, Иштван (Dorfmeister, Istvan) 1729, Вена (?) — 1797, Шопрон. Венгерский живописец-монументалист австрийского происхождения. Учился в венской Академии художеств (1751—1755). В 1760 приехал в Венгрию, где и работал до конца жизни. С 1762 жил в Шопроне на западе страны. Выполнял многочисленные росписи городских и сельских церквей, дворцов и замков задунайской Венгрии. В этих работах развивал традиции венской барочной стенописи. Уже в первых произведениях Дорфмейстера, исполненных в Венгрии, видна его характерная манера. Динамичные фигуры персонажей обычно держат всю композицию. В обрамление, написанное в технике гризайли, включаются как архитектурные, так и фигурные компоненты. Так, в сцене Обручение Марии (1761— 1763, Тюрье, капелла Св. Анны в церкви аббатства) композиционной спирали, по которой размещены персонажи, вторят витые колонны по бокам, исполненные гризайлью. В 1769 художник создает цикл росписей парадного зала замка в Шарваре на сюжеты из Ветхого Завета. Мастер стремится к контрастному сопоставлению основных действующих лиц. Колорит заметно светлеет, приближаясь к рокайльной гамме. Зрелый период творчества Дорфмейстера отмечен более сложными по построению, виртуозно исполненными фресками: Сцены из жизни св. Петра и Павла одноименной церкви села Часар (1775—1776), Введение Девы Марии во храм в церкви села Нова (1780). Иллюзионистически выполненные архитектурные членения куполов и сводов концентрируют внимание на главных фигурах, четко выделяющихся на фоне неба. В последний период творческой деятельности художник сближается с теми слоями венгерского общества, которые ратовали за возрождение самобытной отечественной культуры, воспевали героев национальной истории. В этом плане показательны росписи купола церкви в Сигетваре (1788). Композиция здесь делится на два яруса: в нижней земной зоне представлены эпизоды борьбы за освобождение Сигетвара от турок в XVII в., вверху изображены небесные покровители. Основное место мастер отводит земным сценам: пластично написанные, выделенные цветом фигуры приковывают к себе внимание зрителя. Дорфмейстер отходит здесь от барочного иллюзионизма, добиваясь реальной трактовки сцен венгерской истории. В этом можно видеть воздействие идей Просвещения, а в манере живописи ощутить черты зарождавшегося классицизма. Дорфмейстер оставил обширное художественное наследие в области монументальной живописи, он оказал значительное влияние на венгерское искусство. Во многих провинциальных церквах страны можно видеть произведения его последователей. Однако в конце XVIII столетия его воздействие постепенно ослабевает, поскольку в Венгрии создаются предпосылки для формирования нового художественного стиля.
Лит.: Гараш К. Живопись Венгрии в XVIII веке. Будапешт, 1957.
Л. Алешина