Донатисты
ДОНАТИСТЫ
участники широк. обществ. движения в Сев. Африке в 4 — 5 вв. Свое назв. Д. получили от имени епископа Доната, возглавивш. в нач. 4 в. движение за создание независимой от Рима африк. церкви.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Донатисты
от имени епископа Доната, руководителя донатистов) - участники религиозного движения в римской Северной Африке 4- 5 вв., направленного против официальной христианской церкви и римского господства; в основном рабы, городская и сельская беднота. Левое крыло донатистов составляли агонистики. Донатисты поддержали антиримские восстания 371- 373 гг. и 397- 398 гг.
Источник: Исторический словарь
ДОНАТИСТЫ
раскольники IV в. При Диоклетиане среди христиан возникло стремление к мученичеству и смерти за веру. Так как от них требовали выдачу священных книг, то многие нарочно заявляли, что книги у них есть, но они не выдадут их. Донатисты отрицали возможность покаяния: согрешивший христианин должен был, согласно их воззрениям, смыть грех мученической кровью. Тем более отрицалась возможность принятия в церковное общение отрекшихся от Христа под страхом мучительной смерти. Kарфагенский епископ Менсурий выступил против чрезмерных увлечений добровольных мучеников. Это привело к тому, что в карфагенской Церкви произошел раскол.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
ДОНАТИСТЫ
участники религиозного движения в римской Северной Африке в IV—V вв. Выступали за непризнание действительными таинств, совершаемых священниками, изменившими церкви в период гонений. Были против вторичного крещения отступников. Движение возникло после раскола африканской христианской церкви на сторонников епископа Цецилиана и его противников во главе с епископом Донатом. Д. образовали самостоятельную церковь, к которой примкнули неимущие: рабы, полоны, городские бедняки. Выступали против ортодоксальной католической церкви. После Карфагенского собора (411 г.) собрания Д. под страхом смертной казни были запрещены.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ДОНАТИСТЫ
сторонники религ. движения в рим. Сев. Африке 4-5 вв., принявшего характер социальной борьбы. Движение Д. возникло в 311, когда часть афр. церквей отказалась признать только что избранного карфагенского епископа Цецилиана. Этим было положено начало расколу афр. христ. церкви на "цецилианистов" или "католиков" и противников Цецилиана, позже названных Д. (по имени их руководителя епископа Доната). Возникновение Д. отражало глубокие противоречия между социально-политич. позициями различных слоев христиан. Ортодоксальную "католич." церковь, к-рая при покровительстве имп. Константина и его преемников превратилась в активного защитника существующего социального и политич. строя, в Сев. Африке поддерживали преим. представители господств. класса. К Д. примыкали гл. обр. трудящиеся и эксплуатируемые слои: колоны, рабы, гор. беднота. Д. проповедовали непримиримость к христианам, отступившим от своей веры в период гонений, прославляли "мучеников" за веру. С сер. 4 в. движение Д. ясно обнаруживает черты оппозиции рим. власти (требование невмешательства рим. власти в церк. дела). Эти стороны идеологии Д. были близки настроениям нар. масс, выражали их ненависть к Рим. империи. Однако социальный состав Д. был неоднороден; выступления рядовых Д. против крупного землевладения и эксплуатации, проявившиеся особенно ярко в восстаниях агонистиков, внушали страх епископам, призывавшим против восставших рим. войска. К кон. 4 в. к Д. примкнули сепаратистски настроенные представители господств. класса. Донатистская церковь поддержала антирим. восстания Фирма (371- 373) и Гильдона (397-398). После Карфагенского собора 411, на к-ром Д. и "католики" изложили свои разногласия, донатистская церковь была разгромлена рим. властями, однако Д. как представители "еретического" направления христианства в Африке существовали еще в 6 в. Лит.: Дилигенский Г. Г., Сев. Африка в IV-V веках, М., 1961; Frend W. H. C., The Donatist church; a movement of protest in Roman North Africa, Oxf., 1952; Brisson J.-P., Autonomisme et christianisme dans l´Afrique romaine, P., 1958. Г. Г. Дилигенский. Москва.