ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
в Пенз. крае. Начало им было положено в 90-х гг. 19 в. организацией летних дет. площадок. В ПЕНЗ. и губ. до 1917 дет. учреждений практически не было. Лишь в 1909 были открыты частная школа и дет. сад по системе Фребеля и дет. ясли на 10 мест для детей крестьян во время страды в имении пред. Мокш. зем. управы В. И. Рожковского. Летом 1917 Пенз. уездное земство организовало ясли- площадки для детей дошкольного и школьного возраста в селах Покровская Арчада, Ахматовка, Алферьевка, Каменка. Основоположником дошкольного воспитания в ПЕНЗ. был педагог М. И. Кузьмин, по инициативе к- рого были открыты курсы по подготовке кадров для Д. у. Дет. площадка на 50 чел. была создана в 1917 в парке им. В. Г. Белинского Н. И. Спрыгиной. В 1919 А. И. Державина превратила ее в стационарный дет. сад «Красные всходы». В 1918 А. А. Тенишева открывает в усадьбе Тенишевых первый тат. дет. сад в ПЕНЗ. В 1920 В. В. Севастьянова организовала дет. сад им. Н. К. Крупской. Всю свою жизнь посвятили делу Д. у. А. И. Ступина, работавшая зав. первым дет. садом, К. А. Митропольская, зав. дошкольным методич. кабинетом, и др. 1 июня 1920 был открыт первый губ., а в 1921 – второй опытно-показательный дет. сад. С 1921 в ПЕНЗ. проводились выставки и конференции по дошкольному воспитанию. Ежегодно в летнее время открывались дет. площадки, ясли. К 1942 в Пенз. обл. работало 119 дет. садов, в к-рых находились 6655 детей, из них в сел. местности 82 дет. сада. Во время войны на терр. области были размещены 13 эвакуированных дет. садов, прибывших из М., Минска и Смоленска, открыты дет. сады для детей военнослужащих с круглосуточным обслуживанием, 3 дет. сада для детей, больных туберкулезом, – в ПЕНЗ., Кузнецке, Сердобске, 4 санаторных дет. сада. С 1950 в области началось стр-во типовых дет. садов. В 1994 в ПЕНЗ. функционировало уже 156 дет. дошкольных учреждений. Из них 28 работают по новым программам. Создан дет. центр «САН» (комплекс «детский сад – начальная школа»), где созданы все условия для становления личности ребенка, укрепления его здоровья, имеются компьютерно-игровой комплекс, хореографич., муз. и физкульт. залы, бассейн- сауна. В работе дет. центра используются программы, разработанные лаб. ин-та общеобразовательной школы Росс. академии образования. В ПЕНЗ. есть специализиров. дошкольные учреждения. В яслях- саду № 106 проводится коррекционно-пед. работа с детьми с задержкой психич. развития. Комплекс «школа – детский сад № 110» рассчитан на детей с нарушением слуха, а ясли-сад № 111 – для детей с нарушением зрения. Во всех дет. садах работают физиотерапевтич. и зубные кабинеты, физкульт. залы. Работают логопедич. группы. На 1.1.1998 в Пенз. обл. имелось 553 дошкольных учреждения ( в т. ч. 288 в сел. нас. пунктах) на 54408 мест. Из них: 9 – с круглосуточным пребыванием детей, 3 – компенсирующего вида, 11 – присмотра и оздоровления, 92 – комбинированного вида, 10 комплексов «детский сад – начальная школа»; 1 нац. (тат.) дет. сад. В ПЕНЗ. создано 3 центра развития ребенка. Всего в Д. у. области работают 5740 пед. работников, из к-рых 1668 имеют высшее и 151 – высшее дефектологическое образование. Лит: Васильев К. Ясли-приюты для крестьянских детей в летнее время //Вестник Пенз. земства. 1913. № 7–8; Тонитров Н. Детский сад и школа по системе Фребеля в Пензе //Пенз. гор. вестник. 1911. № 4; Из опыта работы дошкольных учреждений: Материал шестых обл. пед. чтений. ПЕНЗ., 1961; Будеркина Т. А., Гераськина Т. А. Дошкольное образование в Пензенском крае //Очерки истории народного образования в Пензенском крае. Т. А. Будеркина, Т. А. Гераськина.
Источник: Пензенская энциклопедия.