ДОМОСТРОЙ
Домострой
памятник русской литературы XVI в., свод житейских правил и наставлений. Наиболее известен в редакции середины XVI в., приписываемой протопопу Сильвестру.
ДОМОСТРОЙ
памятник русской литературы 16 в., свод житейских правил и наставлении, своеобразная энциклопедия русского патриархального домашнего быта. Составлен при участии священника Cильвестра.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
«Домострой»
произведение русской литературы ХVI в., свод житейских правил и наставлений. Защищал основы патриархального быта, в том числе беспрекословное подчинение главе семьи. Возник в Новгороде.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
«ДОМОСТРОЙ»
древнерусский памятник 16 в., свод правил домашнего устройства обеспеченного горожанина. Состоит из трех частей: о поклонении церкви и царской власти, о внутрисемейных отношениях («мирское строение») и ведении хозяйства («домовое строение»).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
«ДОМОСТРОЙ»
своеобразная энциклопедия древнерусского быта, свод Житейских правил и наставлений XVI в. Многие историки приписывают его составление Сильвестру. Главная идея сборника, что достаток угоден Богу, если нажит справедливым, праведным трудом. В нем содержатся рекомендации о религиозной и семейной жизни, советы по домоводству, правилах поведения дома и в гостях.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
"Домострой"
произведение русской литературы XVI в., свод правил поведения горожанина, который регламентирует его отношение к светской власти, церкви, семье, слугам. Содержит наставления по приготовлению пищи, приему гостей, свадебным обрядам, воспитанию детей, ведению хозяйства, торговле, платежу налогов, врачеванию. Автор и составитель «Домостроя» – Сильвестр (умер до 1577 г.), священник Кремлевского Благовещенского собора, духовник царя Ивана IV Грозного.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
«ДОМОСТРОЙ»
произведение древнерусской литературы середины ХVI в., свод правил поведения горожанина, которыми он должен был руководствоваться в семье, в церкви и в отношении к государству. Автором его считается Сильвестр, священник, близкий к Ивану IV в его молодые годы. В основе этой рабо-ты — более ранняя новгородская литература, описывающая нравы местной знати и их хозяйство. Также в книге значительное место занимает церковная и нраво-учительная литература, пропитанная уже московским духом. Идея бережливости занимает глазное место в этой книге, она содержит многочисленные советы по управлению домашним хозяйством. Много говорится о необходимости постоянного, ежедневного труда, который только и может принести богатство в дом и при-знание со стороны общества (а не благородное проис-хождение).
«Домострой» много говорит о необходимости под-чинения главе семьи дома, а в общественной жизни — царю и властям. От хозяина же требуется как соблюде ние всех церковных правил, ведение добродетельной жизни, так и умение соблюдать свои интересы, рачительно ведя домашнее хозяйство, руководя как членами своей семьи, так и слугами. Много говорится об обязанностях жены, которая должна была беспрекословно выполнять волю своего мужа (за непослушание он имел право наказывать ее), а также нести многочисленные обязанности по дому, постоянно заниматься работой. Немало говорится в «Домострое» и о воспитании детей, главным в котором является обучение ремеслу и торговле, а также беспрекословного подчинение родителям. Важнейшим методом воспитания опять-таки является физическое наказание. «Домострой» написан живым, образным языком. Является одновременно слепком с московских нравов
XVI в. и кодексом предписываемого поведения. Оказал огромное влияние на жизнь Московской Руси, да и на более поздние периоды в истории нашей страны. Название этой книги постепенно стало нарицательным, обозначая жизнь по косным, устаревшим правилам и порядкам.
«Домострой» много говорит о необходимости под-чинения главе семьи дома, а в общественной жизни — царю и властям. От хозяина же требуется как соблюде ние всех церковных правил, ведение добродетельной жизни, так и умение соблюдать свои интересы, рачительно ведя домашнее хозяйство, руководя как членами своей семьи, так и слугами. Много говорится об обязанностях жены, которая должна была беспрекословно выполнять волю своего мужа (за непослушание он имел право наказывать ее), а также нести многочисленные обязанности по дому, постоянно заниматься работой. Немало говорится в «Домострое» и о воспитании детей, главным в котором является обучение ремеслу и торговле, а также беспрекословного подчинение родителям. Важнейшим методом воспитания опять-таки является физическое наказание. «Домострой» написан живым, образным языком. Является одновременно слепком с московских нравов
XVI в. и кодексом предписываемого поведения. Оказал огромное влияние на жизнь Московской Руси, да и на более поздние периоды в истории нашей страны. Название этой книги постепенно стало нарицательным, обозначая жизнь по косным, устаревшим правилам и порядкам.
ДОМОСТРОЙ
свод правил поведения горожанина, к-рыми он должен руководствоваться в отношении к светским властям и церкви, семье и слугам. В Д. подробно излагаются наставления по приготовлению пищи, приему гостей, свадебным обрядам, воспитанию детей и ведению х-ва, рукоделию, торговле, платежу налогов, вплоть до советов по лечению больных. Д. - ценный источник социально-экономич. и политич. истории, культуры и быта России, а также экономич. и педагогич. мысли. В нем отразились изменения в социально-экономич. жизни в 16 в. (развитие товарно-ден. отношений) и в мировоззрении зажиточного горожанина. Однако новые элементы в Д. тесно переплетены со старыми представлениями. Х-во горожанина уже связано с рынком, но еще делаются крупные запасы впрок; говорится о добровольной службе слуг из числа бывших холопов, отпущенных на волю, но предусматривается также и применение холопского труда. Богатый горожанин, по Д., обязан своим положением в обществе не благородному происхождению, а своему труду, личной инициативе. В то же время Д. требует подчинения главе семьи - "господину", а в обществ. жизни - царю и властям. В воспитании детей наблюдается тенденция к обучению их "рукоделию", т. е. ремеслу и торговле, при этом дается знаменитый совет о "сокрушении ребер" строптивым и непослушным. Жена, по Д., участвует в организации х-ва и в воспитании детей, но ее, как и слуг, следует в случае провинности наказывать "грозою". Д. является также памятником рус. лит-ры; он написан разговорным языком, образным и выразительным. При составлении Д. были использованы Стослов Геннадия, сборники: Измарагд, Златоуст, Златая цепь и др. Д. состоит из 3 частей (64 главы): "Поучение и наказание отцов духовных, како веровати богу"; "Наказ от некоего о мирском строении", "О домовном строении". А. С. Орловым выявлены 32-33 списка Д. Существуют 3 редакции Д. 1-я ред. представлена списком 2-й пол. 16 в. (всего 17 списков), 2-я - Коншинским списком (всего 13 списков) и 3-я появилась на основе двух первых (2-3 списка). Одни исследователи (С. М. Соловьев, И. С. Некрасов, А. С. Орлов, М. А. Соколова и др.) полагают, что в основу Д. положен памятник, составл. в Новгороде в кон. 15 - нач. 16 вв. и отводят протопопу Сильвестру роль окончат. редактора Д. и автора последней главы. Другие (Д. П. Головастов, А. В. Михайлов, А. И. Соболевский и др.) считают, что Д. целиком написан Сильвестром в Москве после 1547. В соответствии с вопросом об авторстве Сильвестра решается вопрос о старшинстве 1-й или 2-й редакции. Д. примыкает, как показал И. С. Некрасов, к памятникам, отражающим быт бюргерства в 14-15 вв. и в др. странах Европы (чешская "Книга учения христианского", "Парижский хозяин" и др.). Публ.: Домострой по списку имп. Об-ва истории и древностей российских, подготовка текста И. Забелина, М., 1882; Домострой по Коншинскому списку и подобным, подготовка текста А. Орлова, кн. 1-2, М., 1908-10. Лит.: Голохвостов Д. П., Домострой благовещенского попа Сильвестра, в сб.: Временник ОИДР кн. 1, М., 1849; Некрасов И. С. Опыт ист.-лит. исследования древнерус. Домостроя, М., 1873; Михайлов А. В., К вопр. о редакциях Домостроя, его составе и происхождении, "ЖМНП", 1889, кн. 2-3; Орлов А. С., Домострой. Исследование, ч. 1, М., 1917; История рус. лит-ры, т. 2, 4. 1, М.-Л., 1945, с. 441-45; Соколова М. A., Очерки по языку деловых памятников XVI в., Л., 1957; Зимин А. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958, с. 55-70 (библ.). В. И. Корецкпий. Москва.
ДОМОСТРОЙ
полное название - "Книга, называемая "Домострой", содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину - мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам"), свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI в., поражающий нас сегодня почти неправдоподобной одухотворенностью даже мельчайших бытовых деталей. "Домострой" не просто сборник советов - перед читателем развертывается грандиозная картина идеально воцерковленного семейного и хозяйственного быта. Упорядоченность становится почти обрядовой, ежедневная деятельность человека поднимается до высоты церковного действа, послушание достигает монастырской строгости, любовь к царю и отечеству, родному дому и семье приобретает черты настоящего религиозного служения.
"Домострой" создан в 1-й пол. царствования Ивана Грозного. Авторство окончательного текста связывают с именем сподвижника и наставника Ивана Грозного благовещенского иерея Сильвестра.
"Домострой" состоит из трех частей: об отношении русского человека к Церкви и царской власти; о внутрисемейном устроении; об организации и ведении домашнего хозяйства.
"Царя бойся и служи ему верою, и всегда о нем Бога моли, - поучает "Домострой". - Аще земному царю правдою служиши и боишися е, тако научишися небесного Царя боятися...". Долг служения Богу есть одновременно и долг служения царю, олицетворяющему в себе православную государственность: "Царю... не тщится служить лжею и клеветою и лукавством... славы земной ни в чем не желай... зла за зло не воздавай, ни клеветы за клевету... согрешающих не осуждай, а вспомни свои грехи и о тех крепко пекися...". "А в котором либо празднике... да призывают священнический чин в дом свой... и молят за царя и великого князя (имярек), и за их благородные чада...".
Та же часть сборника, которая посвящена вопросам семейного быта, учит, "как жити православным христианам в миру с женами и с детьми и домочадцами, и их наказывати и учити, и страхом спасати и грозою претити и во всяких делах их беречь... и во всем самому стражу над ними быть и о них пещись аки о своем уде... Вси бо есьми связаны единою верою к Богу...".
В "Домострое" есть все. Есть трогательные указания, "како детям отца и матерь любити и беречи и повиноватися им и покоити их во всем". Есть рассуждения о том, что "аще кому Бог дарует жену добру - дражайше есть камения многоценного". Есть практические советы: "како платье всяко жене носити и устроити", "како огород и сады водити", "како во весь год в стол ествы подают" (подробно о том, что - в мясоед, и что в какой пост). Есть указания по чину домашнего молитвенного правила для всей семьи - "как мужу с женою и домочадцами в доме своем молитися Богу". И все это - с той простотой, основательностью и тихой, мирной неторопливостью, что безошибочно свидетельствует о сосредоточенной молитвенной жизни и непоколебимой вере.
"Каждый день вечером, - поучает "Домострой", - муж с женою и детьми и домочадцами, если кто знает грамоту - отпеть вечерню, повечерие, в тишине со вниманием. Предстоя смиренно с молитвою, с поклонами, петь согласно и внятно, после службы не есть, не пить и не болтать никогда... В полночь, встав тайком, со слезами хорошо помолиться Богу, сколько можешь, о своих прегрешениях, да и утром, вставая, так же... Всякому христианину следует молиться о своих прегрешениях, и об отпущении грехов, о здравии царя и царицы, и чад их, и братьев его и сестер и христолюбивом воинстве, о помощи против врагов, об освобождении пленных, и о святителях, священниках и монахах, и об отце духовном, и о болящих, о заключенных в темницах - и за всех христиан..."
О труде и хозяйственной деятельности в "Домострое" в ст. "Экономика".
Митрополит Иоанн (Снычев)
"Домострой" создан в 1-й пол. царствования Ивана Грозного. Авторство окончательного текста связывают с именем сподвижника и наставника Ивана Грозного благовещенского иерея Сильвестра.
"Домострой" состоит из трех частей: об отношении русского человека к Церкви и царской власти; о внутрисемейном устроении; об организации и ведении домашнего хозяйства.
"Царя бойся и служи ему верою, и всегда о нем Бога моли, - поучает "Домострой". - Аще земному царю правдою служиши и боишися е, тако научишися небесного Царя боятися...". Долг служения Богу есть одновременно и долг служения царю, олицетворяющему в себе православную государственность: "Царю... не тщится служить лжею и клеветою и лукавством... славы земной ни в чем не желай... зла за зло не воздавай, ни клеветы за клевету... согрешающих не осуждай, а вспомни свои грехи и о тех крепко пекися...". "А в котором либо празднике... да призывают священнический чин в дом свой... и молят за царя и великого князя (имярек), и за их благородные чада...".
Та же часть сборника, которая посвящена вопросам семейного быта, учит, "как жити православным христианам в миру с женами и с детьми и домочадцами, и их наказывати и учити, и страхом спасати и грозою претити и во всяких делах их беречь... и во всем самому стражу над ними быть и о них пещись аки о своем уде... Вси бо есьми связаны единою верою к Богу...".
В "Домострое" есть все. Есть трогательные указания, "како детям отца и матерь любити и беречи и повиноватися им и покоити их во всем". Есть рассуждения о том, что "аще кому Бог дарует жену добру - дражайше есть камения многоценного". Есть практические советы: "како платье всяко жене носити и устроити", "како огород и сады водити", "како во весь год в стол ествы подают" (подробно о том, что - в мясоед, и что в какой пост). Есть указания по чину домашнего молитвенного правила для всей семьи - "как мужу с женою и домочадцами в доме своем молитися Богу". И все это - с той простотой, основательностью и тихой, мирной неторопливостью, что безошибочно свидетельствует о сосредоточенной молитвенной жизни и непоколебимой вере.
"Каждый день вечером, - поучает "Домострой", - муж с женою и детьми и домочадцами, если кто знает грамоту - отпеть вечерню, повечерие, в тишине со вниманием. Предстоя смиренно с молитвою, с поклонами, петь согласно и внятно, после службы не есть, не пить и не болтать никогда... В полночь, встав тайком, со слезами хорошо помолиться Богу, сколько можешь, о своих прегрешениях, да и утром, вставая, так же... Всякому христианину следует молиться о своих прегрешениях, и об отпущении грехов, о здравии царя и царицы, и чад их, и братьев его и сестер и христолюбивом воинстве, о помощи против врагов, об освобождении пленных, и о святителях, священниках и монахах, и об отце духовном, и о болящих, о заключенных в темницах - и за всех христиан..."
О труде и хозяйственной деятельности в "Домострое" в ст. "Экономика".
Митрополит Иоанн (Снычев)
ДОМОСТРОЙ
анонимный памятник средневековой литературы, результат длительного коллективного творчества, отразивший представление об идеальном хозяйстве, семейной жизни и этических нормах христианского общества. В основе текста Д. лежит несколько традиционных для средневековья жанров: поучения “от отца к сыну”, известные на Руси с XI в.; сжатые до афоризмов нравственные сентенции “святых отец, како жити Христианом”, первоначально переводные (чаще всего это поучения Иоанна Златоуста), вошедшие в состав сборников нравственного содержания типа Измарагда (см.: Сборники устойчивого состава); разного рода средневековые “обиходники”, которые определяли порядок и чин, например, монастырского служения (идеал Дома во многом сближался с идеалом монастырской жизни) . Большое влияние на создание текста Д. оказали современные ему западноевропейские “домострой”, восходящие к древнейшим текстам такого типа (вплоть до древнегреческого сочинения Ксенофонта “О хозяйстве” (IV в. до н.э.), “Политики” Аристотеля), издававшимся на латинском, немецком и польском языках в Италии, Франции, Германии и особенно Польше. Первоначальный текст Д. содержал и многие “картинки с натуры” — городские рассказы простонародного типа, характерные для демократической среды больших городов. В результате памятник отразил типичную для средневековой Европы атмосферу, вовсе не ориентированную исключительно на русские формы общественной и семейной жизни, как иногда утверждают, вера и хозяйство в те времена подавляли собою национальное и государственное. Иерархия в отношениях между людьми и точное соблюдение определенных циклов в организации жизненных процессов — тоже важная черта средневекового быта, и в этом смысле Д. является типичным произведением своего времени; он регламентирует то, что до него обладало известными степенями свободы, т. е. личные отношения человека с близкими ему людьми. Многие рекомендации Д. вынесены из поучений, переведенных на славянский язык давно, отсюда и архаическая форма выражения, например, в мотивах, осуждаемых нами сегодня (унижения женщины, суровой аскезы, жестоких форм воспитания детей) ; в оригинальных частях памятника отношение к тем же темам может быть иным. Д.— памятник нравоучительной литературы, повествовательный элемент в нем подчинен назидательным целям поучения; каждое положение аргументируется ссылками на освященные традицией образцовые тексты Священного писания и отцов церкви. Прагматический характер изложения нацелен в Д. прежде всего на подачу информации под оценивающим углом зрения Писания. Здесь нет намеренного сочинительства, как нет и сознательного использования поэтических или ораторских приемов, вполне заменяемых средствами самого языка, одновременно и образного, синкретически многозначного, и использующего традиционные книжные штампы; именно в Д. впервые появляются важные термины, разграничивающие уровни нравственных понятий (“женщиаа” и “женка” при традиционном “жена”; “совесть” при старом “стыд” и пр.). Важно также, что первоначальный текст Д. создавался в Новгороде, т. е. является порождением самой демократической и социально свободной по тем временам территории Руси. Д.— не просто “экономия” (таково точное значение кальки “Домострой”), он проникнут нравственными характеристиками в отношениях между людьми, которые составляют население Дома, а словом “государь” одновременно обозначается и “хозяин” государства, и вождь общества, и владыка дома. Д.— сборник текучего состава, многие его списки отличаются друг от друга, составляя три редакции и несколько типов. Первая редакция Д. составлена в Новгороде в конце XV в., вторая была значительно переработана выходцем из Новгорода, впоследствии влиятельным сотрудником молодого царя Ивана IV Васильевича, благовещенским протопопом Сильвестром. Последний добавил к своей редакции личное обращение к сыну Анфиму, своего рода краткий конспект Д. (“малый Д.”), который также бытовал в самостоятельных списках, частично переработанных. Третья редакция — контаминация двух основных с различными частными добавлениями. Три основные части составляют Д. всех редакций; они последовательно излагают правила общежития в отношении “духовного строения” (религиозные наставления, главы 1—15), “мирского строения” (о семейных отношениях, главы 16—29) и “домового строения” (хозяйственные рекомендации, главы 30 — 63 по II редакции), с возможными дополнениями, например “Чином свадебным”. Не знание, обычно связываемое с информацией, интересует автора и читателя Д., а порядок ведения дел, степенность, т. е. последовательность в отношении к основному и главному в рамках домашнего жития. Не знать, а ведать надлежит Дом. Д. входил в круг памятников эпохи московского собирательства и восполнял урядом домашнего обихода такие книги, как Стоглав, Четьи Минеи, летописи и др. Религиозное, приравненное в них к государственному, здесь как бы спускается с небесных высот, достигая первейшей ячейки — семьи, тем самым подчеркивая значение семьи как основы и общества, и государства. Недостаток Д. в его содержательной завершенности. В своих рекомендациях он достиг предела и не способен был развиваться как текст. При этом он весь — в прошлом, замкнут на тот быт, с которого и был “снят” как образец праведного жития в миру. Это регламент частного и личного быта, представленный как дополнение к церковным (Стоглав) и гражданским (Уложение) законам своего времени, т. е. важная часть общей системы тогдашних понятий о законе и правде. Но как бы ни были плохи или прекрасны отдельные его советы, все же Д. не отражение действующих в жизни норм (за что осуждают его современные критики термином “домостроевщина”), а литературный памятник своего времени. Изд.: О р л о в А. С. Домострой по Коншинскому списку и подобным//ЧОИДР—1908— Кн 2—С 1—104, 105—172; 1910— Кн 1— С I—IV, 1—140, Домострой / Подг. текста, перевод и комм. В. В. Колесова//ПЛДР. Середина XVI века—М, 1985.—С 70—173, 580—586, Домострой—М, 1991, Домострой.—СПб , 1992 (сер. “Лит. памятники”) Лит.: Кизеветтер А. А. Исторические очерки — М , 1912— С 3—59, Ключевский В. О. Очерки и речи- Второй сборник статей — М, 1913—С 216—247; Орлов А. С. Домострой Исследование—М, 1917—4 1, Буланин Д. М., Колесов В. В. Сильвестр//Словарь книжников — Ч 2, вып 2 — С 323—333 В. В. Колесов
Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996