(урожд. Матвеева; наст. имя Александра) — арт. оперы (меццо-сопрано и контральто), камерная певица и педагог. Пению обучалась в Петербурге у К. Эверарди, затем совершенствовалась в Италии у Галетти и Д. Ронкони. В 1891 дебютировала в Неаполе в т-ре "Беллини", позднее пела в др. т-рах Италии. В 1895—1900 выступала в петерб. Итал. и Рус. частной опере (в т. ч. в Панаевском т-ре, 1895), в 1900-е гг. в Итал. опере (Москва, Большой т-р).
1-я исп. партии Власьевны ("Псковитянка", 3-я ред.). Лучшие партии: Власьевна ("Псковитянка"), Няня ("Евгений Онегин"). Др. партии: Ваня ("Жизнь за царя" М. Глинки), Ратмир ("Руслан и Людмила"), Княгиня ("Русалка" А. Даргомыжского), Марфа ("Хованщина"), Груня ("Вражья сила"), Авра, Спиридоновка, Кончаковна, Лель, Любава, Лия, Ангел, Басманов ("Опричник"), Графиня и Миловзор ("Пиковая дама"); Пиеротто, Зибель, Кармен, Азучена, Ульрика, Далила, Лола, Чека, Марта ("Мефистофель"). Партнеры: М. Баттистини, Ф. Белинская, Л. Кобеляцкая-Ильина, М. Луначарский, А. Мазини, Ф. Таманьо.
В ежегодных сольных концертах исп. новые произв. В. Калинникова, А. Таскина, А. Коптяева. Участвовала в первом рус. вокальном квартете.
Преподавала пение в Муз. ин-те.
Соч.: Что необходимо для правильного пения: Популярное изложение. — СПб., 1913.
Лит.: Иллюстрированный спутник артиста. № 1. / Изд. А. Шампаньер. — СПб., 1900; РМГ, 1904. № 10. Стлб. 273.