ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛУГИЯ И РЕЛИГИЯ
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛУГИЯ И РЕЛИГИЯ.
Др.-егип. мифология. Среди егип. мифов центр. место занимают осн. циклы: сотворение мира, наказание человечества за грехи, борьба Ра с силами мрака и особенно смерть и воскресение Осириса. Создание Вселенной чаще всего приписывалось богу солнца Ра, поднявшемуся из бутона лотоса, к-рый появился в предвечном водном хаосе (Нуне). Согласно представлениям древних египтян, из уст Ра вышли первые боги, а из его слез возникли люди. По другой версии, землю и людей вылепил бог-гончар Птах (или Хнум). Цикл мифов о наказании людей сильно отличается от вавилонского и библейского. Вместо потопа в егип. мифах Ра, разгневанный на людей, переставших повиноваться богам, посылает на землю свою дочь Сохмет-Хатор в образе львицы. Она начинает истреблять людей. Лишь с трудом удается богам ее остановить и спасти остаток человечества. Красной нитью через эти мифы проходит мысль о всесилии богов, способных по своему усмотрению карать или осыпать милостями. Нередко др.-егип. боги выступают как богатыри, в тяжелой борьбе поражающие своих врагов (миф о борьбе Ра с гигантским змеем Апопи; в основе этого мифа лежит обыкновенное явление природы - смена дня и ночи). Смена времен года, расцвет и увядание природы, посев и сбор урожая отразились в мифе об умирающем и воскресающем боге Осирисе. Культ Осириса, культ производит. силы природы, особенно почитался среди земледельцев. Известны многочисл. изображения Осириса в окружении деревьев, виноградных лоз и т. д. или изображения фигуры Осириса, слепленной из земли, смешанной с нильским илом и семенами, к-рые прорастали и покрывали фигуру Осириса зеленым ковром, символизируя воскресение бога. Культ Осириса оказал влияние на христианство, особенно на формирование мифа о Христе. Религия древних египтян зародилась в первобытно-родовых общинах и прошла длит. путь от примитивных верований доклас. общества до сложных теологич. систем восточной рабовладельч. деспотии. Для др.-егип. религии характерно прочное сохранение древнейших верований на всем протяжении многовековой истории др.-егип. гос-ва: фетишизма (напр., поклонение камню бен-бен, связанное позднее с культом бога солнца Ра), обожествления растений (напр., священной сикоморы богини Хатор) и особенно зооморфизма (культа животных). Восходя к тотемизму, свойственному охотничьим племенам, зооморфизм стойко сохранялся в др.-егип. религии. Почти каждое егип. божество почиталось в виде к.-л. животного. Так, богиню Хатор почитали в виде коровы, мемфисского бога Птаха - в виде черного быка с белой отметиной на лбу (Аписа), богиню Баст - в виде кошки, бога мудрости Тота - в виде ибиса или павиана, бога Гора - в виде сокола и т. д. Даже в эллинистич. и римский периоды мн. города Египта носили название обоготворяемого животного: Крокодилополь (город крокодила), Кинополь (город собаки), Леонтополь (город льва) и т. д. На более позднем этапе наблюдается антропоморфизация божеств. Однако старые представления не исчезли, но стали сочетаться с новыми. Так, богиня Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой, бог Тот - в виде человека с головой ибиса, бог Анубис - в виде человека с головой шакала или собаки. Священные животные всячески оберегались. Убийство свящ. животного считалось тягчайшим преступлением и наказывалось смертью. Священных животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили на спец. кладбищах. Переход от охотничьего х-ва к земледелию и скотоводству и образованию класс. общества в Египте в 4-м тыс. до н. э. привели к значит. переменам в религ. верованиях. На первый план выдвинулись боги, олицетворяющие различные стихии: небо (богиня Нут), землю (бог Геб), солнце (бог Ра), луну (бог Тот) и т. д. Особенно егип. земледельцы стали почитать свой жизненный источник - реку Нил в образе бога Хапи. Широкое распространение в Др. Египте получил культ мертвых, в основу к-рого было положено представление о загробной жизни, о полях рая (Иалу), где наслаждаются души праведников, и о страшных наказаниях грешников в преисподней (Дуаут). Согласно религ. представлениям египтян, у каждого человека было неск. душ: Ба, изображавшаяся в виде птицы с человеч. головой, Ка, являвшаяся двойником человека, и др. По поверьям египтян достичь вечного блаженства мог только тот, у кого тело, считавшееся прибежищем души, было сохранено в целости. Отсюда - обычай мумификации трупов. Для сохранения мумифицированного тела строилась гробница, к-рая снабжалась всем необходимым, употреблявшимся покойным при жизни. В гробницу клались также маленькие статуэтки слуг ("ушебти" - "ответчики"). Египтяне верили, что силой магич. заклинаний покойный оживит эти статуэтки и они будут работать на него в загробном мире. Мумифицировали состоятельных египтян. Особенно пышно хоронили фараонов в эпоху Др. и Среднего царств. Им строили грандиозн. сооружения - пирамиды, в более позднее время гробницы высекались в скале. Вокруг пирамид, а позднее скальных гробниц, образовывался комплекс захоронений - город мертвых, некрополь - с заупокойными храмами. После смерти душа покойного, согласно представлениям египтян, отправлялась в путешествие по загробному миру, где ее подстерегали чудовища, спастись от к-рых можно было с помощью заклинаний и молитв, содержавшихся в "Книге мертвых" - неотъемлемой части погребального инвентаря. 125-я глава "Книги мертвых" посвящена загробному суду над человеч. душой. Перед лицом верховного судьи загробного мира Осириса происходила психостасия - взвешивание сердца покойного на весах, уравновешенных символом истины. Сердце, отягощенное грехами, нарушало равновесие, и тогда покойный пожирался страшным чудовищем Амамат-Пожирательницей. В списке грехов т. н. "отрицательной исповеди" (125-я глава) мы находим весьма характерные преступления егип. бюрократии: взяточничество, подлоги, кражи и пр. Смертным грехом считалось отведение воды из чужого оросит. канала, т. к. это влекло за собой гибель посевов и обрекало потерпевшего на голод. Праведники, сердца к-рых не нарушали равновесия весов, отправлялись в поля Иалу. Изображение др.-егип. загробного суда несомненно повлияло на христ. иконографию Страшного суда (изображение весов, чудовищ, пожирающих грешников, и т. д.). Вначале культы носили местный характер. В каждом номе чтили своего гл. бога: в Гелиополе поклонялись Ра-Атуму, в Фивах - Амону и т. д. Образовывались божеств. триады (напр., фиванская: Амон - бог солнца, его жена Мут - богиня неба, их сын Хонс - бог луны). Вокруг триады формировалась иерархия богов. Объединение номов в два гос-ва (Верхний и Нижний Египет), а затем в единую рабовладельч. деспотию (ок. 3-го тыс. до н. э.) сделало необходимым создание общегос. культов, унификацию религии. Гл. место в унифицированной религии занимали боги города-гегемона. Так, когда столицей Египта стал Гелиополь, то на 1-е место выдвинулась гелиопольская теологич. система из верховных богов и богинь (т. н. Великая Эннеада во главе с Ра-Атумом). Позднее, в эпоху Среднего и Нового царств, когда столицей Египта стали Фивы, фиванский бог Амон стал гл. божеством Египта, и егип. жрецы отождествили его с прежним верховным богом Ра. Иерархия богов с царем богов во главе представляет собой зеркальное отражение порядков вост. деспотии. Верховный бог (Ра-Атум, а позднее Амон-Ра) имеет свой двор, своего визиря (бога мудрости Тота), свои канцелярии и т. д. Офиц. религия объявляла фараона воплощением бога, живым богом, предписывала воздавать ему божеские почести. Огромные пожертвования и различные льготы, щедро раздаваемые фараонам и храмам, особенно Луксорскому и Карнакскому, привели к усилению жречества, к-рое начало оспаривать власть у фараона. Попытка Аменхотепа IV (Эхнатона) (15 в. - нач. 14 в. до н. э.) подорвать могущество жречества введением монотеизма не удалась. В II в. до н. э. фиванские жрецы захватили престол Египта и установили теократию. В Др. Египте сложилась богатейшая религ. и магич. лит-ра. Заговоры, молитвы, толкования, призывы богов оформлялись в сборники. Так возникли "Тексты пирамид", "Тексты саркофагов", "Книга мертвых" и множество др. религ. сборников. Примером развития теологич. мысли может служить т. н. Мемфисский богословский трактат, в к-ром за много веков до христианства проводилась мысль о логосе - слове, созидающем мир. Теологич. системы Др. Египта получили большое распространение в религиях антич. мира и оказали значит. влияние на христ. догматику, иконографию, обрядность. Так, напр., на христ. иконах встречаются элементы зооморфизма: св. Христофор с головой собаки - потомок Анубиса. Очень древние черты сохранили пасхальные обряды и т. д. Лит.: Матье М., Др.-егип. мифы, М.-Л., 1956; Франк-Каменецкий И. Г., Памятники егип. религии в Фиванский период, т. 1-2, М., 1917-18; Струве В., Социальная проблема в заупокойном культе древнего Египта, в кн.: Религия и общество, Л., 1926, с. 5-28; Матье М., Религия египетских бедняков, там же; Франк-Каменецкий И. Г., Религиозный синкретизм в Египте в Фиванский период, в кн.: Записки коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР, т. 3, в. 1, Л., 1928; Erman A., Die Religion der ?gypter, В.-Lpz., 1934; Mercer S. A. В., The religion of ancient Egypt, L., 1949; Kees H., Der G?tterglaube im alten ?gypten, 2 Aufl., В., 1956; его же, Totenglauben und Jenseitsvorstellungen der alten ?gypter, 2 Aufl., В., 1956; Drioton E., La religion ?gyptienne, в кн.: Les religions de l´Orient ancien, P., (1957); Vandier J., La religion ?gyptienne, 2 ?d., P., 1949; Bonnet H., Reallexikon der ?gyptischen Religionsgeschichte, В., 1952. Е. Н. Максимов. Москва.