одна из древнейших цивилизаций на Земле, возникшая в IV тыс. до н.э. в нижнем течении реки Нила, в северовосточной Африке. Принадлежит к кругу так называемых «речных цивилизаций», чье существование напря-мую связано с разливами рек, дающими возможность заниматься продуктивным сельским хозяйством и требующими обязательных ирригационных работ, что являлось толчком к развитию технических и научных знаний.
Важнейшие черты культуры Древнего Египта были заложены еще в Древнем царстве. При этом определя-ющим было влияние Нила, предопределившего как тип хозяйства, так и специфику египетского мировоззрения, религиозного культа, всей системы духовных ценностей. Только общим трудом, организованным сильной властью фараона, египтяне могли создать условия для нормальной жизни. Поэтому страх перед грозными силами природы, перед всесокрушающей властью фараона, воплощенный в свирепых богах, перед которыми все египтяне (и знать, и простолюдины) были равны, пронизывал все мировоззрение египтянина. Древний Египет был классическим теократическим государством с плановым земледелием, с развитой аг-рономией и медициной, искусством и ремеслом. Гро-мадная бюрократическая машина для управления государством, а также необходимые для этого знания находились в руках касты жрецов, что и обеспечивало им власть в стране. Уже в Древнем царстве появилась письменность в связи с необходимостью ведения хозяйственных записей. Это поставило грамотного человека, писца на вершину социальной лестницы.
Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в свою систему культурных ценностей. Их главным делом было сохранение тради-ций, уже известных идей, канонов, художественных приемов. Это приводило к гиперстатичности египет-ской цивилизации — она смогла просуществовать четыре тысячи лет без значительных изменений. Важ-нейшей чертой египетской культуры является протест против смерти. Он лежит в основе веры в вечную жизнь — фундаментального принципа египетской культуры. Египтяне любили жизнь и хотели распространить ее ценности на загробный мир, в котором люди должны были вести такую же жизнь, как и на земле. Позаботиться об этом должны были живые. Вначале загробное блаженство было доступным только фараонам, но уже к концу Среднего царства каждого человека ждала вечная жизнь (каждый превратится в Осириса), сравнимая с божественной (каждый станет спутником Солнца). Это зависело от того, насколько благочестивой была жизнь человека, и насколько хорошо он подготовился к будущей загробной жизни — построил себе гробницу, оплатил соответствующие обряды, среди которых самый важный — это бальзамирование, так как вечная жизнь невозможна без со-хранения тела. Именно поэтому фараоны Древнего царства строили гигантские пирамиды — самые большие усыпальницы на Земле. Традиционно, они считаются первым из семи чудес света. Самая крупная из них — пирамида Хуфу (Хеопса) имела высоту 146,5 м. Постепенно в Египте возникли целые города мерт-вых — усыпальницы фараонов окружались меньшими гробницами придворных, сфинксами (скульптурами львов с человеческими головами), а также поминальными храмами. В усыпальницах хранились многочис-ленные предметы, могущие понадобиться человеку в загробной жизни, также эти гробницы богато украша-лись настенной живописью, скульптурой и рельефами, тесно связанными с заупокойным культом. Росписи воспроизводили сцены благополучной жизни в царстве мертвых (там было все, как в обычной жизни). Очень рано сформировался канон для живописных изобра-жений: все рисунки были линейными и плоскими, в них не было объема, перспективы, светотени. Фигуры очерчивались резким контуром (мужские — черным, женские — красным) и раскрашивались цветом без введения дополнительных тонов. При этом человеческая фигура изображалась с математической точностью так, словно на нее одновременно смотрели с разных сторон: голова — в профиль, глаза — в фас, живот — в три четверти. Размер фигуры определялся социальным положением, поэтому фигуры фараонов всегда выделялись своей величиной.
Также часто в гробницах встречались изображения на религиозные сюжеты, а также изображения богов. Количество богов, которым поклонялись в древнем Египте было весьма значительным, а свойственный древнеегипетской культуре традиционализм сохранил многочисленные древние культы, связанные с покло-нением растениям, животным и камням. Особое значение в Египте имел культ животных. Так, некоторое бо-ги существовали только в образе животных — священный бык Апис, и почти у каждого бога было свое священное животное — у Анубиса — волк, у То-та — ибис, у Сохмет — львица и т.д. Постепенно животные черты богов стали сочетаться с человеческими, что нашло свое отражение в их изображении. Обычно богов изображали с телом человека, но с головой соот-ветствующего животного. Большого развития достигла круглая скульптура — скульптурный портрет и маленькие фигурки слуг (ушебти), которые должны были ма-гически ожить и выполнять в загробном мире пожелания своего хозяина. Внимание к скульптурным порт-ретам также связано с религиозными представлениями о том, что после смерти душа человека покидает тело и отправляется на суд Осириса, после чего она должна была вернуться назад, к телу. Для облегчения этих по-исков, а также вместилищем души и служила скульпту-ра. Они также делались в соответствии с каноном — фигура изображалась целиком, с выдвинутой вперед левой ногой (позой движения к вечности), мужские фигуры окрашивались в кирпично-красный цвет, женские — в желтый, волосы на голове были черными, а одежды — белыми. Особое внимание уделялось глазам, которые делались из разного материала, а затем под-крашивались толченым малахитом в яркозеленый цвет.
В эпоху Среднего царства в искусстве Древнего Египта появился ряд новых черт. Утратили свою гран-диозность пирамиды, поминальные храмы нередко от-делялись от гробниц, причем большую роль в них иг-рали колоннады и портики (храм фараона Менту-хотепа I в Дейр-эльБахри). В изобразительном искусстве усилились реалистические тенденции, а в скульп-турном портрете все заметнее стали индивидуальные черты, отражавшие характер человека.
Эти тенденции еще более усилились в период Нового царства, для которого также были характерны стремление к изяществу и декоративной пышности. Мягкость и гармоничность линий, большая свобода движений, тонкость красочных сочетаний характерны как для скульптур, так и для настенных росписей. Пре-красным примером служит храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (ХV в. до н.э.). Строились также от-крытые храмы, состоящие из открытого двора, обнесенного колоннадой, многоколонного зала и святили-ща. Таковы храмы в Луксоре и Карнаке. Это —храмы в честь бога Солнца — Амонара. Эти грандиозные постройки в полной мере отражают возросшее могущество страны, напоминавшее о временах Древнего царства. При этом, чем роскошнее были заупокойные храмы, тем незаметнее делались гробницы.
Значительное расширение территории страны, присоединение многочисленных территорий и процессы ассимиляции культур поставили перед египтянами этого времени вопрос о сохранении самобытной культуры. Решением стала тенденция намеренной архаизации культуры, которая выразилась в отрицании чуждых культурных элементов, строгом соблюдении канонов как в религии, так и в искусстве.
К периоду Нового царства относится и первая попытка проведения религиозной реформы. Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) попытался заменить египет-ский политеизм почитанием единственного бога сол-нечного диска — Атона. Тогда же он построил новую столицу — Ахетатон. Разрыв с традицией привел к по-явлению нового стиля в искусстве (Амарнский стиль), который отличается аристократической утонченностью и классической ясностью образов. В этом стиле выполнен знаменитый портрет Нефертити, а также золотая маска из гробницы фараона Тутанхамона.
Последний расцвет древнеегипетского искусства происходит уже в VII в. до н.э. и характеризуется эклектичным сочетанием различных стилей и приемов разных эпох. Но даже в пору своего угасания, культура Древнего Египта служила неиссякаемым источником, из которого черпали другие народы, считавшие егип-тян своими учителями — греки, азиатские народы и др.
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ КУЛЬТУРА
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ КУЛЬТУРА
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ КУЛЬТУРА
культура долины Нила от Средиземного м. на С. до первого порога на Ю., развивавшаяся со времен неолита (5-4-е тыс. до н. э.) до 4 в. н. э. Зародившись в условиях первобытнообщинного строя, Д. к. оформилась в рабовладельч. деспотии, сложившейся в Египте к кон. 4-го тыс. до н. э. Хотя древние египтяне достигли для своего времени значит. успехов в различных областях культуры в целом, для Д. к. характерна известная застойность. Эта застойность была обусловлена медленностью развития производит. сил и связанных с ними социально-экономич. отношений и сильным влиянием религ. идеологии, способствовавшей длит. сохранению устарелых взглядов и приемов в иск-ве, лит-ре и науке. Материальная культура. В 5-м тыс. до н. э. в Египте начался переход от охотничьего хозяйства к земледелию и скотоводству. Появились первые с.-х. орудия (мотыга, серп); орудия труда изготовлялись исключительно из камня, дерева и кости. В 4-м тыс. до н. э. впервые началась обработка меди (начиная с Бадарийской культуры), появился примитивный плуг, с нач. 2-го тыс. стала применяться бронза. Железо вошло в широкое употребление лишь к сер. 1-го тыс. до н. э. Больших успехов достигли египтяне в обработке драгоц. металлов - золота и серебра, из к-рых они изготовляли подлинные шедевры художеств. творчества (напр., маска и саркофаг Тутанхамона). В 5-4-м тыс. развились ткацкие и керамич. произ-ва. В 4-м тыс. уже вырабатывался фаянс (раньше чем в Азии). С 3-го тыс. появляется и стекло. Огромное значение имела ирригация. Были созданы различные приспособления для поливки полей: журавль (шадуф), позднее - водоподъемное колесо (сакие). Бассейновая система орошения просуществовала в Египте до 19 в. н. э. Пути сообщения проходили в осн. по Нилу. Использовались также вьючные животные (гл. обр. ослы). Для перевозки тяжестей употреблялись салазки. Колесный транспорт применялся с 18 в. до н. э. Строительное дело и архитектура. На всем протяжении истории Др. Египта осн. материалом для строительства домов служили глина и тростник. Даже дворцы фараонов сооружались из кирпича-сырца. В 3-м тыс. до н. э. овальные и круглые хижины додинастич. периода сменились прямоугольными постройками, иногда двухэтажными с плоской кровлей. С 28 в. до н. э. (III династия) началось строительство царских гробниц (пирамид) из кам. блоков. Только интенсивная эксплуатация подневольного труда рабов и бедняков давала возможность сооружать эти огромные и прочные строения с помощью медных орудий и крайне примитивных технич. приспособлений. С 16 в. до н. э. стали высекаться скальные гробницы фараонов. К этому же времени относятся монументальные храмы (наиболее крупные Карнак и Луксор в Фивах) с огромными колонными залами и открытыми дворами. У входа часто воздвигались пилоны (башни) и обелиски. К ним вели аллеи для процессий, по бокам аллей обычно устанавливались сфинксы. Скульптура и живопись. Непревзойденные шедевры создали египтяне в пластике. Древнейшие глиняные и костяные статуэтки восходят к неолиту (5-4-е тыс. до н. э.). В кон. 4-го тыс. до н. э. ваятели стали применять камень, а с нач. 3-го тыс. - медь. Представления о загробной жизни, согласно к-рым Ка, душа умершего, в случае разрушения тела, должна была иметь вместилище для посмертного существования, способствовали развитию скульптурного портрета. При этом цари, вельможи и боги в силу религ. традиций изображались в застывших, условных позах. Зато статуэтки слуг и работников отличались известной динамичностью движений. Те же тенденции прослеживаются в живописи и рельефах на стенах гробниц и храмов, а также на изображениях стел и саркофагов. Стремясь передать наиболее характерные признаки, егип. художники не считались с требованиями перспективы и показывали предмет (особенно человеч. фигуру) в нескольких ракурсах одновременно. Попытка полной ломки художеств. традиций и канонов относится ко времени Эхнатона (15-14 вв. до н. э.) (напр., изумительные по изяществу и экспрессии скульптурные портреты царицы Нефертити, ее дочерей, Эхнатона, фрески дворца в Амарне). Письменность. В 4-м тыс. до н. э. в Египте появилось рисуночное письмо (идеограммы). В дальнейшем нек-рые знаки стали употребляться (по созвучию) для передачи сочетаний 2 или 3 согласных (фонограммы), а в нач. 3-го тыс. выработался алфавит из 24 согласных букв (гласные звуки в егип. письме не передавались). Все три вида иероглифич. знаков (идеограммы, фонограммы и буквы) сосуществовали. После слова, написанного фонетич. знаками, часто ставился детерминатив, определявший категорию понятий, к к-рой оно относится. Наряду с иероглифич. письменностью употреблялись различные виды скорописи: с конца эпохи Древнего царства - иератика, а с 8 в. до н. э. - демотика. Материалом для письма служили папирус, кам. плиты, деревянные доски, острака и пр. Наука. Др.-егип. наука носила преим. эмпирич. характер. Развитие математич. знаний, начиная с эпохи Древнего царства, объяснялось нуждами централизованного гос-ва с его сложной системой исчисления податей и определения зем. наделов, а также необходимостью точных расчетов для ирригац. и строит. работ. Египтяне впервые ввели десятичную систему исчисления. Сохранились задачи на 4 правила арифметики, с учетом дробных чисел. Была известна арифметич. и геометрич. прогрессия. Исчислялись площади прямоугольников, треугольников, круга (p определялось как 3, 16, т. е. с ошибкой на 0,02), а также поверхности простой и усеч. пирамиды. Появились зачатки алгебры (понятие неизвестной величины, уравнение с 2 неизвестными). Разливы Нила и цикл с.-х. работ заставили очень рано накапливать наблюдения над явлениями природы, в т. ч. за движением небесных тел, что привело к зарождению начатков астрономии и возникновению, возможно еще в 4-м тыс. до н. э., календаря. Год делили на 365 суток (12 месяцев по 30 дней и добавочная пятидневка, без учета лишних часов и минут). Егип. жрецы и писцы, в чьих руках преим. накапливались науч. знания, отмечали положение звезд и группировали их в созвездия. Для ориентировки зданий фиксировалась полярная звезда. Использовались солнечные и водяные часы. Составлялись примитивные геогр. карты и списки городов, с учетом расстояния между ними. В медицине проводилась специализация (офтальмология, гинекология, ветеринария и пр.). Обычай вскрытия тела при мумификации способствовал ознакомлению с анатомией. Были изучены функции сердца и открыт закон кровообращения. Имелись нек-рые представления о значении мозга. Егип. врачи производили трепанацию черепа, пломбировали зубы, применяли антисептич. средства, хирургич. шины и т. д. Однако вполне реалистич. представления переплетались с верой в магию и колдовство. Известные химич. познания использовались при мумификации трупов, приготовлении благовоний, лекарств и в стекольном ремесле (применение примесей окиси цинка, меди, марганца, кобальта при произ-ве цветного стекла). Лит.ратура была весьма разнообразна по содержанию и по жанрам. Особенно много дошло до нас религ.-магич. сборников, тексты к-рых по представлениям древних египтян должны были обеспечить умершим загробное блаженство ("Тексты пирамид", "Тексты саркофагов", "Книга мертвых"), а также гимны богам и ритуальные, т. н. драматич. тексты, предназначенные для мистерий, во время к-рых жрецы играли роль богов. В то же время в егип. лит-ре можно найти проявление скептицизма в отношении офиц. религ. догм; так, в "Разговоре разочарованного со своим духом" подвергается сомнению загробная жизнь. Начиная с Древнего царства (3-е тыс. до н. э.) сохранились многочисл. автобиографии вельмож, позднее послужившие образцом для приключенч. повести (напр., "Рассказ Синухета"). Записывались мифы, басни, сказки (напр., о потерпевшем кораблекрушение, о 2 братьях, о взятии Яффы), произведения любовной лирики. Весьма популярными были поучения (в т. ч. царей), носившие характер политич. завещаний. Социальная борьба особенно резко отражена в "Речениях Ипусера", проникнутых нескрываемой ненавистью к восставшим нар. массам. Ист. лит-ра представлена погодными записями Палермского камня и надписями, анналами царей (Тутмоса III, Рамсеса II и др.). В 4 в. до н. э. жрец Манефон составил обзор истории Египта на греч. языке. Судя по изображениям в гробницах, были весьма распространены музыка и пение как в быту, так и при богослужении. Египтянам были известны муз. инструменты: струнные (арфа, лютня), ударные (систр, тамбурины, барабан) и духовые (флейты, трубы). Д. к. оказала значит. влияние на культуру народов Куша, азиат. стран, позднее на Грецию и Рим. После завоевания Др. Египта Александром Македонским религия, иск-во и лит-ра Др. Греции, смешавшись с местной, образовали синкретическую эллинистическую культуру, воздействие к-рой ярче всего проявилось в городах Дельты, особенно в Александрии. В 4 в. н. э. христианство полностью одержало победу над язычеством. Одновременно с этим иероглифич. письменность (считавшаяся языческой) была заменена коптским алфавитом. С этого времени начинается ср.-век. егип. культура (коптская, а позднее арабская). Лит.: Лурье И. и др., Очерки по истории техники Древнего Востока, М.-Л., 1940; Лукас А., Материалы и ремесл. произ-ва Др. Египта, пер. с англ., М., 1958; Веселовский И. Н., Егип. наука и Греция. Из истории древней математики и астрономии, в кн.: Тр. Ин-та истории естествознания АН СССР, т. 2, М., 1948; Коростовцев М. A., Писцы Древнего Египта, М., 1962; Тураев Б. A., Егип. лит-ра, т. 1, М., 1920; Фараон Хуфу и чародеи. Сказки, повести, поучения Др. Египта, М., 1958; Матье М. Э., Иск-во Др. Египта, Л.-М., 1961; Коростовцев М. A., Егип. язык, M., 1961; Петровский Н. С., Егип. язык, Л., 1958; Posener G., Dictionnaire de la civilisation ?gyptienne, P., (1959); Erman A., Aegypten und aegyptisches Leben im Altertum, (neu bearb. von H. Ranke), T?bingen, 1923; Wiedemann A., Das alte ?gypten, Heidelberg, 1920; Mathematischer Papyrus des Staatlichen Museums der sch?nen K?nste in Moskau, hrsg. und kommentiert von W. W. Struve, В., 1930; Grapow H., Grundriss der Medizin der alten ?gypter, Bd 1-7, В., 1954-61; Lefebnre G., Romans et contes ?gyptiens, P., 1949; Posener G., Litt?rature et politique dans l´Egypte de la XII dynastie, P., 1956; Wolf W., Die Kunst ?gyptens, Stuttg., 1957; Hickmann H., 45 si?cles de musique dans l´Egypte ancienne, P., (1956). И. С. Кацнельсон. Москва.