ДОНАТЕЛЛО

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Донателло
собств. Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (ок 1386—1466) — ит. скульптор, представитель Раннего Возрождения. Родился во Флоренции в семье чесальщика шерсти. Между 1404 и 1407 г. работал помощником в мастерской Гиберти, в 1406 г. получил первый самостоятельный заказ. Ранние работы: статуи «Давида» (1408— 1409), «Иоанна Евангелиста» (1412— 1415) для украшения флорентийского собора.
Д. стоял во главе мастеров, положивших начало расцвету Возрождения. Художник-новатор, он порвал с традициями треченто и выступил за обновление худож. средств скульптуры: первым разработал проблему устойчивой постановки фигуры, передал цельность тела, его массу. Возродил изображение наготы в статуарной пластике («Давид»; 1430—1433), положил начало скульптурному портрету, отлил первый бронзовый памятник Возрождения — конную статую кондотьера Эразмо де Нарни (итальянцы прозвали его «Гаттамелатой», т.е. «Хитрой Кошкой») (1447—1453).
Последние годы жизни Д. провел во Флоренции в состоянии душевного кризиса: его мучили мрачные и тревожные настроения, ожидание старости и смерти. В эти годы он создал «Юдифь и Олоферна» (ок.1456—1457), статую «Марии Магдалины» (1450-е гг.) и некоторые др. работы.
Лит.: Либман МЯ. Донателло. М., 1962.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

ДОНАТЕЛЛО
donatello) (настоящее имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (1386 или 1387, Флоренция – 1466, там же), итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. Родился в семье богатого ремесленника. В 1403–07 гг. обучался в мастерской Л. Гиберти. Работал в основном во Флоренции, а также в Сиене, Риме, Падуе. В 1410-х гг. участвовал в украшении флорентийских общественных зданий. В 1416 г. создал для собора Орсанмикеле мраморную статую св. Георгия, в которой воплотился ренессансный героический идеал воина-защитника. В отличие от бесплотных, словно лишенных костяка готических скульптур, изгибающихся, подобно стеблям растений, энергичная фигура святого, созданная Донателло, твердо и незыблемо стоит на широко расставленных ногах, опираясь на большой щит. Спокойные, плавные линии, крупный, полновесный объем придают статуе строгость и величие. В 1415 г. Донателло выполнил статуи пророков для украшения кампанилы Флорентийского собора (1416–35). Облик пророка Аввакума отличается острой характерностью; современники прозвали его Цукконе (тыква) из-за вытянутой формы лысой головы.
В 1431 г. Донателло посетил Рим, где изучал наследие античности. Под впечатлением от античного искусства были созданы трибуна для певчих во Флорентийском соборе, украшенная рельефом с упоенно пляшущими крылатыми младенцами-путти (1433–39), и рельеф «Благовещение» в церкви Санта-Кроче во Флоренции (т. н. алтарь Кавальканти, 1428–33). В трактовку сюжета из Священного Писания скульптор внес пленительную жизненную непосредственность. Ангел опустился на колено перед Марией, как юный рыцарь перед прекрасной дамой. Мария, златокудрая красавица с книгой в руке, благоговейно внимает его словам. Скульптура выполнена из серо-голубого песчаника с позолотой в виде высокого, почти в полный объем, рельефа.
В бронзовой статуе «Давид» (1430-е гг.) Донателло впервые в ренессансной скульптуре обратился к изображению обнаженного тела. Работая в Падуе, мастер создал первый светский монумент эпохи Возрождения – конную статую венецианского кондотьера (наемного военачальника) Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата («Черная кошка»; отлита в 1447 г., установлена в 1453 г.). Образцом для Донателло послужил древнеримский памятник императору Марку Аврелию. Кондотьер изображен в античных доспехах и с жезлом полководца в руке. В ясности и лаконичности форм, четкости энергичного силуэта, спокойной посадке всадника и сдержанной силе поступи коня выражены волевая собранность, героическая готовность к бою. В поздних работах Донателло (алтарь св. Антония Падуанского, 1450, и четыре рельефа со сценами из жизни святого, 1446–48; деревянная статуя Марии Магдалины, 1450-е гг.; бронзовая скульптурная группа «Юдифь и Олоферн», ок. 1456–57 г.; статуя Иоанна Крестителя, 1451; рельефы кафедр церкви Сан-Лоренцо во Флоренции на темы Страстей и Воскресения Христа, 1460-е гг.) усиливается драматизм, ощущается духовный надлом, суровая отрешенность.
В творчестве Донателло воплотился ренессансный образ человека, гармонически соразмерного окружающему миру, наделенного характерностью облика и жизненной активностью, естественностью и простотой. Наследие мастера оказало значительное влияние на дальнейшее развитие итальянской скульптуры.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Донателло
Donatello), наст. имя мастера Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donate di Niccolo di Betto Bardi) 1383/1386, Флоренция — 1466, Флоренция. Итальянский скульптор, один из выдающихся мастеров итальянского Раннего Возрождения. Первые упоминания о Донателло относятся к 1404 и 1407, когда он работал в мастерской Гиберти. Самостоятельную творческую деятельность начал ок. 1408 в мастерских собора во Флоренции, в 1414 получившего название Санта Мария дель Фьоре. В 1425—1427 и 1457—1459 работал в Сиене, в 1431—1432 посетил Рим, в 1441—1453 работал в Падуе. Тесная дружба связывала мастера с ведущими архитекторами Флоренции Брунеллески, Микелоццо, а возможно, и с живописцем Мазаччо (последний придал одному из своих персонажей портретное сходство с Донателло). Творческое наследие Донателло огромно, включает в себя монументальные статуи, рельефы, скульптуры небольших размеров; мастер одинаково успешно работал в мраморе, бронзе, дереве. Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Высеченная из глыбы мрамора толщиной всего около полуметра, она должна была поразить флорентийцев величием образа, мощью и богатством пластического языка. С 1411 Донателло вместе с другими флорентийскими скульпторами принял участие в создании статуй святых — покровителей тех или иных ремесел и занятий для украшения внешних стен церкви флорентийских цехов — Ор Сан Микеле. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Людовика Тулузского (ок. 1423—1425) и св. Георгия (ок. 1415, Флоренция, Нац. музей Барджелло). Эта статуя юного воина, проникнутая гармоническим началом, ясностью, спокойствием, стала одним из символов Раннего Возрождения. В середине 1410-х попечители собора Санта Мария дель Фьоре поручили Донателло, Чуффаньи и Россо украсить фасады кампанилы — колокольни собора — статуями ветхозаветных пророков. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Донателло приписывают не менее 4 статуй пророков; совместной работой Донателло и Россо считается группа Авраам и Исаак. В статуях кампанилы раскрылись новые грани дарования Донателло: экспрессия и драматический пафос образов, острота, напряженность пластического языка. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Некрасивость лиц, напряженность поз, водопад глубоких складок тяжелых одеяний подчеркивает силу экспрессии образов пророков Аввакума, так называемого Дзукконе (ок. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Одновременно с работой над статуей кампанилы Донателло вместе с Якопо делла Кверча и Гиберти принял участие в создании рельефов бронзовой купели для сиенского баптистерия. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Это первый опыт Донателло в создании так называемого "живописного рельефа" с многофигурной сценой и несколькими пространственными планами. Его рельеф сложностью и драматическим пафосом композиции, пространственными эффектами превосходит композиции других мастеров, участвовавших в украшении купели. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Если Лука делла Роббиа разделил скульптурный декор на отдельные композиции, изображающие поющих детей, то Донателло решил его как единый фриз: в обрамлении двух горизонтальных полос с антикизированными вазонами и пальметтами, за сдвоенными колоннами стремительно проносится хоровод детей, охваченных азартом почти вакхической пляски. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Среди масштабных работ Донателло, выполненных в 1420-е, — монументальное надгробие лжепапы Иоанна XXIII (выбранного папой во время церковного раскола и непризнанного католической церковью; ок. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). 1430-е, отмеченные поездкой Донателло в Рим, были едва ли не самым счастливым периодом его творчества, временем, когда в его работах преобладало гармоническое начало. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Изваянный из несколько необычного материала — песчаника, он отличается своим поэтическим строем, грациозностью образов и необыкновенным даже для Донателло богатством пластического решения — полные грации и одухотворенности Мария и ангел предстают на фоне великолепного орнамента дверей и треножника, тяжелые складки их одеяний пронизаны движением, и в то же время облик персонажей, их жесты, позы полны одухотворенности. К этому же десятилетию относится и одна из самых известных работ Донателло — бронзовая статуя Давида (после 1420, Флоренция, Нац. музей Барджелло). Библейские герои (Давид, победитель Голиафа, и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Плавные очертания юношеского тела, естественность позы, спокойное достоинство погруженного в задумчивость победителя выделяют ее на фоне других творений мастера. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Последний, умерший в 1441, пожелал, чтобы на родине ему был воздвигнут памятник, а сам он похоронен в падуанском соборе Св. Антония (Санто). Венецианский сенат постановил выполнить волю полководца, и для ее осуществления был приглашен Донателло. Конных памятников такого масштаба в Италии не воздвигали со времен Римской империи, хотя в Северной Италии существовал тип сравнительно небольшой надгробной конной статуи. Таковы статуи, украшающие надгробия правителей Вероны XIV в. Скалигеров, и Донателло, возможно, посетил Верону — один из ближайших к Падуе городов. Вероятно, он неоднократно бывал в Венеции, в состав материковых владений которой входила Падуя, и имел возможность внимательно изучить четырех прекрасных бронзовых коней, вывезенных венецианцами из Константинополя и поныне украшающих фасад базилики Сан Марко. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Прекрасен, полон жизни боевой конь полководца, слегка повернувший голову влево и остановивший мерный шаг, опираясь одной из передних ног на шар; спокоен и невозмутим восседающий на нем полководец с немолодым лицом. Сдержанна и в то же время энергична пластическая выразительность монумента, прекрасно вписанного в обширное пространство площади. Одновременно с конной статуей Гаттамелаты Донателло вместе с помощниками создал монументальный Алтарь Св. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Антония. Эту колоссальную скульптурную композицию первоначально увенчивал балдахин, опиравшийся на восемь колонн. Статуи и рельефы алтаря — последний большой скульптурный цикл Донателло, отмечен драматическим накалом и острой, иногда несколько преувеличенной экспрессией изобразительного языка. Отрешенно и скорбно смотрит на нас хрупкая Мадонна, увенчанная странной тяжелой короной из фигурок херувимов. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Антония. Скульптурный ансамбль Алтаря Св. Антония стал переломным моментом в творчестве Донателло. Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е). Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок. 1457—1460, скульптурная группа Юдифь и Олоферн, Флоренция, площадь Синьории). Донателло оказал огромное влияние не только на современников, но и на мастеров более молодого поколения, в частности, Верроккио. Знакомство с его работами очень много значило для творческого формирования Микеланджело.
Лит.: Романов Н. Н. Донателло. М., 1901; Bole W. Donatello a Padue. Paris, 1883; Muntz L. Donatello. Paris, 1886; Reymond M. Donatello. Paris, 1890; Crutwell M. Donatello. London, 1912; Janson H. W. The sculpture of Donatello. Vol. 1—2. Princeton, 1957; Hartt F. Donatello: Prophet of Modern Vision. N. Y., 1973; Pazzonchi A. Donatello e il potere. Fienze, 1980.
И. Смирнова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

ДОНАТЕЛЛО
1386–1466) Донателло — крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения. С его именем, как с именем Мазаччо в живописи и Брунеллески в архитектуре, связан период расцвета реалистической скульптуры флорентийского кватроченто. Донателло родился во Флоренции в 1386 году. Подлинное имя скульптора — Донато ди Никколо ди Бетто Барди. Но больше он известен под уменьшительным именем Донателло, что можно перевести как «маленький Донат». Донателло происходил из достаточно зажиточной семьи. Его отец по профессии был растяжчиком шерсти. Однако потерял состояние и умер довольно рано. Поэтому с юности скульптору приходилось зарабатывать на жизнь своим трудом. Первое упоминание о Донателло в документах относится к 1401 году — в это время он работал как ювелир в Пистойе, городе вблизи Флоренции. В 1403 году имя Донателло значится среди учеников Лоренцо Гиберти, возглавлявшего в то время самую большую бронзолитейную и ювелирную мастерскую во Флоренции. Гиберти как раз получил тогда ответственный и почетный заказ на изготовление бронзовых северных врат Флорентийского баптистерия. 25 ноября 1406 года имя Донателло появляется в документах, связанных со строительством собора Санта-Мария дель Фьоре. Более удивительно другое — как стремительно и уверенно шел по неизведанному пути совсем юный Донателло. Первым достоверным его произведением является мраморная статуя Давида, созданная в 1408–1409 годах для украшения интерьера собора. Давид показан юным воином, торжествующим свою победу над гигантом Голиафом. Современники Донателло связывали его Давида со своими победами над более сильными врагами. Образ получил патриотическое звучание. Статуя полна жизни и изящества. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. В последующих произведениях мастер, ощущая свою неуверенность, ограничивает себя более простыми задачами, в первую очередь изучением человеческой фигуры. Статуя сидящего «Иоанна евангелиста» была выполнена около 1409–1411 годов для украшения фасада собора Санта-Мария дель Фьоре и ныне находится в музее собора. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411–1413 годов «Св. Марка». Идеальная по пропорциям статуя стоящего в спокойной позе евангелиста и поныне украшает предназначенную для нее нишу. Следующей работой мастера была знаменитая статуя «Св. Георгия», созданная для ниши цеха оружейников на Ор Сан-Микеле. Большинство исследователей относит исполнение статуи к 1415–1416 годам. Донателло создал статую, отвечающую тому глубокому и многозначному смыслу, который вкладывали в образ святого современники мастера. Тема святого Георгия часто встречалась в искусстве до Донателло. Его обычно изображали всадником в рыцарских доспехах в момент подвига, когда он поражает дракона копьем, фиксируя внимание только на внешнем облике. Георгий у Донателло — гибкий, стройный юноша в легких латах. Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи. Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. Непокрытая голова позволяет хорошо рассмотреть лицо — юное, исполненное отваги, прекрасное в своей одухотворенности. Созданный скульптором героический образ юноши-патриота, готового встать на защиту Флорентийской республики, ярко индивидуален, почти портретен. Это вообще типичная черта искусства раннего Возрождения. Она обусловлена стремлением художника освободиться от средневекового канона, нивелировавшего человеческую личность. С точки зрения идеи — патриотического подвига — «Св. Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело. А вот что пишет Эрнст Гомбрих: «Сравнив ее со скульптурами готических соборов, мы увидим, как решительно порвал Донателло связи с прошлым. Готические статуи, выстроившиеся торжественными рядами по сторонам порталов, кажутся парящими бесплотными пришельцами из иного мира. У Донателло Святой Георгий твердо стоит на земле, его ноги словно приросли к ней, как у воина, решившего не отступать ни на шаг. В его лице нет ни безмятежности, ни отрешенности средневековых святых — весь энергия и собранность, он словно следит за приближающимся врагом, оценивая его силу, руки покоятся на щите, а напряженный взгляд выражает решимость и гордый вызов. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание. Но внимания заслуживает не только сила воображения итальянского скульптора, воплотившего свое индивидуальное видение рыцарственного святого, но и новый подход к решению пластических задач. При всей живости и подвижности, фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала. Подобно Мазаччо, Донателло противопоставил стилевым изыскам своих предшественников энергию натурных изысканий. Такая лепка рук, сведенных бровей могла возникнуть только при самостоятельном, не зависимом ни от каких образцов исследовании натуры. Флорентийские мастера начала XV века, по примеру обожаемых ими греков и римлян, предались штудиям живой модели в разных позах и поворотах. Именно этим новым подходом, переключением творческих интересов объясняется замечательная убедительность статуи Донателло». Еще не успев закончить работу над скульптурой «Георгия», скульптор получил новый, не менее важный заказ на изготовление статуй пророков для колокольни собора. Эта работа заняла с перерывами свыше двадцати лет… Донателло не только выполнил самостоятельно четыре статуи, а еще две в соавторстве, но также руководил всеми работами. Создав статуи пророков, Донателло открыл новый этап в истории итальянской пластики. Аналогии индивидуальных образов пророков можно найти в искусстве не ранее второй половины XV столетия. В середине двадцатых годов, благодаря своему новому компаньону Микелоццо ди Бартоломео, скульптор получает заказ на монументальное надгробие папы Иоанна XXIII во Флорентийском баптистерии. Примерно в то же время Донателло создает ряд произведений для ансамбля купели баптистерия в Сиене. В бронзовой композиции «Пир Ирода» (ок. 1425), обращаясь к драматическому моменту, скульптор не просто рассказывает, но стремится разработать психологический подтекст события и показать реакцию каждого из присутствующих. Для той же купели около 1427–1429 годов Донателло создал бронзовые фигуры добродетелей — «Веры» и «Надежды», а также трех танцующих и музицирующих ангелов. Пожалуй, именно с этих произведений начинается история мелкой бронзовой пластики в Италии. Во второй половине двадцатых годов Донателло создал и замечательный мраморный рельеф «Передача ключей апостолу Петру». В период с 1428 по 1433 год скульптор выполнил алтарь Кавальканти в церкви Санта-Кроче. Здесь главная композиция — горельефное «Благовещение» из мраморовидного известняка. Великолепие архитектуры, монументальность композиции, обильное использование позолоты создают яркое, праздничное впечатление. Из работ того периода должна быть отмечена бронзовая статуя мальчика, это произведение называют «Амур-Атис». Донателло изобразил полуобнаженного ребенка. Он стоит улыбаясь, подняв вверх руки. Тогда же, в конце тридцатых — начале сороковых годов, Донателло занят выполнением важного заказа — скульптурной декорацией Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо. В 1443 году скульптор отправился в Падую, где пробыл десять лет. В 1445 году он начинает работу над памятником Гаттамелате. Этот конный памятник кондотьеру, стоящий около бокового фасада падуанского собора — Базилики дель Санто, поставил Донателло в один ряд с величайшими монументалистами всех времен. Уже в 1447 году мастер осуществил его литье. Тем же годом датируется и сооружение постамента. Однако чеканка памятника заняла несколько лет и была завершена в 1450 году. Установка статуи на постамент была осуществлена только через три года. Вероятно, в процессе создания монумента скульптор обращался к своим римским впечатлениям от конного памятника древнеримскому императору Марку Аврелию. Гаттамелата — пожилой человек, но еще полный сил, уверенно и спокойно сидит на лошади. Левой рукой полководец поддерживает поводья, а правой держит жезл. Лицо Гаттамелаты — один из великолепных примеров портретного искусства Донателло: нос с горбинкой, четко очерченный рот, небольшой подбородок. Скульптору удалось придать всему облику Гаттамелаты и некие общие черты, свойственные человеку его эпохи. Гаттамелата у Донателло не столько воин, сколько обобщенный образ человека Возрождения. Герой Донателло — воин-мыслитель, какой мог появиться только в то время. Вероятно, есть в нем и черты, свойственные самому Донателло… Во время работы над памятником скульптору пришлось, по-видимому, решать много сложных задач. И как всегда, Донателло уверенно справился с ними. Так, определенные трудности вызывало композиционное объединение фигур, всадника и коня. Для того чтобы смягчить прямой угол, образуемый их телами, Донателло ввел высокое седло с волютами впереди. Они обеспечили постепенный переход от фигуры кондотьера к гриве лошади. И направление движения жезла служит той же самой цели — объединить всадника с лошадью. «Надо подчеркнуть еще одну особенность падуанского памятника, — пишет С. О. Андросов. — Донателло сознательно укоротил ноги Гаттамелаты, чтобы они не свешивались за пределы корпуса лошади, — это позволяет подчеркнуть массивность ее тела, ноги лошади тоже слегка утолщены, чтобы снизу они не казались слишком тонкими. Все эти особенности свидетельствуют о вдумчивой и серьезной работе мастера над памятником Гаттамелаты. Монумент Гаттамелате открыл новую страницу в истории пластики. К нему, несомненно, обращались все скульпторы последующего времени, работавшие над конными памятниками, — от Верроккьо до Фальконе. И каждый из них мог найти в создании Донателло нечто полезное и поучительное для себя». Восторженно восприняли монумент, по-видимому, и современники. Недаром Донателло поместил на пьедестале свою подпись, что он делал не так уж часто. Известно также, что в марте 1451 года с Донателло велись переговоры о создании другой конной статуи — Борсо дЭсте. Замысел этот, однако, так и не был осуществлен. Не подлежит сомнению, что мастер мог оставаться и дальше в Падуе. Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. И все же, создав в Падуе ряд шедевров, художник предпочел в 1453 году возвратиться на родину, во Флоренцию. В конце пятидесятых годов Донателло получил от Козимо Медичи ответственнейший заказ на исполнение монументальной бронзовой группы, изображающей Юдифь с Олоферном. В этой композиции скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна Юдифи. Последняя решительна и напориста. Ее фигура удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. Выразительное лицо Юдифи не только прекрасно, но и величественно. Донателло удалось создать достоверный образ женщины, способной на подвиг. Последние годы жизни Донателло — время заката героической поры флорентийского кватроченто. Во второй половине XV века правители Флоренции Медичи стремятся подражать вкусам и быту аристократии. И уже не героика, а утонченность, изысканность, изящество требовались от искусства. Вазари рассказывает о последних днях великого скульптора: «…он оказался настолько разбитым параличом, что работать уже никак не мог и был непрерывно прикован к постели в бедном домике, который он имел на Виа дель Кокомеро, поблизости от женского монастыря Сан-Никколо, где, хирея изо дня в день и постоянно угасая, он преставился 13 декабря 1466 года».

Источник: 100 великих скульпторов. 2002

Найдено схем по теме — 1