Дорога жизни

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

«ДОРОГА ЖИЗНИ»
водно-ледовая трасса, единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро, связывавшая блокадный Ленинград со страной в сентябре 1941—марте 1943 гг.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ДОРОГА ЖИЗНИ
во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро (в периоды навигации - по воде, зимой - по льду), связывавшая в сентябре 1941 - марте 1943 блокированный Ленинград со страной.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ДОРОГА ЖИЗНИ
единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, проходившая через Ладожское озеро (в период навигации — по воде, зимой — по льду) и связывавшая с сентября 1941 по март 1943 блокированный немецко-фашистскими войсками Ленинград с тыловыми районами страны. «Д. ж.» сыграла большую роль в обороне Ленинграда (эвакуация населения, оборудования заводов и фабрик, подвоз продовольствия, топлива, подкреплений, вооружения). Всего по «Д. ж.» в Ленинград было перевезено 1615 тыс. т грузов, эвакуировано ок. 1376 тыс. человек. Для подачи нефтепродуктов через Ладожское озеро был построен в мае — июне 1942 трубопровод длиной 35 км.

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

Дорога жизни
так назвали ленинградцы ледовую дорогу через Ладогу зимой 1941/1942 гг., после того как лед достиг такой толщины, которая допускала транспортировку грузов любого веса. Дорога жизни зимой 1941/42 г. была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землей. Если в январе по Дороге жизни было перевезено ок. 53 тыс. т различных грузов, то в феврале - свыше 86 тыс. т, а в марте - более 118 тыс. т. Всего же по Ледовой дороге Ленинград принял более 360 тыс. т грузов, в основном продовольствия и фуража. Дорога действовала до 24 апреля 1942 г. За это время из Ленинграда для фронта и флота поступило ок. 32 тыс. т боеприпасов и почти 35 тыс. т горюче-смазочных материалов.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

ДОРОГА ЖИЗНИ
во время ВОВ единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации – по воде, зимой – по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально – Военно‑автомобильная дорога № 101). У маяка Осиновец существует также музей «Дорога жизни».
Ленинградская блокада была установлена 8 сентября 1941, когда фашистскими войсками был захвачен Шлиссельбург. Это был последний сухопутный маршрут, который вел из Ленинграда на Большую землю. В качестве последней надежды на снабжение осажденного города осталась Ладога. Ладожское озеро имеет тяжелый нрав, и с момента основания Санкт‑Петербурга строились обходные водные пути для обхода озера при перевозке. На берегах Ладоги не было ни пристаней, ни пирсов. Но уже в сентябре началась первая навигация по Ладожскому озеру. С большой земли грузы доставлялись сначала в Волхов, оттуда – в Новую Ладогу, а затем водным путем на западный берег к маяку Осиновец. 12 сентября сюда первыми прибыли две баржи, груженые 626 т зерна и 116 т муки. Именно эта дата и считается началом Дороги жизни. Всего до конца навигации 1941 в осажденный город водным путем было доставлено 60 тыс. т. различных грузов, в том числе 45 тыс. т. продовольствия и эвакуировано около 33500 ленинградцев.

Дорога жизни блокадного Ленинграда
17 ноября двумя группами была проведена разведка трассы по льду. 20 ноября по ледовой Дороге жизни с Вагановского спуска у деревни Коккорево отправился первый первый конный обоз из 350 саней, возглавленный старшим лейтенантом М.С. Муровым. По прибытии в Кобону на сани было погружено 63 т муки. Утром 21 ноября обоз прибыл на мыс Осиновец. 22 ноября в Кобону за продовольствием отправилась первая колонна из 60 автомашин ГАЗ‑АА (более известные как «полуторки») под командованием капитана В.А. Порчунова. Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля (152 дня). За это время было перевезено 361109 т различных грузов, в том числе 262419 тыс. т продовольствия. Из города было эвакуировано более 550 тыс. ленинградцев и более 35 тыс. раненых. Благодаря этим перевозкам нормы выдачи хлеба были увеличены с 25 декабря: рабочим и инженерно‑техническим работникам на 100 грамм, а служащим, иждивенцам и детям на 75 грамм.
Вторая навигация по Ладоге началась 23 мая 1942, за время действия которой было перевезено в обоих направлениях 1099500 т различных грузов, из них в блокадный Ленинград – более 790 тыс. т, включая 353 тыс. т продовольствия. Из города на Большую землю было вывезено около 540 тыс. человек, в том числе более 448 тыс. эвакуированных жителей. Также для пополнения Ленинградского фронта было переброшено около 290 тыс. солдат и офицеров.
В 1942 по дну Ладожского озера был проложены трубопровод для снабжения горючим и кабель, по которому в Ленинград шла электроэнергия с частично восстановленной Волховской ГЭС.
С 19 декабря 1942 по 30 марта 1943 101 день вновь действовала ледовая Дорога жизни. За этот период было перевезено более 200 тыс. т различных грузов, в том числе свыше 100 тыс. т продовольствия и эвакуировано около 89 тыс. человек.
18 января 1943 со взятием советскими войсками Шлиссельбурга Ленинградская блокада была прорвана. По южному побережью Ладожского озера была проложена железная дорога до станции Поляны, названая впоследствии Дорогой Победы. Но Ладожская коммуникация также продолжала действовать вплоть до окончательного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944.
Дорога жизни включала сухопутный участок по железной дороге от Финляндского вокзала с выходом к берегу Ладожского озера, где были построены пирсы. Далее Дорога жизни проходила по льду Ладожского озера на расстоянии 20–25 км от занятого противником берега. Работа водителей на этой дороге была исключительно опасной; дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбежкой немецкой артиллерией и авиацией. Тем не менее, каждый день по дороге перевозилось в оба конца примерно 6000 т грузов.
Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по Дороге жизни за весь период ее действия, составило свыше 1 млн 615 тыс. тонн; за это же время из города было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек.
Лит.: В.Ф. Павлюченко, П.Л. Редькин. Музей «Дорога жизни» (путеводитель). Л., 1981

Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
109.83 кб

Моя «Дорога жизни»

Гаврилов Иван Ефимович
Читать PDF
158.68 кб

Дорога жизни. К юбилею В. Т. Дорожкиной

Полякова Лариса Васильевна
В середине декабря 2014 г.
Читать PDF
130.68 кб

«Дорога жизни»: к юбилею В. Т. Дорожкиной

Полякова Л.В.
В статье освещается творческий путь яркого тамбовского поэта и общественного деятеля В. Т. Дорожкиной, руководителя известного детского литературно-творческого объединения «Тропинка».
Читать PDF
348.99 кб

Битва за Ленинград и дорога жизни в 1941-1944 гг

Тармаханов Ефрем Егорович
Статья посвящена прорыву блокады Ленинграда как одному из самых значительных событий Великой Отечественной войны. Ярко описано положение ленинградцев в осажденном городе, мужество и героизм советских солдат.
Читать PDF
121.84 кб

Дом и дорога как символы жизни в мировосприятии А. Т. Твардовского

Туманова С. Р.
Статья посвящена анализу мотивов дома и дороги в творчестве А.Т. Твардовского, их роли в раскрытии одного из важнейших философских понятий жизни.
Читать PDF
659.29 кб

ДОЛГАЯ ДОРОГА РУССКИХ ГЕНЕРАЛОВ: МЕЖДУ ПРАВДОЙ ФАКТА И ПРАВДОЙ ЖИЗНИ

Отургашева Наталья Вадимовна
Статья посвящена проблеме художественного осмысления памяти о Гражданской войне и ее героях в современной русской литературе.
Читать PDF
214.39 кб

Война под стук колес: роль железных дорог в жизни прифронтовой Орловщины

Казакова Ольга Юрьевна
Орловская губерния находилась относительно далеко от полей боев Великой войны, но была связана с ней стратегически важными железными дорогами.
Читать PDF
229.82 кб

Практическая значимость Дороги жизни в Ленинградской битве в 1941–1944 гг.

Горелов И. П.
Читать PDF
559.53 кб

«Дорогой рыцарей». Немецкий орден в жизни и творчестве историка Э. Машке (1900-1982)

Хряков А. В.
Исследуется образ средневекового Немецкого ордена, сложившегося в немецкой исторической науке периода Третьего рейха. Показана роль орденской проблематики в работах основных идеологов национал-социализма (А. Гитлера, А.
Читать PDF
3.85 мб

Дорогами жизни к педагогике. Юрий Дмитриевич Дюков: к 110-й годовщине со дня рождения

Дмитриевская Ольга Николаевна, Штука Виктор Игоревич
Статья посвящена жизни и профессиональной деятельности выпускника мужской гимназии при Восточном институте Ю. Д. Дюкова. В переломный момент истории Отечества, как и его отец Д. И.
Читать PDF
217.21 кб

"Дорога жизни" Ленинграда (из воспоминаний участника событий, капитана медицинской службы)

Сомов Г. П.
Читать PDF
216.79 кб

Дорога жизни для Сталинграда: о необходимости строительства железной дороги Астрахань-Кизляр

Убушаев В.Б.
В данной работе впервые в отечественной историографии рассматриваются вопросы необходимости быстрейшего строительства железной дороги Кизляр - Астрахань, которая тесным образом связывала центральные поволжские районы с регионами С
Читать PDF
486.02 кб

Древо жизни Мельникова: предки и родственники Павла Петровича Мельникова на дорогах русской истории

Орлов Кирилл Олегович
Статья основана на исследовании генеалогии Беклемишевых, древнего дворянского рода, потомком которого был первый министр путей сообщения Павел Петрович Мельников.
Читать PDF
65.07 кб

Деятельность органов городского самоуправления Тобольской губер НИИ в борьбе с дороговизной жизни в

Чудаков Олег Валерьевич
Рассматриваются основные направления деятельности органов городского самоуправления Тобольской губернии в деле борьбы с дороговиз ной жизни в годы Первой мировой войны (1914 февраль 1917 гг.).