посвятил борьбе с еретиками. Вполне достоверно также, что он как и все остальные ревностные миссионеры того времени, если не удавалось ему убедить еретика, с радостью являлся у пылающего костра. Но в этом он не отличался от других фанатиков, и он не сделал никакой особой попытки организовать правильное преследование. Мы видим, что только через 10 лет после его смерти можно говорить о папской инквизиции как о правильном учреждении. Не менее страдает преувеличением и легендарным характером утверждение, что организация инквизиции и ее упрочение было делом одного ордена. В сущности Рим никогда не возлагал официально на доминиканцев инквизиторских обязанностей. Не было также, говоря строго, никакого официального постановления об учреждении инквизиции. Доминиканцы были только наиболее подходящим и лучше подготовленным орудием для розыска скрывающихся еретиков, тем более, что их главной обязанностью была проповедь и обращение. Когда же обращение отступило на второй план, а на первый план стало преследование, то не менее полезными оказались и францисканцы, которые разделили с доминиканцами сомнительную честь и все труды по организации инквизиции. В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150000 членов в 45 провинциях (из них II вне Европы) и 12 конгрегаций, под управлением самостоятельных генерал-викариев. Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности. На конец XIX столетия они существовали в Италии, Испании, Австрии, миссии их были в Америке и Ост-Индии.
Женские доминиканские монастыри, числом до 300, на конец XIX столетия существовали в Италии, Австрии, Бельгии, Америке. Монахини занимались рукоделием. Одежда их белая, с черным плащом и вуалем. Значительнейшая из сестер этого ордена — святая Екатерина Сиенская.
Доминиканский орден имеет еще и третью ветвь. Сам Доминик основал под именем «Милиции Иисуса Христа» союз светских людей обоего пола для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству. После его смерти они стали называться братьями и сестрами «Покаяния святого Доминика». Они не произносят обетов, остаются в свете и по мере сил содействуют целям ордена. Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности.
В XVI веке доминиканские проповедники появились в Латинской Америке. Многие доминиканцы, например, Бартоломе де Лас Касас выступали в защиту прав индейцев в колониях.
В XVII — XVIII веках деятельность ордена сильно ограничивалась как светскими, так и церковными властями. Сильный удар по доминиканским монастырям в Северной Европе нанесла Реформация.
В XIX веке положение ордена стабилизировалось, доминиканские монастыри развиваются в Европе, в Латинской Америке и на Филиппинах. Бурно развивается орден в США и Канаде.
В XX веке орден испытал новые потрясения — изгнание в 1910 г. из Мексики, массовые убийства доминиканских монахов во время гражданской войны в Испании, преследования в коммунистических странах. Однако к концу XX века состояние ордена вновь стабилизируется.
Символика и облачение
Герб ордена изображает собаку, которая несет во рту горящий факел (этим, и созвучностью с лат. Domini canes, обусловлено распространение неофициального названия ордена «Псы Господни»), чтобы выразить двойное назначение ордена: охранять церковь от ереси и просвещать мир проповедью истины.
Облачение — белая ряса с белым капюшоном и черной пелериной.
Святыe и блаженные доминиканцы
* Блаженный Фра Анджелико (1400—1455) — итальянский художник эпохи Раннего Возрождения
* Св. Альберт Великий (ок. 1193—1280) — немецкий философ-схоласт, богослов
* Блаженный Бенедикт XI (1240—1304) — папа римский
* Св. Доминик (1170—1221 — основатель ордена
* Св. Екатерина Сиенская (1347—1398) — Учитель церкви
* Блаженный Иннокентий V (ок. 1225—1276) — папа римский
* Св. Пий V (папа римский) (1504—1572) — папа римский
* Блаженный Генрих Сузо (1295/1297—1366) — немецкий поэт и философ-мистик
* Св. Фома Аквинский (1225/1226—1274) — великий средневековый философ и теолог
* Св. Яцек (1183—1257)
Известные доминиканцы
* Бенедикт XIII (папа римский) (1649—1730) — папа римский
* Джордано Бруно (1548—1600) — итальянский ученый и поэт, позднее ушел из ордена
* Винсент из Бове (1190—1264) — теолог, энциклопедист, философ и педагог
* Томазо Кампанелла (1568—1639) — итальянский философ, писатель-утопист
* Жорж Коттье (род. 1922) — кардинал, крупный католический теолог и философ
* Бартоломе де Лас Касас (1484—1566) — защитник прав индейцев, противник рабства
* Жак Клеман (1565—1589) — убийца французского короля Генриха III Валуа
* Жан Батист Лаба (1663—1738) — миссионер и путешественник
* Андре де Лонжюмо (XIII век) — дипломат
* Жорж Пир (1910—1969) — лауреат Нобелевскoй премии мира (1958)
* Джироламо Савонарола (1452—1498) — флорентийский проповедник и общественный реформатор
* Иоганн Таулер (1300—1361) — немецкий мистик и проповедник
* Иоганн Тецель (ок. 1465—1519) — cоставил себе известность распространением индульгенций, выступил с опровержением 95 тезисов
* Томас Торквемада (1420—1498) — первый великий инквизитор Испании
* Феликс Фабер (1441—1502) — путешественник, историк
* Кристоф Шенборн (род. 1945) — кардинал, архиепископ Венский, теолог
* Якоб Шпренгер (1436—1495) — считается соавтором книги «Молот ведьм»
* Мейстер Экхарт (1260—1328) — немецкий теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков
* Яков Ворагинский (1230—1298) — духовный писатель
Литература
* Lacordaire, «Memoire pour le retablissement de l’ordre des Freres precheurs» (1840);
* Danzas, «Etude sur les temps primitifs de l’ordre de St. Dominique» (Пар., 1874 — 75);
* Douais, «Essai sur l’organisation des etudes dans lordre des Freres precheurs etc.» (1884).
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002