ДОВЖЕНКО Александр Петрович
ДОВЖЕНКО Александр Петрович
(1894—1956), советский кинорежиссер, драматург, народный артист РСФСР (1950), один из основоположников советской кинематографии. В годы Вел. Отеч. войны создал документальные фильмы «Битва за нашу Советскую Украину» (1943), «Победа на Правобережной Украине» (1945). Государственная премия СССР (1941, 1949). Ленинская премия (1959, посмертно).
Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.
ДОВЖЕНКО Александр Петрович
(30.8.1894–25.11.1956), кинорежиссер, нар. артист РСФСР (1950), 2?кратный лауреат Сталинской премии (1941, 1949). Сын каз. офицера. Окончил Глуховский учительский ин?т (1914). После Окт. переворота 1917 – актер; недолго работал в дип. миссии в Берлине. С 1926 работал в кинематографе. Его дебют – фильм «Вася – реформатор» (1926), где он был автором сценария и сорежиссером. Один из основоположников сов. кинематографа. Получил мир. известность после выхода фильмов «Звенигора» (1928), «Арсенал» (1929), «Земля» (1930), восхвалявших сталинскую коллективизацию. В 1939 Д. по личному заданию И.В. Сталина создал пропагандистский фильм «Щорс» о героике Гражд. войны. Во время Вел. Отеч. войны – воен. корреспондент. Поставил док. фильмы «Битва за нашу советскую Украину» (1943) и «Победа на Правобережной Украине» (1945). После войны снял цветной фильм «Мичурин». С 1949 преподавал во ВГИКе. Посмертно ему присуждена Ленинская премия (1959). После его смерти именем Д. названа киностудия в Киеве.
Жена – Ю.И. Солнцева.
Жена – Ю.И. Солнцева.
Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013
Довженко Александр Петрович
(1894–1956) - кинорежиссер, писатель, художник, заслуженный деятель искусств УССР (1939), народный артист РСФСР (1950). В 1914 окончил Глуховский учительский институт, учился в Киевском коммерческом институте и Академии искусств. Работал в Киевском губернском отделе народного просвещения и искусства, был комиссаром драматического театра им. Т. Шевченко. В 1921–1922 - на дипломатической работе в Варшаве и Берлине. В 1922–1923 обучался живописи в берлинском частном художественном училище Вилли Эккеля. С 1923 по 1926 жил и работал в Х-ве. Под псевдонимом «Сашко» в газете «Вісті ВУЦВК» выступал как художник-иллюстратор, карикатурист. Плакаты, политические и бытовые карикатуры, дружеские шаржи на писателей, иллюстрации к литературным произведениям - художественное наследие Харьк. периода. Принимал активное участие в литературной жизни Х-ва, входил в Союз пролетарских писателей «Гарт». В это же время сотрудничал со Всеукраинским фотокиноуправлением, создавал рекламные киноплакаты. В Х-ве написал свой первый киносценарий «Вася-реформатор». Проживал в здании по ул. Пушкинской, 62, на котором установлена мемориальная доска (скульптор Ю.П. Варвянский). В 1926 переехал в Одессу, где работал на кинофабрике как режиссер. В 1929–1941 работал на Киевской киностудии. Вторично побывал в Х-ве во время Великой Отечественной войны. Как военный корреспондент ЮгоЗападного фронта, принимал участие в освобождении Харьковщины, о чем записано в его дневнике за 1942–1943. В Великом Бурлуке познакомился с героем войны летчиком В. Гусаровым и стал свидетелем его героической гибели. Этот подвиг лег в основу рассказа «Стой, смерть, остановись!». Вместе с И. Козловским ходил по руинам Х-ва после освобождения - как член комиссии по расследованию фашистских злодеяний. По горячим следам событий войны написал «Украина в огне», что стала поводом для обвинений автора в национализме и фактическому запрещению творческой деятельности. Автор биографической повести «Зачарованная Десна» (1957), киноповести «Повесть пламенных лет», рассказов «Ночь перед боем» (1942), «На колючей проволоке», «Мать» (1943) и др. С 1944 работал на Мосфильме.
Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.
ДОВЖЕНКО Александр Петрович
(1894–1956), писатель, киносценарист, режиссер. Сталинские премии: 1941 – за сценарий и постановку фильма «Щорс» (1939), 1949 – за сценарий и постановку фильма «Мичурин» (1948).
И.В. Сталин после просмотра на ноябрьском (1928) пленуме ЦК ВКП(б) кинофильма Довженко «Арсенал» сказал: «Настоящая революционная романтика». В 1932 Довженко обратился с письмом к И. В. Сталину и был незамедлительно принят. Сталин, писал Довженко, принял «так тепло и хорошо, по‑отечески представил меня товарищам Молотову, Ворошилову и Кирову, что мне показалось, будто он давно и хорошо меня знает, и мне стало легко». Сталин прослушал сценарий новой картины «Аэроград» и дал «ряд указаний и разъяснений… я понял, что его интересует не только содержание сценария, но и профессиональная, производственная сторона нашего дела. Расспрашивая меня о Дальнем Востоке, товарищ Сталин спросил, могу ли я показать на карте место, где я бы построил город, если бы был не режиссером, а строителем…»
В 1935 во время вручения Довженко ордена Ленина Сталин сказал: «За вами долг – украинский Чапаев». Режиссер обещал создать фильм о герое Гражданской войны Николае Щорсе, но увлекся созданием «Аэрограда». Шли годы. Сталин не забыл об обещании Довженко и пригласил его в Москву. Расспросив о творческих планах, Сталин обратился с такими словами: «А теперь я вам скажу, для чего вас вызвал. Когда я говорил вам в прошлый раз о Щорсе, я это сказал в плане совета. Я просто думал о том, что вы примерно будете делать на Украине. Ни мои советы, ни газетные статьи ни к чему вас не обязывают. Вы – человек свободный. Хотите делать «Щорса» – делайте, но если у вас имеются иные планы – делайте другое, не стесняйтесь. Я вызвал вас для того, чтобы вы это знали».
Когда Довженко приступил к написанию сценария фильма о «Щорсе», Сталин давал ему советы, чтобы убедительнее была показана борьба украинского народа против буржуазных националистов, за Советскую власть, чтобы был показан не просто украинский народ, а его национальные особенности, его юмор, песни и пляски. После просмотра фильма Сталин завез Довженко домой, и они долго гуляли по Москве вдвоем.
Осенью 1943 И.В. Сталин ознакомился со сценарием Довженко «Украина в огне». По свидетельству самого сценариста, Сталину вещь «не понравилась и он запретил ее для печати и для постановки». Сталин увидел основной недостаток киноповести «Украина в огне» в том, что она смазывает разбойничий характер войны германских фашистов против социалистического Советского Союза, их стремление уничтожить советский строй, поработить и истребить советский народ, что она, повесть, содержит националистические извращения в оценке Богдана Хмельницкого. К чести Довженко, он не высказывал злобы по отношению к И.В. Сталину.
И.В. Сталин после просмотра на ноябрьском (1928) пленуме ЦК ВКП(б) кинофильма Довженко «Арсенал» сказал: «Настоящая революционная романтика». В 1932 Довженко обратился с письмом к И. В. Сталину и был незамедлительно принят. Сталин, писал Довженко, принял «так тепло и хорошо, по‑отечески представил меня товарищам Молотову, Ворошилову и Кирову, что мне показалось, будто он давно и хорошо меня знает, и мне стало легко». Сталин прослушал сценарий новой картины «Аэроград» и дал «ряд указаний и разъяснений… я понял, что его интересует не только содержание сценария, но и профессиональная, производственная сторона нашего дела. Расспрашивая меня о Дальнем Востоке, товарищ Сталин спросил, могу ли я показать на карте место, где я бы построил город, если бы был не режиссером, а строителем…»
В 1935 во время вручения Довженко ордена Ленина Сталин сказал: «За вами долг – украинский Чапаев». Режиссер обещал создать фильм о герое Гражданской войны Николае Щорсе, но увлекся созданием «Аэрограда». Шли годы. Сталин не забыл об обещании Довженко и пригласил его в Москву. Расспросив о творческих планах, Сталин обратился с такими словами: «А теперь я вам скажу, для чего вас вызвал. Когда я говорил вам в прошлый раз о Щорсе, я это сказал в плане совета. Я просто думал о том, что вы примерно будете делать на Украине. Ни мои советы, ни газетные статьи ни к чему вас не обязывают. Вы – человек свободный. Хотите делать «Щорса» – делайте, но если у вас имеются иные планы – делайте другое, не стесняйтесь. Я вызвал вас для того, чтобы вы это знали».
Когда Довженко приступил к написанию сценария фильма о «Щорсе», Сталин давал ему советы, чтобы убедительнее была показана борьба украинского народа против буржуазных националистов, за Советскую власть, чтобы был показан не просто украинский народ, а его национальные особенности, его юмор, песни и пляски. После просмотра фильма Сталин завез Довженко домой, и они долго гуляли по Москве вдвоем.
Осенью 1943 И.В. Сталин ознакомился со сценарием Довженко «Украина в огне». По свидетельству самого сценариста, Сталину вещь «не понравилась и он запретил ее для печати и для постановки». Сталин увидел основной недостаток киноповести «Украина в огне» в том, что она смазывает разбойничий характер войны германских фашистов против социалистического Советского Союза, их стремление уничтожить советский строй, поработить и истребить советский народ, что она, повесть, содержит националистические извращения в оценке Богдана Хмельницкого. К чести Довженко, он не высказывал злобы по отношению к И.В. Сталину.