ДОНИЦЕТТИ ГАЭТАНО
ДОНИЦЕТТИ ГАЭТАНО
Знаменитый театральный композитор. Родился в Бергамо 29 ноября 1797 года. Поскольку это ключевая фигура итальянского театра, в этом словаре нет необходимости давать подробную биографию. Возьмите наугад любой другой словарь и там вы ее найдете. Здесь мы напомним лишь о том, что в опере "Дон Паскуале", первая постановка которой состоялась в Итальянском театре в Париже в 1843 году и имела несомненный успех, в оркестровке есть партия гитары, которую очень любил великий композитор. Он также дружил со многими гитаристами–любителями того времени. Умер в Бергамо 8 апреля 1848 года.
Источник: История гитары. Библиографический и терминологический словарь. 1998
ДОНИЦЕТТИ Гаэтано
(29 XI 1797, Бергамо, Ломбардия - 8 IV 1848, там же)
Г. Доницетти - представитель итальянской романтической оперной школы, кумир поклонников бельканто - появился на оперном горизонте Италии в то время, когда «умирал Беллини и молчал Россини». Обладатель неисчерпаемого мелодического дара, глубокого поэтического таланта и чувства театральности, Доницетти создал 74 оперы, в которых раскрылась широта и разнообразие его композиторского дарования.
Оперное творчество Доницетти необычайно разнообразно по жанрам: это социально-психологические мелодрамы («Линда ди Шамуни» - 1842, «Джемма ди Вержди» - 1834), историко-героические драмы («Велизарио» - 1836, «Осада Кале» - 1836, «Торквато Тассо» - 1833, «Мария Стюарт» - 1835, «Марина Фальеро» - 1835), лирико-драматические оперы («Лючия ди Ламмермур» - 1835, «Фаворитка» - 1840, «Мария ди Роган» - 1843), трагические мелодрамы («Лукреция Борджа» - 1833, «Анна Болейн» - 1830). Особенно разнообразны оперы, написанные в жанре buffa, музыкальные фарсы («Замок инвалидов» - 1826, «Новый Пурсоньяк» - 1828, «Сумасшедшие по заказу» - 1830), комические оперы («Любовный напиток» - 1832, «Дон Паскуале» - 1843), комические оперы с разговорными диалогами («Дочь полка» - 1840, «Рита» - пост. 1860) и собственно оперы-buffa («Гувернер в затруднении» - 1824, «Ночной звонок» - 1836).
Оперы Доницетти - плоды необычайно скрупулезной работы композитора как над музыкой, так и над либретто. Будучи широко образованным музыкантом, он использовал произведения В. Гюго, А. Дюма-отца, В. Скотта, Дж. Байрона и Э. Скриба, сам пробовал писать либретто, прекрасно сочинял юмористические стихи.
В оперном творчестве Доницетти условно можно выделить два периода. В сочинениях первого (1818-30) весьма заметно влияние Дж. Россини. Хотя оперы неравноценны по содержанию, мастерству и проявлению авторской индивидуальности, в них Доницетти предстает великолепным мелодистом. Период творческой зрелости композитора приходится на 30-е - первую половину 40-х гг. В это время он создает шедевры, вошедшие в историю музыки. Таковы «всегда свежая, всегда прелестная» (А. Серов) опера «Любовный напиток»; «один из самых чистых бриллиантов итальянской оперы» (Дж. Донати-Петтени) «Дон Паскуале»; «Лючия ди Ламмермур», где Доницетти раскрыл все тонкости душевных переживаний любящего человека (Де Валори).
Интенсивность творчества композитора поистине уникальна: «Легкость, с какой Доницетти сочинял музыку, умение быстро уловить музыкальную мысль позволяют сравнить процесс его творчества с естественностью плодоношения цветущих фруктовых деревьев» (Донати-Петтени). Равно легко автор владел различными национальными стилями и жанрами оперного творчества. Помимо опер, перу Доницетти принадлежат оратории, кантаты, симфонии, квартеты, квинтеты, духовные и вокальные сочинения.
Внешне жизнь Доницетти казалась сплошным триумфом. На самом же деле это было не так. «Мое рождение покрыто тайной», - писал композитор, - «ибо я появился на свет под землей, в подвале Борго-Канале, куда луч солнца не проникал никогда». Родители Доницетти были бедные люди: отец - сторож, мать - ткачиха. В 9 лет Гаэтано поступает в Благотворительную музыкальную школу Симона Майра и становится там лучшим учеником. В 14 лет он переезжает в Болонью, где учится в музыкальном лицее у С. Маттеи. Выдающиеся способности Гаэтано впервые раскрылись на экзамене 1817 г., где исполнялись его симфонические произведения и кантата. Еще в лицее Доницетти написал 3 оперы: «Пигмалион, Олимпиада» и «Гнев Ахилла», а уже в 1818 г. его опера «Энрико, граф Бургундский» была с успехом поставлена в Венеции. Несмотря на успех оперы, это был очень трудный период в жизни композитора: контрактов на сочинение заключать не удавалось, семья нуждалась в материальной помощи, близкие его не понимали. Симон Майр устроил Доницетти контракт с Римской оперой на сочинение оперы «Зораида Гранатская». Постановка имела успех, но критика, обрушившаяся на молодого композитора, была оскорбительно жестокой. Но это не сломило Доницетти, а лишь укрепило его силы в стремлении к совершенствованию своего мастерства. Но несчастья следуют одно за другим: сначала умирает сын композитора, затем - родители, горячо любимая жена Вирджиния, которой не исполнилось даже 30 лет: «Я один на земле, и я еще жив»! - в отчаянии написал Доницетти. От самоубийства его спасло искусство. Вскоре следует приглашение в Париж. Там он пишет романтическую, прелестную, «Дочь полка», изящную «Фаворитку». Оба этих сочинения, а также интеллектуальный «Полиевкт» были приняты с восторгом. Последняя опера Доницетти - «Катарина Корнаро». Она была поставлена в Вене, где в 1842 г. Доницетти получает звание австрийского придворного композитора. После 1844 г. психическое заболевание заставило Доницетти отказаться от композиторской деятельности и послужило причиной его смерти.
Искусство Доницетти, представлявшее декоративный певческий стиль, было органичным и естественным. «Доницетти вбирал в себя все радости и печали, волнения и заботы, все устремления простых людей к любви и красоте и потом выражал их в прекрасных мелодиях, которые до сих пор живут в сердце народа» (Донати-Петтени). /М. Дворкина/
Г. Доницетти - представитель итальянской романтической оперной школы, кумир поклонников бельканто - появился на оперном горизонте Италии в то время, когда «умирал Беллини и молчал Россини». Обладатель неисчерпаемого мелодического дара, глубокого поэтического таланта и чувства театральности, Доницетти создал 74 оперы, в которых раскрылась широта и разнообразие его композиторского дарования.
Оперное творчество Доницетти необычайно разнообразно по жанрам: это социально-психологические мелодрамы («Линда ди Шамуни» - 1842, «Джемма ди Вержди» - 1834), историко-героические драмы («Велизарио» - 1836, «Осада Кале» - 1836, «Торквато Тассо» - 1833, «Мария Стюарт» - 1835, «Марина Фальеро» - 1835), лирико-драматические оперы («Лючия ди Ламмермур» - 1835, «Фаворитка» - 1840, «Мария ди Роган» - 1843), трагические мелодрамы («Лукреция Борджа» - 1833, «Анна Болейн» - 1830). Особенно разнообразны оперы, написанные в жанре buffa, музыкальные фарсы («Замок инвалидов» - 1826, «Новый Пурсоньяк» - 1828, «Сумасшедшие по заказу» - 1830), комические оперы («Любовный напиток» - 1832, «Дон Паскуале» - 1843), комические оперы с разговорными диалогами («Дочь полка» - 1840, «Рита» - пост. 1860) и собственно оперы-buffa («Гувернер в затруднении» - 1824, «Ночной звонок» - 1836).
Оперы Доницетти - плоды необычайно скрупулезной работы композитора как над музыкой, так и над либретто. Будучи широко образованным музыкантом, он использовал произведения В. Гюго, А. Дюма-отца, В. Скотта, Дж. Байрона и Э. Скриба, сам пробовал писать либретто, прекрасно сочинял юмористические стихи.
В оперном творчестве Доницетти условно можно выделить два периода. В сочинениях первого (1818-30) весьма заметно влияние Дж. Россини. Хотя оперы неравноценны по содержанию, мастерству и проявлению авторской индивидуальности, в них Доницетти предстает великолепным мелодистом. Период творческой зрелости композитора приходится на 30-е - первую половину 40-х гг. В это время он создает шедевры, вошедшие в историю музыки. Таковы «всегда свежая, всегда прелестная» (А. Серов) опера «Любовный напиток»; «один из самых чистых бриллиантов итальянской оперы» (Дж. Донати-Петтени) «Дон Паскуале»; «Лючия ди Ламмермур», где Доницетти раскрыл все тонкости душевных переживаний любящего человека (Де Валори).
Интенсивность творчества композитора поистине уникальна: «Легкость, с какой Доницетти сочинял музыку, умение быстро уловить музыкальную мысль позволяют сравнить процесс его творчества с естественностью плодоношения цветущих фруктовых деревьев» (Донати-Петтени). Равно легко автор владел различными национальными стилями и жанрами оперного творчества. Помимо опер, перу Доницетти принадлежат оратории, кантаты, симфонии, квартеты, квинтеты, духовные и вокальные сочинения.
Внешне жизнь Доницетти казалась сплошным триумфом. На самом же деле это было не так. «Мое рождение покрыто тайной», - писал композитор, - «ибо я появился на свет под землей, в подвале Борго-Канале, куда луч солнца не проникал никогда». Родители Доницетти были бедные люди: отец - сторож, мать - ткачиха. В 9 лет Гаэтано поступает в Благотворительную музыкальную школу Симона Майра и становится там лучшим учеником. В 14 лет он переезжает в Болонью, где учится в музыкальном лицее у С. Маттеи. Выдающиеся способности Гаэтано впервые раскрылись на экзамене 1817 г., где исполнялись его симфонические произведения и кантата. Еще в лицее Доницетти написал 3 оперы: «Пигмалион, Олимпиада» и «Гнев Ахилла», а уже в 1818 г. его опера «Энрико, граф Бургундский» была с успехом поставлена в Венеции. Несмотря на успех оперы, это был очень трудный период в жизни композитора: контрактов на сочинение заключать не удавалось, семья нуждалась в материальной помощи, близкие его не понимали. Симон Майр устроил Доницетти контракт с Римской оперой на сочинение оперы «Зораида Гранатская». Постановка имела успех, но критика, обрушившаяся на молодого композитора, была оскорбительно жестокой. Но это не сломило Доницетти, а лишь укрепило его силы в стремлении к совершенствованию своего мастерства. Но несчастья следуют одно за другим: сначала умирает сын композитора, затем - родители, горячо любимая жена Вирджиния, которой не исполнилось даже 30 лет: «Я один на земле, и я еще жив»! - в отчаянии написал Доницетти. От самоубийства его спасло искусство. Вскоре следует приглашение в Париж. Там он пишет романтическую, прелестную, «Дочь полка», изящную «Фаворитку». Оба этих сочинения, а также интеллектуальный «Полиевкт» были приняты с восторгом. Последняя опера Доницетти - «Катарина Корнаро». Она была поставлена в Вене, где в 1842 г. Доницетти получает звание австрийского придворного композитора. После 1844 г. психическое заболевание заставило Доницетти отказаться от композиторской деятельности и послужило причиной его смерти.
Искусство Доницетти, представлявшее декоративный певческий стиль, было органичным и естественным. «Доницетти вбирал в себя все радости и печали, волнения и заботы, все устремления простых людей к любви и красоте и потом выражал их в прекрасных мелодиях, которые до сих пор живут в сердце народа» (Донати-Петтени). /М. Дворкина/
Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.