dreiser)Теодор (1871, Терре-Хот, штат Индиана – 1945, Калифорния), американский писатель, родился в семье эмигрантов. Отсутствие денег не позволило ему окончить Индианский ун-т, в котором он проучился несколько лет. Литературная деятельность Драйзера началась с журналистики, он работал корреспондентом и редактором в нескольких изданиях Чикаго. Всю жизнь Драйзеру пришлось сражаться за популярность. Все его книги, начиная с первого романа «Сестра Керри» (1900), плохо воспринимались американской критикой. Роман был признан «безнравственным» и издан в США только после того, как вызвал бурю восторгов в Англии. В этом романе автор затронул все основные темы, которые будут интересовать его на протяжении всей творческой жизни: развенчание мифа о «великой американской мечте»; осуждение материального успеха как основы счастья; критика главенства принципа «личного интереса» и гуманистическое раскрытие характера простого человека. В течение последующих 10 лет из-под его пера выходят романы «Дженни Герхардт» (1911), «Финансист» (1912), «Титан» (1914), «Гений» (1915) и «Американская трагедия» (1925). Романы «Финансист», «Титан» и «Стоик» (незавершен, опубл. посмертно в 1947) составили «Трилогию желания», объединенную общим героем Фрэнком Каупервудом, упорно идущим к богатству и власти. В трилогии отразилось представление писателя об эволюции американского общества и судьбе американского народа. Драйзер раскрывает подоплеку «большого бизнеса»: подкуп, шантаж и подлог. Среди американских авторов 20 в. Драйзер выделяется острой социальной критикой (в этом он продолжает традиции Г. Торо и У. Уитмена), глубиной психологического и социального анализа и скрупулезной точностью описаний характеров и явлений (чтобы соблюсти принцип верности деталям в своих романах о бизнесе и бизнесменах, писатель изучил тонкости бухгалтерского и банковского дела). Большое воздействие на Драйзера оказали социалистические идеалы, после посещения СССР он написал рассказ «Эрнита» и книгу очерков «Драйзер смотрит на Россию» (1928).
Главная книга Драйзера – роман «Американская трагедия», в котором автор смог показать судьбу героев на широком социальном фоне. Главный герой романа Клайд Гриффитс – сын бедных проповедников – всеми силами стремится к богатству, это стремление отравляет всю его жизнь и приводит к преступлению. Клайд убивает забеременевшую от него Роберту, чтобы освободиться от нее и выгодно жениться. Роскошь дворцов миллионеров, отелей и курортов для богатых соседствует в романе с нищетой рабочих трущоб Ликурга и полуразрушенных домов обнищавших фермеров. Автор бросает обвинение всей капиталистической системе, которая заставляет людей становиться преступниками. Писатель не оправдывает преступления своего героя, но видит в нем следствие порочного устройства общества. Он критикует судебную систему Америки, показывая ее зависимость от капитала и политической элиты страны. Судебный процесс над Гриффитом становится не поиском истины, а предметом политической спекуляции. Психологизм в изображении характеров достигает в этом романе писателя большой глубины. Автор мастерски и очень точно передает душевное состояние Клайда перед убийством Роберты, а также детально и тонко описывает горе родителей, узнавших о смерти дочери. Критики отмечают композиционную стройность и соразмерность частей романа, зрелость и поэтичность языка. Заголовок отражает четкую, как и всегда у Драйзера, авторскую позицию. Принципиальный критерий оценки жизни человека при капитализме – количество денег на банковском счету. И трагедия Роберты и Клайда во многом – трагедия целого поколения американцев, целью жизни которых стало стремление всеми возможными способами добиться успеха и богатства.
0.00 байт
Скептический паломник: теодор Драйзер и русская православная церковь в 1927 г
В ходе своей поездки по СССР (4.11.1927-13.1.1928) Теодор Драйзер в числе прочего уделял много внимания знакомству с политикой советского государства в области религии и отношениям церкви и государства.