Драгоценные камни
Драгоценные камни
в Священном Писании они упоминаются достаточно часто, особенно в книгах Ветхого Завета. Царица Савская приезжала к царю Соломону и привозила ему различные дары, в том числе и драгоценные камни (Третья книга Царств, 10, 2). Слуги Соломона вместе со слугами Хирами привозили из Офира золото и драгоценные камни. Храм, который построил Соломон, также был обложен драгоценными камнями. Самоцветами и драгоценными камнями был украшен таинственный Вавилон. Кроме того, они легли в основание Небесного Иерусалима (Откровение Иоанна Богослова, 21, 19–20).
Источник: Православная энциклопедия.
ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ
наряду золотом и серебром Д. к. высоко ценились в эпоху античности во всех странах. В Др. Грецию они попадали благодаря торговле с Индией и Цент. Африкой. Алмаз был известен как наиболее твердый и ценный камень. Плиний Старший на третье место после алмаза и жемчуга ставил изумруд. Высоко ценились в числе прочих Д. к. сапфир, рубин и берилл. При Птолемеях Д. к. все более часто стали подделываться. По свидет. Плиния, этим «выгоднейшим мошенничеством» занимались спец. мастерские. Камни изготавл. по известному егип. рецепту из различ. материалов, имитирующих самоцветы. Сходство с Д. к. достигалось путем окрашивания стекл. слитков и определ. минералов, таких, как агат, слюда, селенит, слоистая и пористая структура к-рых могла впитывать протравливающие и окрашивающие растворы. В кач-ве красителей использовали растит. и минерал. краски.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Драгоценные камни
Наряду с золотом и серебром Д. к. высоко ценились в эпоху античности во всех странах. В Др. Грецию попадали благодаря торговле с Индией и Центр. Африкой. Алмаз был известен как наиболее твердый и ценный камень. Плиний Старший на третье место после алмаза и жемчуга ставил изумруд. Высоко ценились в числе прочих Д. к. сапфир, рубин и берилл. При Птолемеях Д. к. все более часто стали подделываться. По свидетельству Плиния, этим «выгоднейшим мошенничеством» занимались спец. мастерские. Камни изготавливались по известному егип. рецепту из различных материалов, имитирующих самоцветы. Сходство с Д. к. достигалось путем окрашивания стеклянных слитков и определ. минералов, таких, как агат, слюда, селенит, слоистая и пористая структура которых могла впитывать протравливающие и окрашивающие растворы. В качестве красителей использовали растительные, животные и минеральные краски.
Источник: Словарь античности. 1989
КАМНИ ДРАГОЦЕННЫЕ
Исх 28:11-20, Иов 28:6,13, 3Цар 10:2, От 21:18-21). Драгоценные камни, в общем смысле, часто упоминаются в Свящ. Писании. Царица Савская пришла в Иерусалим к Соломону с весьма большим богатством, великим множеством золота и, между прочим, с драгоценными камнями (3Цар 10:2). “И слуги Хирамовы, и слуги Соломоновы, которые привезли Соломону золото из Офира, привезли и красного дерева и драгоценных камней (2Пар 9:10). Храм Соломонов был обложен дорогими камнями для красоты (2Пар 3:6). Таинственный Вавилон представляется украшенным золотом и камнями драгоценными, и жемчугом (От 18:16); и основания стены небесного Иерусалима также представляются украшенными всякими драгоценными камнями (От 12:19). Евреи, как кажется, придавали большую ценность и важность драгоценным, да и вообще всем камням, которые по своему высокому качеству и свойствам считаются ценными даже современными минералогами и ювелирами. см. о каждом драгоценном камне в своем месте.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
драгоценные камни
2Ц 12.30; 3Ц 10.2,10,11; 1Пар 29.2; 2Пар 3.6; 9.10; 32.27; Иов 28.16; Ис 54.12; Иез 27.22; 28.13; 1Пет 2.4,6; 1Кор 3.12; От 17.4; 18.12,16; 21.11.19)-многие из известных ныне драгоценных камней были известны с глубокой древности и всегда высоко ценились как самое лучшее украшение. Драгоценные камни были установлены на наперснике первосвященника (по числу колен Израилевых) (Исх 28.17-20; 39.10-13), упомянуты в основании стены небесного Иерусалима (От 21.19-20) и на одеждах царя Тирского (Иез 28.13). Названия камней в некоторых случаях приведены условно, ибо невозможно теперь точно установить значение древнееврейских слов, их обозначающих.
наперсник основание стены одежды рубин яспис рубин
топаз сапфир топаз
изумруд халкидон алмаз
карбункул смарагд хризолит
сапфир сардоникс оникс
алмаз сардолик яспис
яхонт хризолиф сапфир
агат вирилл карбункул
аметист топаз изумруд
хрисолит (хризолиф) хрисопрас
оникс гиацинт
яспис аметист
С драгоценными камнями сравниваются добрые дела верующих (1Кор 3.12), а также и Сам Господь (1Пет 2.4,6).
наперсник основание стены одежды рубин яспис рубин
топаз сапфир топаз
изумруд халкидон алмаз
карбункул смарагд хризолит
сапфир сардоникс оникс
алмаз сардолик яспис
яхонт хризолиф сапфир
агат вирилл карбункул
аметист топаз изумруд
хрисолит (хризолиф) хрисопрас
оникс гиацинт
яспис аметист
С драгоценными камнями сравниваются добрые дела верующих (1Кор 3.12), а также и Сам Господь (1Пет 2.4,6).
Драгоценные камни
С древнейших времен израильтянам были известны ценность и употребление драгоценных камней. Уже в Быт. 2 говорится о драгоценных камнях в земле Хавила. Такие камни, привозимые купцами из Аравии, Индии и других стран (Срав. 3Цар. 10:11; 2 Пар. 9:10; Иез. 27:22) упоминаются в числе подарков царей и князей, а также и добычи, взятой на войне. Царица Савская также подарила Соломону драгоценные камни (3 Цар. 10:2,10). Езекия имел камни в своей сокровищнице (2 Пар 32:27) венец аммонитского царя, взятый Давидом, был из золота и украшен драгоценными камнями (2 Цар. 12:30). Об изделиях из драгоценных камней говорится в Исх. 28:17 и дал.; 39;10 и дал.; Песн. П. 5:14; сравни «Печать». Драгоценные камни употреблялись не только в качестве украшения праздничных и священнических одежд, но и при постройках. Давид собирал драгоценные камни для постройки храма (1 Пар. 29:2) и Соломон обложил ими храм (2 Пар. 3:6). На символическом языке премудрость дороже всяких драгоценных камней (Иов. 28:16 и дал.). Будущее Царствие Божие изображается драгоценными камнями (Ис. 54:11 и дал.; Отк. 21:19 и дал.); также и величие самого Бога (Иез. 1:26; Дан. 10:6; Отк. 4:13; 21:11).
В следующих местах Библии драгоценные камни соединены и перечислены: Исх. 28:17 и дал. и параллел. место 39:10 и дал., где говорится о двенадцати камнях на наперснике первосвященника; Иез. 28:13, где в числе украшений тирского царя перечислены 9 драгоценных камней, и в Отк. 21:19 и дал. — о 12 драгоценных камнях, которые служили основанием Нового Иерусалима. Исходя из вышеприведенных и других мест Библии мы приводим описание камней в алфавитном порядке. Агат, — евр. шебо — восьмой камень в наперснике первосвященника. Теперешний агат (по названию реки Агатес в Сицилии), одна из пород кварца разнообразного цвета и рисунка; встречается молочно-белый, зеленоватый, дымчатый и черный. В древности ценился высоко, тогда как теперь он не причисляется к драгоценным камням вообще. Аметист, — евр, ахламах, — девятый камень в наперснике первосвященника и двенадцатый в Отк. 21: 20 прозрачный кристалл кварца, чаще лилового, иногда пурпурового цвета. В древности он служил целебным средством против опьянения, отчего греки и назвали его аметистос (не опьяняющий). Предполагают также, что слово «ахламах» обозначает египетский камень малахит, отличающийся красивым зеленым цветом. Алмаз — драгоценнейший из всех камней, соединяет прозрачность воды с блеском огня и по своей твердости не поддающийся лучшему напильнику. Этот камень в трех местах обозначается еврейским названием «шамир»: у Иез. 3:9 говорится о лбе, который тверже алмаза — символ отсутствия боязливости; далее у Зах. 7:12 — о сердцах твердых, как алмаз и у Иер. 17:1 — об алмазном острие на железном резце. Шлифовка алмаза, от которой зависит его ценность, не была знакома древним; они знали его, как самородный чистый кристалл. В некоторых переводах Библии еврейское слово «яхалом», шестой камень в наперснике первосвященника и третий у Иез. 28:13 переведено словом «алмаз». Возможно, что этот перевод не точен, потому что все камни в наперснике были гравированы, а алмаз по своей твердости не поддается резцу. Некоторые полагают, что еврейское слово «яхалом» обозначает яспис, непрозрачный, воскового цвета кварц с различными оттенками В древности носили его в перстнях и пользовались им. как печатью. Берилл — восьмой в Откровении 21, называемый также аквамарином, менее ценный род смарагда. Берилл бывает зеленого, синего или желтого цвета с различными оттенками. Древние высоко ценили берилл из Индии, цвета морской воды. Гиацинт — одиннадцатый камень в Отк. 21, красно-коричневый или красновато-желтый драгоценный камень; своим блеском напоминает алмаз. В огне гиацинт теряет свой цвет. Древние получали его из Эфиопии. Карбункул, евр. «нофек», четвертый в наперснике первосвященника и восьмой у Иез. 28, камень, привозившийся сирийцами в Тир (Иез. 27:16). Неизвестно, обозначает ли еврейское слово «нофек» карбункул (греч. антракс) из Африки и Индии, т.е. настоящий индийский рубин или легко поддающийся гравировке гранат. В Ис. 54:12 евр. слово «екдах» (от корня — зажигать огонь) обозначает драгоценный камень, блестящий, как раскаленный уголь, может быть — карбункул. Кристалл (Отк. 4:6; 22:1) упоминаемый в Иез. 1:22, по еврейски «керах» (лед), обозначает, вероятно, горный хрусталь, который, по мнению древних, является затвердевшим от сильного мороза льдом. Такое же значение имеет, по-видимому, и слово «гавиш» (Иов. 28:17). Оникс, евр. шохам, одиннадцатый в наперснике и пятый у Иез. 28: 13. Он упоминается уже в Быт. 2:12, а также в числе приношений израильских начальников для святилища (Исх. 25:7; 35:9,27). Два оникса с именами колен, по шести на каждом, были оправлены в золото и украшали нарамники ефода первосвященника (Исх. 28:9 и дал.; 39:6 и дал.). Оникс упоминается также в числе других драгоценностей в 1 Пар. 29:2; Иов. 28:16. По древним переводам, оникс — Другое название берилла. Некоторые полагают, что это темнозеленый хризопрас. Название оникс (т. е. ноготь) давалось камням, которые имели светлые слои розоватого цвета, подобного цвету ногтей, переходящие в более темные слои различных оттенков или пятна различных цветов. Рубин, сардоник или сардис, евц. «одем», драгоценный камень, первый в наперснике первосвященника и у Иез. 28, шестой в Отк. 21. Он упоминается также вместе с ясписом при описании славы Божией (Отк. 4:3). Этот красного цвета камень, названный древними по имени города Сардиса, употреблялся для печати отдельно или на кольце. Его привозили из Вавилона, Индии и Египта. Сапфир, евр. саппир, пятый в наперснике первосвященника, седьмой у Иез. 28 и второй в Отк. 21. Этот драгоценный камень, вывозимый из Египта и Индии, с древних времен высоко ценился Он блестящего лазоревого цвета и поэтому, вероятно, служил символическим изображением славы Божией (Иез. 1:26; 10:1) и будущей славы Сиона (Ис. 54:1»). Красота Соломона уподобляется слоновой кости, украшенной сапфирами (Песн. П. 5:14). Это сравнение указывает или на его синюю одежду или на синие жилки, которые придавали белому, как слоновая кость, телу большую красоту. Князья израильские (Плач. 4:7) видом уподобляются сапфиру. У Иов. 28:6,16 говорится о сапфире, как редком камне. Сардоникс, пятый в Отк. 21, — разновидность халцедона — прозрачный, блестящий камень с розовым отливом, который привозился из Индии и Аравии. Смарагд, изумруд, евр. барекет, т. е. молния, третий камень в наперснике первосвященника, девятый у Иез. 28 и четвертый в Отк. 21, ярко блестящий драгоценный камень, зеленого цвета. Древние ставили его на второе место после алмаза Они получали его из Скифии, Эфиопии и других мест. Радуга вокруг престола Божия сияла, подобно смарагду (Отк. 4:3) Топаз, евр. «питдах», второй в наперснике первосвященника и у Иез. 28, девятый в Отк. 21. Топаз прозрачен, как вода и ярко блестит, переливаясь всеми оттенками желтого цвета Высказывается мнение, что «питдах» — не топаз, а хризолит. Древние получали топаз с островов Красного моря, которые Плинием названы «Топазовыми островами». Топаз из Эфиопии упоминается у Иова 28:19 как одно из самых драгоценных сокровищ. Халцедон, третий в Отк. 21, как предполагают, тот же, что «шебо» или агат. Древние называли халцедоном различные сорта камней, по имени города Халкедона близ Византии, откуда привозили этот камень. Теперь это название обозначает один из видов кварцевой породы. Хризолит : седьмой в Отк. 21. Так называется теперь прозрачный светлозеленый драгоценный камень, привозимый из Индии, Египта и Бразилии. Некоторые полагают, что хризолит есть иное название бирюзы.
Хрисолиф, хризолит, евр. «таршиш», десятый в наперснике первосвященника и 4-й у Иез. 28. Еврейское название этого камня напоминает Фарсис в Испании (См. «Фарсис»; по еврейскому преданию, это белый камень цвета морской пены. Таршиш или фарсисский камень упоминается в описании колес в видении Иезекииля (Иез. 1:16; 10:9). Тело мужа, который представился в видении Даниилу, было подобно фарсисскому камню (Дан. 10:6, русс. пер. топаз), руки Соломона уподобляются ряду золотых кругляков, усаженных фарсисскими камнями (русс. пер. топазами (Песн. П. 5:14). Хризопрас десятый в Отк. 21. Теперь это название обозначает одну из разновидностей халцедона, окрашенного окисью никеля в маслянистый прозрачнозеленый цвет. Яспис , евр. «яшпех», двенадцатый камень в наперснике и первый в Отк. 21, упоминается также в Отк. 4:3 и в 21:11, где он называется драгоценнейшим и кристалловидным. Поэтому некоторые думают, что этот камень обозначает алмаз. См. «Алмаз». Другие полагают, что «яшпех» обозначает опал, камень молочно-белого цвета, отсвечивающий искорками синего и красного цвета. Яхонт, евр. «лешем», седьмой в наперснике первосвященника, по общему мнению, то же, что и гиацинт. По Плинию, яхонт обладал свойством, притягивать к себе легкие предметы, подобно янтарю.
Порядок 12 камней в наперснике первосвященника виден в следующем списке таблицы, в которой на первом месте поставлены еврейские названия и соответствующие русские названия в переводе Библии 1907 г. (Изд. Брит. Библ. Общ.). Из этого списка явствует, насколько трудно установить полную точность при переводе названий этих камней. (Порядок камней на наперснике – четыре ряда по 3 в ряду: 1-2-3, 4-5-6 и т.д. – прим. сканера). ------------------------------------ 1. Одем – Рубин 2. Питдах - Топаз 3. Барекет - Изумруд 4. Мофек - Карбункул 5. Сапир - Сапфир 6. Яхалом - Алмаз 7. Лешем - Яхонт 8. Шебо - Агат 9. Ахламах - Аметист 10. Таршиш - Хризолит 11. Шохам - Оникс 12. Яшпех - Яспис ------------------------------------ Неизвестно в каком порядке были начертаны имена колен Израилевых на этих камнях. Может быть, по старшинству, как это было с надписью на ониксах, которые были на нарамниках одежды первосвященника (Исх.. 28:10) или же руководились происхождением родоначальников колен от различных матерей, или порядком их расположения в стане ((Чис. 2). Неизвестно также, было лил начертано имя Левия. Если имя Левия было там, то имена Ефрема и Манаасии, вероятно, были соединены под именем Иосифа.
В следующих местах Библии драгоценные камни соединены и перечислены: Исх. 28:17 и дал. и параллел. место 39:10 и дал., где говорится о двенадцати камнях на наперснике первосвященника; Иез. 28:13, где в числе украшений тирского царя перечислены 9 драгоценных камней, и в Отк. 21:19 и дал. — о 12 драгоценных камнях, которые служили основанием Нового Иерусалима. Исходя из вышеприведенных и других мест Библии мы приводим описание камней в алфавитном порядке. Агат, — евр. шебо — восьмой камень в наперснике первосвященника. Теперешний агат (по названию реки Агатес в Сицилии), одна из пород кварца разнообразного цвета и рисунка; встречается молочно-белый, зеленоватый, дымчатый и черный. В древности ценился высоко, тогда как теперь он не причисляется к драгоценным камням вообще. Аметист, — евр, ахламах, — девятый камень в наперснике первосвященника и двенадцатый в Отк. 21: 20 прозрачный кристалл кварца, чаще лилового, иногда пурпурового цвета. В древности он служил целебным средством против опьянения, отчего греки и назвали его аметистос (не опьяняющий). Предполагают также, что слово «ахламах» обозначает египетский камень малахит, отличающийся красивым зеленым цветом. Алмаз — драгоценнейший из всех камней, соединяет прозрачность воды с блеском огня и по своей твердости не поддающийся лучшему напильнику. Этот камень в трех местах обозначается еврейским названием «шамир»: у Иез. 3:9 говорится о лбе, который тверже алмаза — символ отсутствия боязливости; далее у Зах. 7:12 — о сердцах твердых, как алмаз и у Иер. 17:1 — об алмазном острие на железном резце. Шлифовка алмаза, от которой зависит его ценность, не была знакома древним; они знали его, как самородный чистый кристалл. В некоторых переводах Библии еврейское слово «яхалом», шестой камень в наперснике первосвященника и третий у Иез. 28:13 переведено словом «алмаз». Возможно, что этот перевод не точен, потому что все камни в наперснике были гравированы, а алмаз по своей твердости не поддается резцу. Некоторые полагают, что еврейское слово «яхалом» обозначает яспис, непрозрачный, воскового цвета кварц с различными оттенками В древности носили его в перстнях и пользовались им. как печатью. Берилл — восьмой в Откровении 21, называемый также аквамарином, менее ценный род смарагда. Берилл бывает зеленого, синего или желтого цвета с различными оттенками. Древние высоко ценили берилл из Индии, цвета морской воды. Гиацинт — одиннадцатый камень в Отк. 21, красно-коричневый или красновато-желтый драгоценный камень; своим блеском напоминает алмаз. В огне гиацинт теряет свой цвет. Древние получали его из Эфиопии. Карбункул, евр. «нофек», четвертый в наперснике первосвященника и восьмой у Иез. 28, камень, привозившийся сирийцами в Тир (Иез. 27:16). Неизвестно, обозначает ли еврейское слово «нофек» карбункул (греч. антракс) из Африки и Индии, т.е. настоящий индийский рубин или легко поддающийся гравировке гранат. В Ис. 54:12 евр. слово «екдах» (от корня — зажигать огонь) обозначает драгоценный камень, блестящий, как раскаленный уголь, может быть — карбункул. Кристалл (Отк. 4:6; 22:1) упоминаемый в Иез. 1:22, по еврейски «керах» (лед), обозначает, вероятно, горный хрусталь, который, по мнению древних, является затвердевшим от сильного мороза льдом. Такое же значение имеет, по-видимому, и слово «гавиш» (Иов. 28:17). Оникс, евр. шохам, одиннадцатый в наперснике и пятый у Иез. 28: 13. Он упоминается уже в Быт. 2:12, а также в числе приношений израильских начальников для святилища (Исх. 25:7; 35:9,27). Два оникса с именами колен, по шести на каждом, были оправлены в золото и украшали нарамники ефода первосвященника (Исх. 28:9 и дал.; 39:6 и дал.). Оникс упоминается также в числе других драгоценностей в 1 Пар. 29:2; Иов. 28:16. По древним переводам, оникс — Другое название берилла. Некоторые полагают, что это темнозеленый хризопрас. Название оникс (т. е. ноготь) давалось камням, которые имели светлые слои розоватого цвета, подобного цвету ногтей, переходящие в более темные слои различных оттенков или пятна различных цветов. Рубин, сардоник или сардис, евц. «одем», драгоценный камень, первый в наперснике первосвященника и у Иез. 28, шестой в Отк. 21. Он упоминается также вместе с ясписом при описании славы Божией (Отк. 4:3). Этот красного цвета камень, названный древними по имени города Сардиса, употреблялся для печати отдельно или на кольце. Его привозили из Вавилона, Индии и Египта. Сапфир, евр. саппир, пятый в наперснике первосвященника, седьмой у Иез. 28 и второй в Отк. 21. Этот драгоценный камень, вывозимый из Египта и Индии, с древних времен высоко ценился Он блестящего лазоревого цвета и поэтому, вероятно, служил символическим изображением славы Божией (Иез. 1:26; 10:1) и будущей славы Сиона (Ис. 54:1»). Красота Соломона уподобляется слоновой кости, украшенной сапфирами (Песн. П. 5:14). Это сравнение указывает или на его синюю одежду или на синие жилки, которые придавали белому, как слоновая кость, телу большую красоту. Князья израильские (Плач. 4:7) видом уподобляются сапфиру. У Иов. 28:6,16 говорится о сапфире, как редком камне. Сардоникс, пятый в Отк. 21, — разновидность халцедона — прозрачный, блестящий камень с розовым отливом, который привозился из Индии и Аравии. Смарагд, изумруд, евр. барекет, т. е. молния, третий камень в наперснике первосвященника, девятый у Иез. 28 и четвертый в Отк. 21, ярко блестящий драгоценный камень, зеленого цвета. Древние ставили его на второе место после алмаза Они получали его из Скифии, Эфиопии и других мест. Радуга вокруг престола Божия сияла, подобно смарагду (Отк. 4:3) Топаз, евр. «питдах», второй в наперснике первосвященника и у Иез. 28, девятый в Отк. 21. Топаз прозрачен, как вода и ярко блестит, переливаясь всеми оттенками желтого цвета Высказывается мнение, что «питдах» — не топаз, а хризолит. Древние получали топаз с островов Красного моря, которые Плинием названы «Топазовыми островами». Топаз из Эфиопии упоминается у Иова 28:19 как одно из самых драгоценных сокровищ. Халцедон, третий в Отк. 21, как предполагают, тот же, что «шебо» или агат. Древние называли халцедоном различные сорта камней, по имени города Халкедона близ Византии, откуда привозили этот камень. Теперь это название обозначает один из видов кварцевой породы. Хризолит : седьмой в Отк. 21. Так называется теперь прозрачный светлозеленый драгоценный камень, привозимый из Индии, Египта и Бразилии. Некоторые полагают, что хризолит есть иное название бирюзы.
Хрисолиф, хризолит, евр. «таршиш», десятый в наперснике первосвященника и 4-й у Иез. 28. Еврейское название этого камня напоминает Фарсис в Испании (См. «Фарсис»; по еврейскому преданию, это белый камень цвета морской пены. Таршиш или фарсисский камень упоминается в описании колес в видении Иезекииля (Иез. 1:16; 10:9). Тело мужа, который представился в видении Даниилу, было подобно фарсисскому камню (Дан. 10:6, русс. пер. топаз), руки Соломона уподобляются ряду золотых кругляков, усаженных фарсисскими камнями (русс. пер. топазами (Песн. П. 5:14). Хризопрас десятый в Отк. 21. Теперь это название обозначает одну из разновидностей халцедона, окрашенного окисью никеля в маслянистый прозрачнозеленый цвет. Яспис , евр. «яшпех», двенадцатый камень в наперснике и первый в Отк. 21, упоминается также в Отк. 4:3 и в 21:11, где он называется драгоценнейшим и кристалловидным. Поэтому некоторые думают, что этот камень обозначает алмаз. См. «Алмаз». Другие полагают, что «яшпех» обозначает опал, камень молочно-белого цвета, отсвечивающий искорками синего и красного цвета. Яхонт, евр. «лешем», седьмой в наперснике первосвященника, по общему мнению, то же, что и гиацинт. По Плинию, яхонт обладал свойством, притягивать к себе легкие предметы, подобно янтарю.
Порядок 12 камней в наперснике первосвященника виден в следующем списке таблицы, в которой на первом месте поставлены еврейские названия и соответствующие русские названия в переводе Библии 1907 г. (Изд. Брит. Библ. Общ.). Из этого списка явствует, насколько трудно установить полную точность при переводе названий этих камней. (Порядок камней на наперснике – четыре ряда по 3 в ряду: 1-2-3, 4-5-6 и т.д. – прим. сканера). ------------------------------------ 1. Одем – Рубин 2. Питдах - Топаз 3. Барекет - Изумруд 4. Мофек - Карбункул 5. Сапир - Сапфир 6. Яхалом - Алмаз 7. Лешем - Яхонт 8. Шебо - Агат 9. Ахламах - Аметист 10. Таршиш - Хризолит 11. Шохам - Оникс 12. Яшпех - Яспис ------------------------------------ Неизвестно в каком порядке были начертаны имена колен Израилевых на этих камнях. Может быть, по старшинству, как это было с надписью на ониксах, которые были на нарамниках одежды первосвященника (Исх.. 28:10) или же руководились происхождением родоначальников колен от различных матерей, или порядком их расположения в стане ((Чис. 2). Неизвестно также, было лил начертано имя Левия. Если имя Левия было там, то имена Ефрема и Манаасии, вероятно, были соединены под именем Иосифа.