ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛОМОНОСОВА

Найдено 1 определение
ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛОМОНОСОВА
написанные им стихотворные произведения, предназначавшиеся для постановки на сцене.
В ответ на пожелание императрицы и последовавший 29 сентября 1750 г. указ, который предписывал ему и В. К. Тредиаковскому написать по одной трагедии. Через два месяца Л. представил свою первую трагедию «Тамира и Селим».
В этой трагедии Л. обратился к отечественной тематике, причем остановился на событии не только абсолютно достоверном, но и исторически чрезвычайно важном – Куликовской битве, положившей начало освобождению Руси от монголо-татарского ига. Трагедия открывается, согласно правилам пиитики того времени, «Кратким изъяснением» ее содержания. «В сей трагедии изображается стихотворческим вымыслом позорная погибель гордого Мамая, Царя Татарского, о котором из Российской истории известно, что он, будучи побежден храбростию Московского Государя Великого Князя Дмитрия Ивановича на Дону, убежал в город Кафу и там был убит от своих». На первое место вынесен традиционный любовный треугольник: героиня и два претендента на ее руку. На втором плане оказалась борьба Дмитрия Донского с Мамаем. Куликовская битва по законам классического театра на сцене не изображена, о ней пространно рассказывает один из героев. Исход битвы оказывает решительное влияние и на любовную интригу, поскольку победа московского князя благотворно отразилась на судьбе Тамиры и Селима. Трагедия была поставлена при дворе дважды: 1 декабря 1750 г. и 9 января 1751 г. силами кадет Сухопутного шляхетского корпуса, и была отпечатана отдельным изданием, разошедшемся почти сразу после выхода в свет, однако на сцене ее больше никогда не ставили. Может быть, прав один из исследователей литературного творчества Л., предположивший, что русским зрителям не могли понравиться выведенные в трагедии в качестве положительных героев магометане, которых они привыкли считать своими исконными врагами. Л., вероятно, вдохновленный постановками его пьесы при дворе, сразу же приступил ко второй трагедии, которая полностью отвечала требованиям классицистического театра.
В ней (как и в предыдущей) были не только соблюдены требования единства времени и места, но и действие перенесено в Древнюю Грецию. Трагедия «Демофонт» была закончена Л. в октябреноябре 1751 г. и, как и предыдущая, начиналась с Краткого изъяснения, содержащего сведения о событиях, предшествовавших началу драматического действия. Сын Афинского царя Демофонт, возвращаясь после разорения Трои, был заброшен бурей к берегам Фракии. Там его встретила Филлида, дочь царя Ликурга, воспитанница правителя Фракии Полимнестора, который в это время воевал против скифов. У него осталась во Фракии невеста, дочь царя Приама Илиона. Демофонт вначале влюбился в Филлиду, а затем постепенно перенес свое чувство на Илиону и поэтому медлил с заключением брака с Филлидой. Действие начинается с возвращения Полимнестора, который, увидев расцветшую Филлиду, решает сделать ее своей женой. На этой любовной коллизии строится вся трагедия, состоящая из пяти действий. Вторая трагедия Л. «Демофонт» была также напечатана отдельной книгой, но ни разу не была поставлена на сцене. По-видимому, это обстоятельство послужило причиной, по которой Л. больше никогда не обращался к сочинению трагедий. (Статья написана по кн.: Орлов П. А. История русской литературы XVIII века. М. 1991.)

Источник: Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь 2012