Древляне
Древляне
одно из племенных объединений восточных славян, занимавших в VI-X вв. территории Полесья и правобережной Украины.
ДРЕВЛЯНЕ
племенной союз (славиния) восточных славян VI—IX вв., живших в лесах к западу от полян на правом берегу Днепра. После восстания против князя Игоря (945) окончательно присоединены к Киеву.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
ДРЕВЛЯНЕ
союз восточно-славянских племен Vl-Х вв. к северу до реки Припять, между реками Случь и Тетерев. С конца IX в. данники Киевской Руси. После Древлянского восстания 945 г. полностью подчинены Киеву.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ДРЕВЛЯНЕ
славян. племя, населявшее украин. Полесье в 9 — 10 вв. Д. жили южнее р. Припяти, по рр. Горыни, Слу-чу и Тетереву. Соседями имели поляков, дреговичей, полян; на Ю., по словам Константина Багрянородного, граничили с половцами.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ДРЕВЛЯНЕ
союз восточнославянских племен в 6 - начале 12 вв. в Полесье - на правобережье Припяти и в бассейнах ее правых притоков Горынь, Уж и притока Днепра р. Тетерев. С конца 9 в. данники Древнерусского государства. После восстания 945-946 полностью подчинены Киеву. Утратили племенное наименование, последний раз упомянуты в летописи под 1136
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Древляне
одно из племенных объединений восточных славян , занимавших в 6 – 9 вв. территории (См. историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 вв .») Полесья и правобережной Украины. Столица – Искоростень (или Коростень). У древлян были хорошо развиты сельское хозяйство и ремесла . «Повесть временных лет » сообщает, что в 945 г. в древлянской земле произошло первое народное выступление против власти киевских князей, в результате которого был убит князь Игорь .
Источник: Краткий исторический словарь
ДРЕВЛЯНЕ
восточнославянское племя, расселявшееся, по «Повести временных лет», между полянами и дреговичами. Ареал курганов, определяемых исследователями как древлянские, занимает междуречье Горыни, Припяти и Тетерева. Курганы 8–10 вв. (обряд кремации) и насыпи 10–12 вв. (обряд ингумации) локализуются в одних и тех же могильниках. Ингумированные погребения обычно располагаются на горизонте, редко — в насыпях или подкурганных ямах. Большая часть исследованных захоронений не сопровождалась инвентарем. Типом женских височных украшений, встречающимся в древлянских курганах чаще других, являются перстнеобразные височные кольца.
Источник: Археологический словарь. 1990
Древляне
племенное объединение восточных славян, занимавшее в 6 – 10 в.в. территорию Полесья, Правобережной Украины, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборть, Ствига (См. Поляне). На западе земли древлян доходили до р. Случь, где начиналась область волынян и бужан, на севере – до территории дреговичей (См. Волыняне, Бужане, Дреговичи). Археологическими памятниками древлян являются остатки многочисленных земледельческих поселений, бескурганные могильники и курганы, укрепленные «грады». Главным городом древлян был Искоростень (современный Коростень), где сохранилась компактная группа древних городищ. В конце 1 тыс. н.э. у древлян были развиты сельское хозяйство, ремесла. По летописи у древлян было свое княжение; воевали с полянами. В 883 г. киевский князь Олег обложил древлян данью, а в 907 г. они участвовали в составе киевских войск в походе на Византию. Киевский князь Игорь был убит древлянами во время сбора дани (945). Вдова Игоря княгиня Ольга жестоко расправилась с древлянами, уничтожив знать и предав огню их города. Земля древлян была обращена в киевский удел с центром в г. Вручий. См. Славяне.
Древляне
Древляне обитали в украинском Полесье. Их земля начиналась от Ирмени и Днепра на северо-востоке и тянулась вдоль болотистого побережья Припяти на запад и юго-запад по Горыни, Случи и Стыри.
Древлянами их назвали потому, что жили они в лесах. Описывая нравы древлян, летописец выставляет их, в противоположность их современникам полянам, народом крайне грубым: «живяху скотьски, убиваху друг друга, ядяху все нечисто, и брака у них не бываще, но умыкиваху у воды девица».
Однако из археологических раскопок в стране древлян можно заключить, что они обладали известной культурой. Установившийся погребальный обряд означает, что у древлян были религиозные представления о загробной жизни, отсутствие оружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находки серпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кож указывают на существование у древлян хлебопашества, промыслов гончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костей домашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство.
Политическим центром древлян был город Искоростень, позже им стал город Овруч.
Древлян знает не только наша летопись, но и византийский император Константин Багрянородный (X в.).
Древлянами их назвали потому, что жили они в лесах. Описывая нравы древлян, летописец выставляет их, в противоположность их современникам полянам, народом крайне грубым: «живяху скотьски, убиваху друг друга, ядяху все нечисто, и брака у них не бываще, но умыкиваху у воды девица».
Однако из археологических раскопок в стране древлян можно заключить, что они обладали известной культурой. Установившийся погребальный обряд означает, что у древлян были религиозные представления о загробной жизни, отсутствие оружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находки серпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кож указывают на существование у древлян хлебопашества, промыслов гончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костей домашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство.
Политическим центром древлян был город Искоростень, позже им стал город Овруч.
Древлян знает не только наша летопись, но и византийский император Константин Багрянородный (X в.).
Источник: Славянская энциклопедия.
Древляне
племенной союз восточных славян, в VI–X вв. занимавших территории Полесья, правобережной Украины и в бассейнах рек Тетерев, Уж, Уборть, Ствига. На западе древляне доходили до р. Случь, где граничили с волынянами и бужанами, на севере – с дреговичами. Города древлян были укреплены. Главные из них: Вручий (современный Овруч), Искоростень (ныне Коростень), игравший роль столицы. Имя «древляне», по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах. Описывая нравы древлян, летописец выставляет их, в противоположность своим соплеменникам – полянам, народом крайне грубым. Однако такая характеристика не подтверждается археологическими раскопками. Археологические раскопки в земле свидетельствует о том, что они обладали определенным уровнем культуры. Прочно установившийся обряд погребения подтверждает существование религиозных представлений о загробной жизни. Отсутствие оружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени. Находки серпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кож указывают на существование у древлян хлебопашества, гончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного промыслов. Кости домашних животных и шпоры указывают на довольно развитое скотоводство и коневодство. Изделия из серебра, бронзы, стекла и сердолика, иноземного происхождения свидетельствуют о существовании торговли. Отсутствие монет дает повод заключать, что торговля была меновая.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
ДРЕВЛЯНЕ
вост.-слав. племенное объединение, занимавшее в 6-10 вв. терр. Полесья, Правобережной Украины, западнее полян, по течению рр. Тетерев, Уж, Уборть, Ствига. На З. земли Д. доходили до р. Случь, где начиналась область волынян и бужан, на С. - до терр. дреговичей. Археол. памятниками Д. являются остатки многочисл. земледельч. поселений с жилищами-полуземлянками, бескурганные могильники, курганы с трупосожжениями (с кон. 10 в. - трупоположения) и укрепл. "грады" - летописный Вручий (совр. Овруч), городище около г. Малина, Городск около Коростышева и мн. др. Гл. городом Д. был Искоростень (совр. Коростень) на р. Уж, где сохранилась компактная группа древних городищ. В кон. 1-го тыс. н. э. у Д. было развито с. х-во, слабее развиты ремесла. Свидетельство летописи об отсталости Д. ("живяху звериньским образом") не является объективным, а отражает стремление опорочить Д., к-рые долгое время сопротивлялись включению их в состав Киевской Руси и христианизации. По летописным преданиям, во времена Кия, Щека и Хорива "в древлях" было свое княжение, Д. воевали с полянами. В 883 киевский кн. Олег обложил Д. данью, а в 907 они участвовали в составе киевских войск в походе на Византию. После смерти Олега Д. перестали платить дань, и кн. Игорь, сделавший попытку покорить Д., был убит по приказанию их кн. Мала (945). Вдова Игоря кн. Ольга жестоко расправилась с Д., уничтожив древлянскую знать и предав огню их города. Земля Д. была обращена в киевский удел с центром в г. Вручий. Имя Д. последний раз встречается в летописи под 1136, когда их земля была подарена киевским кн. Ярополком Десятинной церкви. Лит.: Греков Б. Д., Киевская Русь, (М.), 1953; Третьяков П. Н., Восточнослав. племена, 2 изд., М., 1953; Русанова И. П., Терр. древлян по археологич. данным, "CA", 1960, No 1. П. H. Третьяков. Ленинград.