Досифей Топорков
Досифей (Топорков) - инок Волоколамского монастыря, брат известного Вассиана , епископа коломенского, и племянник преподобного Иосифа волоцкого ; написал надгробное слово преподобному Иосифу волоцкому, вскоре после его смерти.
Источник: Биографический словарь. 2008
Досифей Топорков
— инок Иосифова Волоколамского монастыря в XVI в. Из биографии его известно, что он был брат известного архиепископа коломенского Вассиана и племянник преподобного Иосифа Волоколамского. Филарет в своем "Обзоре духовной литературы" упоминает о написанном им "Надгробном слове препод. Иосифу" и "Патерике". В Иосифовом монастыре хранится написанный Досифеем "Псалтирь".
Филарет: "Обзор дух. литературы", стр. 134.
{Половцов}
Досифей Топорков
— инок Волоколамского монастыря, брат известного Вассиана, епископа коломенского, и племянник преподобного Иосифа волоцкого; написал надгробное слово преподобному Иосифу волоцкому вскоре после его смерти.
{Брокгауз}
Досифей Топорков
племянник св. Иосифа Волоцкого, игумен Кирилово-Белозерск. мон. (1555—9) и архиепископ Белозерский, Ростовский и Ярославский с 1539; † 1542, 22 августа.
{Половцов}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
Досифей Топорков
Досифей Топорков (Вощечников) (2-я пол. XV – после 1547 г.) – племянник Иосифа Волоцкого и его ученик, писатель и книгописец. Д. Т. прожил долгую жизнь: в 1485 г. он и его брат Вассиан уже были иноками и принимали участие в росписи только что отстроенной каменной церкви Успения в Волоколамском монастыре (Зимин А. А. Краткие летописцы XV–XVI вв. // ИА, М.; Л., 1950, т. 5, с. 15–16), а последние литературные труды его относятся к 1545–1547 гг. В конце XV – начале XVI в. он, видимо, усиленно работал как монастырский книгописец-профессионал: в описи книг Волоколамского монастыря 1545 г. неоднократно упоминаются рукописи «Досифеева писма Вощечникова» (Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911, с. 10, 12–14, 16, 18). В рук. ГИМ, Епарх. собр., № 174 имеется помета о том, что она написана «многогрешным иноком Досифеем» «по благословению отца игумена Иосифа». В 1510-х гг., видимо, после смерти Иосифа (1515 г.), Д. Т. некоторое время проживал в Пафнутьевом монастыре; сохранились также сведения, что в 1520-е гг. он жил в Симонове монастыре и имел там общение с Вассианом Патрикеевым. На суде 1531 г. он выступил свидетелем против Вассиана (его показания опубликованы в кн. Н. А. Казаковой). Последний на том же суде отозвался о нем следующим образом: «Старец великой, доброй, у меня в кельи бывал многожды». Это свидетельствует о том, что Вассиан ценил Д. Т. как интересного собеседника, хотя они и являлись идейными противниками. К концу жизни у Д. Т. установились тесные связи с Савватиевым тверским монастырем, куда он сделал ряд значительных вкладов, в том числе завещал список Хронографа, который был переписан по его собственному заказу в 1538 г. для личного пользования (в настоящее время разделен на две части – ГПБ, F.IV.178 и собр. ОЛДП, F.97, а начальные листы с автографом Д. Т. находятся в рук. ГИМ, собр. Уварова, № 356).
Если справедлива гипотеза А. Д. Седельникова, развитая и уточненная Б. М. Клоссом, то ранней из известных нам работ Д. Т. окажется Хронограф Русский. А. Д. Седельников предполагал, что Д. Т. выступал как редактор одной из переделок Хронографа, которую мы знаем как редакцию 1512 г. Но после того как О. В. Творогов и Б. М. Клосс доказали, что эта редакция и есть первоначальная редакция памятника, стало возможным говорить о Д. Т. как составителе Русского хронографа, над которым он работал, по предположению Б. М. Клосса, в 1516–1522 гг. Характеризуя этот памятник, О. В. Творогов отмечает «необычайную эрудицию составителя Хронографа, его неутомимость в разыскании и подборе источников и высокое литературное мастерство, позволившее создать на их основе повествование безупречной композиции и – насколько это оказалось возможным – даже единого стиля» (Творогов. Древнерусские хронографы, с. 187). Свою непосредственную связь с иосифлянством автор Хронографа отметил в предисловии – в «Изложении о вере», мысли и выражения из которого были использованы им на суде против Вассиана Патрикеева (Седельников. Досифей Топорков и Хронограф, с. 762–763). С деятельностью Д. Т. по составлению Русского хронографа следует связывать упоминания в описи книг Волоколамского монастыря 1545 г. о списках в «переводе» Д. книги Бытия и «Криницы» (какой-то хронографической компиляции типа Хроники Георгия Амартола). По мнению А. Д. Седельникова (там же, с. 768), слово «перевод» надо воспринимать как «текстуальную справу», но проводимую шире и свободнее стилистически.
В 1528–1529 гг. Д. Т. по поручению архиепископа новгородского Макария работал по исправлению перевода патерика Синайского. Некоторые списки патерика сохранили приписку Д. Т., в которой он называет себя «Досифеос Осифитие». По мнению И. М. Смирнова, Д. Т. не занимался правкой текста в соответствии с греческим оригиналом, а делал пересказ патеричных повестей в более доступной форме для древнерусского читателя (Смирнов. Материалы..., с. 189). Текст патерика, правленный Д. Т., был включен в Великие Минеи Четии под 30 июня. В дальнейшем опыт работы над Синайским патериком Д. Т. использовал в своем собственном сочинении – Патерике Волоколамском, предисловие которого имеет много совпадений с послесловием в Патерике Синайском (там же, с. 179). А. Д. Седельников не без оснований склонен считать «Сказание о гибели городов Шимбории и Солоникии от землетрясения в 1542 г.» записью устного рассказа, сделанной Д. Т. или по крайней мере по его инициативе (Седельников. Досифей Топорков и Хронограф, с. 772–773). «Сказание о гибели городов Шимбории и Солоникии» не издано (рук. ГБЛ, собр. Музейное, № 1257, л. 425–428). Последними литературными трудами Д. Т., написанными примерно в 1545–1546 гг., являются Волоколамский патерик («Сказание о русских пустынножителях») и «Слово надгробное» Иосифу Волоцкому. Краткое «Слово надгробное» содержит редкие биографические сведения об Иосифе Волоцком, однако автор не всегда точен (Ключевский. Древнерусские жития, с. 292).
А. Д. Седельников (Досифей Топорков и Хронограф, с. 772–773) считает, что главной идеей в творчестве Д. была идея провиденциализма, которая связывает между собой наиболее значительные произведения этого автора – Хронограф и Волоколамский патерик.
Изд.: Слово надгробное Иосифу Волоцкому / Изд. К. И. Невоструевым. М., 1865 (отд. отт. из ЧОЛДП); Волоколамский патерик. Сергиев Посад, 1915 (Семинарий по древнерусской литературе Московских женских курсов, № 5); ПСРЛ. СПб., 1911, т. 22, ч. 1 (Русский хронограф: Хронограф редакции 1512 г.); Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960, с. 296–297.
Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 293–295; Смирнов И. Материалы для характеристики книжной деятельности всероссийского митрополита Макария // БВ, 1916, № 5, с. 163–189, № 6, с. 275–291; Седельников А. Д. Досифей Топорков и Хронограф // Изв. АН СССР. Сер. 7. Л., 1929, № 9, с. 755–773; Творогов О. В. 1) К истории жанра хронографа // ТОДРЛ. Л., 1972, т. 27, с. 203–220; 2) Древнерусские хронографы. Л., 1975, с. 31–43, 160–194, 205–207; Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI–XVII вв. М., 1980, с. 168–169.
Р. П. Дмитриева
Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987