Доссо Досси

Найдено 1 определение
Доссо Досси
Dosso Dossi), наст. имя Джованни ди Никколо ди Лутери (Giovanni di Niccolo di Luteri) Ок. 1490, Феррара — 1542, Феррара. Итальянский художник. Ведущий мастер феррарской живописной школы, работавший в годы, когда Феррара, столица небольшого герцогства, стала одним из значительных центров культуры итальянского Высокого Возрождения. Здесь жил и работал выдающийся поэт Лодовико Ариосто, автор Неистового Орландо; в 1520-е зодчий Бьяджо Россетти перестроил центр Феррары, придав ему облик "идеального города" с прямыми улицами и двухэтажными дворцами. В 1510— 1520-е здесь часто бывал Тициан, выполнивший для правителя Феррары герцога Альфонсо д’Эсте ряд портретов и серию Вакханалий. Доссо Досси, видимо, в юности учился живописи в Венеции. Несомненно, огромное влияние на него оказали работы Тициана, с которым он был хорошо знаком и даже сопровождал венецианского мастера во время поездки последнего в Мантую (1519). Немаловажное значение для творческого формирования Доссо Досси имели также его поездки во Флоренцию (1517) и Рим (1520). Все это содействовало формированию Досси как художника нового для Феррары художественного направления, ориентированного не столько на традиции местной живописной школы XV в., сколько на те новые тенденции, которые характерны для итальянской живописи Высокого Возрождения. Одна из первых дошедших до нас работ Досси — Вакханалия (1515, Лондон, Нац. галерея) — составляла вместе с тремя картинами Тициана (Вакханалия младенцев, Праздник на Андросе, Вакх и Ариадна) и мраморными рельефами Антонио и Туллио Ломбарди (ныне — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) и Вакханалией Джованни Беллини целостный ансамбль. Во 2-й пол. 1510-х Досси начинает писать картины небольшого формата (Поклонение пастухов, ок. 1526, Кливленд, Художественный музей; Св. Семейство, ок. 1518, Флоренция, галерея Уффици; Идиллия, Нью-Йорк, музей Метрополитен; Аргонавты, ок. 1518—1520, Вашингтон, Нац. галерея искусства), отличающиеся изысканностью и драгоценностью цвета. В 1517 Досси побывал во Флоренции, а в 1520, по-видимому, посетил Рим, где работал его брат Баттиста Досси. Серия больших алтарных картин, написанных Досси в 1520-е, — Мадонна во славе со святыми (ок. 1525, Модена, галерея Эстенсе), Мадонна с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом (ок. 1523—1525, Флоренция, галерея Питти) — выделяет явное влияние римской школы. Свойственные этим работам величественные интонации сохраняются и в одной из лучших работ Досси — Фея Мелисса (ок. 1523, Рим, Нац. галерея). Знакомство с работами мастеров римской школы значительно изменило стиль Досси. Восприняв у римских последователей Рафаэля атлетический облик фигур, сложные позы, он становится более тяжеловесным и прозаичным. Таковы его росписи зала Кариатид на вилле Империале (Пезаро). Большое влияние на работы Досси в 1520—1530-е оказали также работы Джулио Романо в палаццо дель Те в Мантуе (1528—1534). Влияние последнего напоминает о себе и в выполненных Доссо Досси вместе с братом Баттистой росписях в зале Буонконсильо (1531—1532, Тренто). Влияние римской школы и прежде всего работ Джулио Романо сказывается и в алтарных композициях Досси 1550-х: Диспуте о причастии (1552, Дрезден, Картинная галерея), Св. Семействе (Рим, Капитолийские музеи) и других поздних работах Досси.
Лит.: Gibbons F. Dosso and Battista Dossi; Mendelsohn H. Werk der Dossi. Munchen, 1914; Mezzetti A. Il Dosso e Battista Ferraresi. Ferrara, 1964; Freedberg S. J. Painting in Italy. 1500—1600. Harmondsworth, 1979.
И. Смирнова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006