ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
совокуп-ность достижений в области духовной и материальной культуры греческого рабовладельческого общества в период образования, расцвета и упадка. Эта культура
 сформировалась на основе трех основных источников: древнего крито-микенского искусства жителей островов Эгейского моря; влияния искусства Древнего Егип-та, пришедшего через Финикию и побережье Малой Азии; искусства племени дорийцев, пришедших с севера и принесших с собой геометрический стиль. В ре-зультате сформировалось весьма специфическое мироощущение греков, для которого характерно восприятие мира как Космоса — упорядоченного целого, про-тивостоящего Хаосу. Присутствие абсолютной гармо-нии было очевидно для греков во всем. Отразить ее, а также красоту мира, не потеряв при этом чувства меры — стало основной задачей древнегреческой художественной культуры. Постепенно сложились и другие черты древнегреческой культуры, определившие ее своеобразие — агонистика (стремление к состязанию, борьба), калокагатия (совершенство телесного сложения и духовно-нравственного склада, гармония духа и тела), пайдейя (воспитание и образование детей, реали-зующее все их способности). Это позволило сформироваться рациональному отношению к миру, появиться науке как самостоятельной сфере культуры, развиться новому типу человеческой личности — полной досто-инства, уверенной в своих силах; человека, ставшего мерой всех вещей.
В процессе развития древнегреческой истории и культуры принято выделять пять этапов: Крито-микенская культуры (II тыс. до н.э. — ХII в. до н.э.), го-меровская Греция (XI–IX вв. до н.э.), период архаики (VIII вв. до н.э.), классическая Греция (V–IV вв. до н.э.), культура эллинизма (III–I вв. до н.э.).
Древнейшие очаги цивилизации на территории Гре-ции возникли на острове Крит около 2000 г. до н.э. и сосредоточились вокруг дворцов — огромных комплек-сов, объединявших в себе политические, экономические и религиозные функции. Вначале эти дворцы с подчиненными им территориями существовали как самостоятельные государства (восточного типа), но постепенно они объединились вокруг крупнейшего из них — дворца в Кноссе, известного нам как Лабиринт, сделанного ле-гендарным мастером Дедалом. Он представлял собой целый комплекс помещений различного назначения, расположенных в 2–4 уровнях, в которые свет проникал через специальные световые колодцы. Центром дворца служил большой прямоугольный двор, он же связывал все помещения между собой. Стены дворца были укра-шены прекрасными фресками, описывающими жизнь критян, показывающих сцены из придворной жизни, религиозные обряды, а также пейзажные и морские кар-тины. Все они были настолько динамичны и красочны, что даже некоторая условность изображения человеческих фигур (в духе египетского канона) не портила их.
До середины ХV в. до н.э. Крит оставался полновластным владыкой Средиземноморья, облагая данью его население. Но в 1450 г. до н.э. произошло круп-нейшее землетрясение и извержение вулкана, после которого Крит уже не оправился, а власть над регио-ном перешла к грекам–ахейцам, бывшим до этого данниками Крита и усвоившими многие достижения его культуры. Центр культуры переместился на материковую Грецию, где сосредоточился возле дворцов, построенных по типу критских, только вместо центрального двора там был мегарон — большой зал с очагом. Также эти дворцы были очень хорошо укреплены (чего не было на Крите) и представляли собой настоящие цитадели. Украшались они также фресками, но в отличие от критских, ахейские писались на сюжеты, связанные с борьбой и охотой, что демонстрировало воинственную натуру ахейцев. Также в отличие от критских, местные фрески демонстрировали строгую симметрию и схематизм форм. Важнейшими центрами этой культуры были Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
Постоянно воюя друг с другом, ахейцы ослабили свою цивилизацию, и ей не удалось устоять перед ордами варваров, пришедших с севера в результате Великого переселения народов. Среди них были и греки-дорийцы. С их приходом начался период гомеровской Греции, названный так по имени великого древнегреческого аэда, из произведений которого мы узнаем о жизни Греции того времени. В это время Греция вернулась к родоплеменному строю, были потеряны письменность, умение строить дворцы, мореплавание и многое другое. Но с дорийцами Греция вошла в железный век. С ними в Гре-ции начали формироваться вышеперечисленные осо-бенности древнегреческой культуры и цивилизации, определившие высочайший уровень ее художественной культуры. В этот период также начала складываться гре-ческая мифология, в рамках которой человек создал це-лостную картину мира, основной чертой которой стала сказочнорелигиозная условность. Боги Олимпа стали неисчерпаемым источником сюжетов и образов художественного творчества, в рамках которого греки осмысливали окружающий мир. В это время греки уже строят храмы своим богам (на Крите этой цели служили двор-цы), но они до нас не дошли, сохранились лишь остатки фундаментов и изображения на вазах. Судя по ним, это были очень простые постройки с земляными полами, но, в них начали использовать приземистые колонны, по-крывавшиеся двускатной крышей. До наших дней сохранились керамические изделия того времени, расписанные в так называемом «геометрическом стиле» — орнаментом из кругов, ромбов треугольников и т.д. Они основывались на анализе и арифметическом расчете, пытаясь в такой форме подчинить себе стихийные силы природы, найти в ней упорядочивающие законы. Новый взлет древнегреческой культуры начался в период архаики. В это время окончательно сформирова-лись и развились многие важнейшие черты, которые придали греческой культуре самобытный и неповтори-мый характер. Тогда возникли классическое рабство, система денежного обращения, полис как основная форма политической организации, демократическая форма правления. Креме того, были разработаны главные эстетические нормы и принципы морали, эстетические идеалы, основные жанры литературы, театр, ордерная архитектура и т.д. Предпосылками этого подъема стали Великая колонизация, которая вывела Грецию из состо-яния изоляции и способствовала усвоению греками культурных достижений других народов, а так же классическое рабство, освободившее свободных греков от необходимости работать ради куска хлеба и давшее им возможность заниматься политикой и искусством.
В этот период основным содержанием художественной культуры Греции стали изменившиеся религиозные представления, которые потеряли свой отвле-ченный характер и приобрели художественно-образную условность. В результате мифологические персонажи очеловечивалисъ, абстрактные силы природы воплощались в человеческом образе бога, богорав-ного героя и властителя, наделенного сверхчеловеческими качествами. Боги становились покровителями ремесел и искусств. Их культ требовал роскошных, художественно оформленных храмов, скульптур и доро-гих жертвоприношений.
Так появляется греческая архитектура, носящая явно культовый характер и связанная прежде всего со строительством храмов, которые были центрами политической, религиозной и экономической жизни каждого полиса, местом хранения его казны и других сокровищ. Храмы — это были жилища богов (они были обраще-
 ны фасадом на восток) и героев (ориентированы на за-пад), украшенные рельефами и статуями, а не место для молитвы и жертвоприношений, которые совершались рядом с храмом. Поэтому храмы были небольшими по размерам, воплощавшими идею греков о соизмеримости человека и природы. Пропорции колонн, баз, ка-пителий рассчитывались, исходя из пропорций человеческого тела. Это поднимало человека до уровня богов и героев. Важнейшим открытием греческой ар-хитектуры стало создание ордерной системы — определенного соотношения несомых и несущих частей сооружения и особенностей его украшения. Ордерная архитектура отличалась абсолютной завершенностью своих форм и пропорций, наполненностью их челове-ческим содержанием.
Постепенно сложился и основной стиль греческого храма, который прошел эволюцию от простейшего «храма в антах», состоявшего из небольшого помещения (наоса), открытого на восток или запад, между выступами его боковых стен (антов) помещались две колонны. Затем появился храм-простиль с четырьмя колоннами на фасаде, амфипростиль — с колоннадой на переднем и заднем фасадах, храм-периптер — окруженный со всех сторон колоннадой, ставший основным типом греческого храма.
Важное место в художественной культуре архаики занимает скульптура, которая не только украшала храмы, но и была важной составной частью религиозного культа. В них греки хотели показать красоту человеческого тела. Поэтому основными типами статуй в этот период были обнаженные атлеты — куросы с вытяну-тыми вдоль тела руками, широкими плечами, узкими бедрами, ногами в неподвижно застывшем шаге и блуждающей на губах полуулыбкаой; и задрапированные женщины — коры, которые отличались от куросов лишь одеянием. Статуи, как и храмы, ярко раскрашивались, что усиливало их выразительность.
О монументальной живописи архаического периода нам ничего не известно (она не сохранилась). Мы можем судить лишь о вазописи. В VII в. до н.э. складывается ориентализирующий стиль — он заполнял поверхность вазы как ковром, а в росписях было много восточных мотивов (пальметты, цветы лотоса, сфинк-сы). Позже он уступил место чернофигурному стилю, когда рисунок наносился черным лаком на чуть под-крашенную охрой глину сосуда, а фигуры располага-лись не коврово, а свободно размещались по поверх-ности. В VI в. появилась краснофигурная вазопись, в которой светлые фигуры изображались на черном фоне. Это давало, возможность тщательнее разрабатывать анатомическое строение тала персонажей.
Подлинную славу художественной культуре арха-ики принесла ее литература: эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», герои которых являлись для древних греков мерилом нравственности, и дидактические поэмы Гесиода «Теогония», «Труды и дни», учившие честно трудиться, соблюдать справедливость и сохранять верность законам добрососедства. В VII в. до н.э. в период зарождения классового общества разви-лась лирика, в которой проявилось личностное начало. Существовало два вида лирических произведений: де-кламационная песня (элегия и ямб), сопровождаемая музыкальной инсценировкой, и медика (греч. «ме-лос» — песня) — стихи под музыку. Песенная лирика подразделялась на сольную и хоровую. В Древней Греции поэты пользовались особым уважением, их изображали на вазах, подобно богам. Создателем воинственно-патриотических элегий был Тиртей, гражданских — Солон, любовных — Мимнерм. Величайшим лирическим поэтом древние греки считали ионийца Архилоха, впервые обратившегося к ямбу. Сольная лирика «девятой музы» Сапфо (Сафо) воспевала могучую силу любви. Изобретением поэтессы стала особая строфа, которую назвали сапфической. Основной лирической темой у Анакреонта (вторая половина
VI в. до н.э.) были пиры, любовь, веселье. Он ввел в поэзию метафору. Поэт-жизнелюбец стал для последующих эпох выражением античного мироощущения. Мировоззрение древнегреческой аристократии нашло классического певца в Пиндаре (ок. 518–544 гг. до н.э.), разработавшего различные виды хоровой лирики. Важное место в общественной и повседневной жизни древних греков занимала музыка, звучавшая при совершении религиозных ритуалов, на гимнастических и художественных состязаниях, являвшаяся составной частью школьного воспитания. В основе древнего звукового ряда лежала последовательность четырех звуков — тет-рахордов: дорийского, фригийского и лидийского. Му-зыка была одноголосной, вокальной и записывалась с помощью букв греческого и финикийского алфавитов.
В конце VI и в первые десятилетия V в. до н.э. уси-лилось влияние Аттики, области на северовостоке средней Греции с центром в Афинах и с новой системой правления — демократией (с 508 г. до н.э.). Поэт ому второй период древнегреческой художественной культуры — классика — часто называют аттическим. Это было время расцвета Афин, Золотой век древне-греческой художественной культуры, основанной на принципах красоты, разумности, меры и гармонии. К числу высших достижений классического зодчества, в котором использовались все три ордера, относятся ве-личественный дорический храм Посейдона в Пестуме, афинский Акрополь, храм Афины в Тегее, в котором использованы все три ордера в одном здании, Аскле-пия в Эпидавре, театр в Эпидавре, построенный Поликлетом Младшим (
IV в. до н.э.). Образцом для древнегреческих скульпторов периода классики, прославлявших не только богов и героев, но и свободно-го, энергичного гражданина полиса, являлись скульп-туры Фидия (фризы и статуи Афины в Акрополе, Зевс Олимпийский), который воплотил в своих произведениях высокие идеи гражданственности; работы Поликлета («Дорифор», «Диадумен», культовое изображение Геры из золота и слоновой кости), считавшиеся эталоном пропорциональности и динамической выразительности человеческого тела, и Мирона (бронзовая статуя «Дискобол», группа «Афина и Марсий»), большого мастера передачи наивысшего напряжения в дви-жении. Поликлет разработал систему пропорций человеческого тела в теоретическом сочинении «Канон». Важные живописные новшества древние греки приписывали Полигноту, стремившемуся к передаче пространства, к точности в изображении выразительных жестов, Аполлодору, который первым начал использовать полутона, авторам драматических сцен Пассанию и Тиманфу (работы древнегреческих живописцев до наших дней не дошли). Наряду с краснофигурной тех-никой в V в. до н.э. появляются сосуды с белым фоном, на который наносился рисунок различными красками: черным лаком, пурпуром, красной, коричневой, желтой и синей (чаши Пситоксена). Эволюция древнегреческого театра, родившегося из праздиков в честь бога Диониса, и аттической трагедии (ее создателем называют Феспида, который в 534 г. до н.э. ввел декламато-ра, соединив с ним песни и танцы) была связана с именами Эсхила, Софокла и Еврипида. Эсхил главным для драматурга считал действие, в которое вовлечен и которое должен истолковать автор. Он усложнил структуру трагедии, усилил роль хора, выражавшего голос самого автора, ввел второго актера. В трагедиях Со-
 фокла человек впервые перестает быть звеном в цепи событий и пытается избежать требований судьбы, но безрезультатно: человеческие возможности ограничены. Драматург ввел третьего актера, что усилило напряжение в развитии действия, декорации, увеличил состав хора, но сократил объем и роль хоровых пар-тий. В его трагедиях впервые главным является не фа-була (мифологическое событие), а характер. Еврипид, драматург эпохи кризиса древнегреческого полиса, стремился понять мотивы поведения с точки зрения психологии человека. Впервые в античной литературе герой утратил цельность, а мир перестал быть разум-ным космосом. Еврипид также вошел в литературу как создатель социально-бытовой драмы. «Отцом комедии» древние греки называли Аристофана. На рубеже
V–IV вв. до н.э., в период кризиса греческого полиса, начавшегося распада полисных связей усиливается ин-терес к истории (многотомная «История» Геродота, «История Пелопоннеской войны» Фукидида). В архитектуре поздней классики постепенно исчезают слож-ные ансамбли типа Акрополя. На смену им приходит жилой дом частного человека. В общественных соору-жениях греческая художественная традиция сочетается с традициями Древнего Востока, используется богатый декоративным убранством коринфский ордер (храм-усыпальница царя Мавсола в Галикарнасе). Скульптура этого периода полна динамики, сложных поворотов в три четверти, рассчитана на обход, на рассмотрение с разных точек зрения, что приводит к переосмыслению канона Поликлета (произведения Скопаса, Лисиппа, Праксителя). В живописи используется эффект свето-тени и графическая перспектива (Апеллес).
В эллинистический период (последняя треть IV–II вв. до н.э.), совпавший с крахом полисной системы, гибелью демократии, утверждением огромной империи от Дуная до Инда в ходе завоевательных походов Александра Ма-кедонского и образованием эллинистических государств после его смерти, переосмысливается деление на эллинов и варваров, появляются новые культурные центры — Александрия, Пергам, — но преобладающими были греческие художественные традиции. В эллинистической архитектуре утверждается перистильный двор, окруженный со всех сторон колоннами (преимущественно коринфский ордер или смешение всех трех ордеров) или двухъярусными портиками (дома в Приенне), воздвигаются дворцовые постройки и здания гражданского назначения (дома народного собрания, городских советов и канцелярий, гимнасии, палестры, базилики, стадионы, театры, библиотеки и др.), пышно оформляются городские площади и парки. Культовые сооружения становятся местом проведения торжественных празднеств-представлений (алтарь, посвященный Зевсу и Афине в городе Пергаме). В эллинистическом изобразительном искусстве, лишенном внутренней цельности, появляются два направления — официальное, придворное (статуи Леохара) и обыденное, земное, тяготеющее к бытовому жанру (изображения рыбаков, детей, стариков и старух, пьяных сатиров и т.д.). Произведения второго направления стояли в парках, во дворцах и внутренних дворах жилых домов или ставились как надгробный памятник на могилу (терракотовые статуэтки из Танагры и Беотии, бронзовая группа мальчика, борющегося с гусем Боэфа и др.). Излюбленными образами эллинистических скульпторов, стремившихся возродить отвлеченный канон красоты, были Афродита («Венера Милосская» Агесандра,
II в. до н.э.), Аполлон («Аполлон Бельведерcкий» Леохара), Ника («Ника Самофракийская» Пифократа Родосского, начало II в. до н.э.). В эллинистической литературе происходит смена больших жанров малыми (эле-гия, сатира, эпиграмма), поэзия обособляется от других видов словесного творчества, стих — от музыки (к
III в. до н.э.), в стилистике речи дифференцируются диалекты: научная литература создавалась на языке койнэ, ди-дактический и исторический эпос — на гомеровском диалекте; элегии, идиллии и эпиграммы — на дорийском диалекте. Создателем идиллии («картинка»), или буколи-ки («пастушеское стихотворение») был Феокрит. Большим завоеванием эллинистической прозы явился роман, окончательно оформившийся к концу III в. до н.э. До нас дошли лишь романы I–III вв. до н.э., в которых по-явился новый герой — обыкновенный человек, новые мотивы — испытание целомудрия и верности влюбленных, разлука, странствия, узнавание, — в последствии они будут использоваться в византийской и западноев-ропейской литературе («Дафнис и Хлоя» Лонга, «Эфио-пика» Гелиодора, «Эфесские рассказы» Ксенофонта Эфесского). Развитие эллинистического театра былo связано с появлением новоаттической комедии Менандра, не содержавшей намеков на политические события, как у Аристофана, ориентированной на представителя средних и низших слоев и его узколичные интересы. Менандр стал создателем бытовой комедии, а также коме-дии нравов и интриги, к которой восходит европейская комедия характеров и положений. Древнегреческая культура с ее идеалом целостности личности, гармонии духа и тела не исчезла и не растворилась после завоевания Греции римлянами в 147–146 гг. до н.э. и превращения ее в одну из провинций империи.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
культура греч. рабовладельч. общества в период его образования, расцвета и упадка; в своем развитии прошла периоды: 1) крито-микенский (3-2-е тыс. до н. э.); 2) гомеровский (11-9 вв. до н. э.); 3) архаический (8-6 вв. до н. э.); 4) классический (5-4 вв. до н. э.); 5) эллинистический (4-1 вв. до н. э.).

Крито-микенский период - время раннего клас. общества, характеризуется высоким, хотя и непродолжит. расцветом всех видов изобразит. иск-ва (см. Эгейская культура, Крито-микенская культура).

Гомеровский период - период создания великих памятников др.-греч. лит-ры - поэм Гомера "Илиада" и "Одиссея" и связанного с дорийским переселением и возвратом к родовым отношениям снижения уровня изобразит. иск-ва.

Архаический период - время становления антич. рабовладельч. общества. В 8-7 вв. до н. э. в Ионии, наиболее передовой части Греции, в связи с потребностями ремесл. произ-ва, с. х-ва и торговли, получили развитие естеств.-науч. и математич. знания, хотя дифференциация наук произошла лишь в 4 в. до н. э. Виднейший представитель ионийских ученых Фалес Милетский (ок. 624-547 до н. э.) достиг больших успехов в астрономии, что позволило ему правильно предсказать солнечное затмение 585 до н. э., разработал учение о подобных треугольниках, имевшее большое значение для мореходства, а также умел определять высоту пирамид по длине отбрасываемой ими тени. Ученик Фалеса Анаксимандр впервые составил схему светил ночного неба, необходимую для ориентировки по звездам, и первую у греков геогр. карту. К этому же времени относится начало греч. медицины, основанной на практике врачевания.

Попытка обобщения сведений об окружающем мире привела к возникновению философии, характеризующейся на первых порах стихийным материализмом и диалектикой. Наблюдения наталкивали философов на мысль о материальности окружающего мира и о всеобщей связи явлений. Представления первых материалистов были тесно связаны с их естеств.-науч. взглядами. Основателем филос. школы ионийских материалистов был Фалес Милетский, считавший, что в основе многообразия окружающего мира лежит единая материя - вода. Учение Фалеса о единой первооснове мира развивали его преемники (Анаксимандр, Анаксимен). Наивысшее развитие ионийская философия получила в работах эфесского мудреца Гераклита (ок. 544 до н. э., год смерти не уст.), одного из основоположников диалектики. Окружающий мир Гераклит воспринимал как непрерывный процесс движения и становления, причем развитие, по Гераклиту, происходит через борьбу противоположностей. Первоосновой всех вещей Гераклит считал материальное начало - огонь. Материализму и диалектике ионийских ученых противостояли возникшие в "Великой Греции" пифагорейская и элейская школы. Отвергая передовые естеств.-науч. взгляды ионийцев, Пифагор (ок. 580-500 до н. э.) и его ученики утверждали, что истинная сущность вещей - числа. С этим идеалистич. представлением было связано мистич. учение пифагорейцев о переселении душ. Несколько позже, в кон. 6 - нач. 5 вв. до н. э., в греч. колонии Элее была основана филос. школа, представители к-рой также повели борьбу с диалектикой ионийцев. Отвергая опыт как источник знания, Парменид, Зенон и др. элейцы пытались доказать логич. абсурдность всякого движения.

Историю греч. литературы обычно начинают с эпич. поэм "Илиады" и "Одиссеи", приписываемых Гомеру, хотя созданию этих произв. предшествовал длит. период устного творчества, памятники к-рого не дошли до нас (см. Гомеровский вопрос). Разложение родовых связей, развитие ремесла и торговли, обострение социальной борьбы привели к появлению новых лит. форм и к изменению содержания произв., в к-рых заметен интерес к индивидуальным чертам характера и внутр. миру человека. Такими были прежде всего наставительные (дидактические) поэмы беотийского крестьянина Гесиода (8-7 вв. до н. э.) "Происхождение богов" и "Труды и дни". Автор обращается в них уже не к "лучшим людям", не к представителям родовой знати, а к рядовым общинникам, из среды к-рых происходил он сам. Интерес к внутр. миру человека особенно присущ лирической поэзии 7-6 вв. до н. э. (назв. происходит от струнного муз. инструмента - лиры, под аккомпанемент к-рой исполнялись стихи). Впоследствии простейшие лирич. стихи (элегия и ямб) исполнялись без муз. сопровождения, но произв. со сложной ритмикой (мелика) обязательно пелись. Ранние элегич. поэмы (Каллина, Тиртея) воспевали воен. подвиги и восхваляли гражд. добродетели, политич. элегии Солона отражали историю социальной борьбы в Афинах, а элегии Феогнида (6 в. до н. э.) - идеологию греч. аристократии. Поэт Архилох (7 в. до н. э.) вступил в противоречие со старой аристократич. моралью; в своем творчестве он широко использовал более живые, легкие стихотворные размеры (ямб, хорей). Политич. мотивы занимали немало места в произв. лесбийских поэтов Алкея и Сапфо (7-6 вв. до н. э.) - представителей аристократич. лагеря. Поражение родовой знати в политич. борьбе и связанное с ним разочарование заставили многих лириков 6 в. до н. э. отойти от обществ. тематики и посвятить свое творчество радостям личной жизни. Любовными и застольными песнями прославился ионийский поэт, переселившийся затем в Афины, Анакреонт (6-5 вв. до н. э.). В нек-рых областях (гл. обр. дорийских, где аристократия удержала господство) развивалась торжеств. хоровая лирика, сочинялись гимны в честь богов, правителей или победителей на общегреч. состязаниях (Стесихор, Арион, Симонид, Пиндар, Вакхилид). В конце периода появились прозаич. произв. - басни, описания путешествий (периплы), а также бытовые или ист. рассказы, от к-рых дошли лишь незначит. отрывки. Авторы соч., посвященных отд. вопросам местной истории, мифологии и географии, т. н. логографы, - Кадм, Гекатей Милетский (6-5 вв. до н. э.), Ксанф Лидийский и Гелланик из Митилены (5 в. до н. э.) стремились ввести мифы и предания в определенные геогр. и хронологич. рамки.

В этот период сложились осн. черты др.-греч. изобразит. иск-ва, появились гл. архит. ордера, развилась скульптура, живопись. Храмы 7 в. до н. э. (периптеры) - прямоугольные приземистые здания, сильно вытянутые в длину, окруженные со всех сторон массивной колоннадой и перекрытые двускатной крышей (храмы Геры в Олимпии, Аполлона в Коринфе и др.). Два осн. архит. ордера этого времени - суровый, неск. тяжеловесный дорийский, и более легкий и нарядный ионийский. Развивается декоративная и статуарная пластика. Фигуры статичны, позы скованы, напряжены; художник не в состоянии передать движения человеч. тела; лица оживлены условной "архаич." улыбкой (т. н. архаич. аполлоны, или куросы-юноши). В статуях подчеркнуты внутр. спокойствие, сила; формируется тип прекрасного и мужеств. человека. О живописи этой эпохи можно судить по лит. источникам и по расписной керамике, где нередко повторялись и варьировались сюжеты известных картин. В 6 в. до н. э. вазы расписывались черным лаком по светлому фону глиняного сосуда (чернофигурная техника); в кон. 6 в. до н. э. фон покрывался черным лаком, а само изображение сохраняло цвет глины (краснофигурная техника).

Классический период - время наивысшего внутр. расцвета греч. полисов и наивысшего подъема Д. к. Иония, пережившая перс. иго, утратила свое ведущее значение. В передовых полисах Балканского п-ова, прежде всего в Афинах, победил демократич. строй, расширивший возможности идейной борьбы и поднявший значение науки и иск-ва в воспитании полноценного гражданина.

В 5-4 вв. до н. э. греками были разработаны почти все разделы элементарной геометрии. Впервые была выдвинута мысль, что суммы бесконечно малых дают конечные, измеримые величины. Евдокс из Книда (ок. 408 - ок. 355 до н. э.) создал теорию несоизмеримых величин, афинянин Метон (сер. 5 в. до н. э.) на основе астрономич. наблюдений упорядочил календарь и способствовал дальнейшему развитию астрономии. Медицина получила теоретич. обоснование в трудах школы Гиппократа (ок. 460-377 до н. э.), разработавшего систему наблюдений за больными и оставившего описания многих болезней, хирургич. операций и др. методов лечения.

В центре внимания передовых ученых-философов о ставалась проблема материи. Хотя греч. наука по-прежнему носит умозрит. характер и многие теории почти не связаны с опытом, материалистов 5 в. уже не удовлетворяло представление о материи как о чем-то едином и неделимом. Философы ищут пути к анализу окружающего мира, к определению первичных элементов материи. Значит. шаг вперед сделал переселившийся в Афины друг Перикла клазоменец Анаксагор (ок. 500-428 до н. э.), принимавший за основу всего существующего мельчайшие однородные частицы - "семена" вещей, из соединения к-рых образуется все многообразие мира. Анаксагор первым высказал предположение, что солнце и звезды - раскаленные камни, оторвавшиеся от земли и испускающие свет, а луна дает только отраженный свет. Взгляды Анаксагора, как и др. материалистов древности, подрывали веру в богов. Сицилиец Эмпедокл (ок. 490-430 до н. э.) видел в материи 4 "корня" - воздух, воду, землю и огонь, к-рые приводятся в движение силами любви и ненависти. Заслугой Эмпедокла было создание теории возникновения мира и эволюции живых существ. Эмпедокл считал, что в начальный период земля была населена различными плохо приспособленными к жизни уродами, но благодаря естеств. отбору выжили те существа, организм к-рых случайно оказался устроенным наиболее целесообразно. Вершиной греч. материализма были работы великого естествоиспытателя и философа Демокрита (ок. 460 - ок. 370 до н. э.). Демокрит, введя в науку понятие атома - качественно однородной частицы материи, положил начало атомистике. Движение в мире, по Демокриту, строго обусловлено, и законы, управляющие им, познаваемы. Демокрит разработал теорию человеч. познания, в основе к-рого лежат ощущения, дополняющиеся деятельностью разума. Учение Демокрита, утверждавшее, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты, не оставляло места никакой религии. Он же сформулировал и нормы этики, утверждая, что гос. дела надо считать более важными, чем личные, и что бедность в демократич. гос-ве следует предпочитать богатству в монархическом. Теории Демокрита получили дальнейшее развитие в трудах Эпикура (341-270 до н. э.).

В противовес материалистич. линии, "линии Демокрита", как ее назвал В. И. Ленин (см. Соч., т. 14, с. 117), в Др. Греции развиваются идеалистич. учения. Одни философы, за к-рыми впоследствии закрепилось название "софисты", т. е. мудрецы, отрицали объективный характер истины, утверждая, что "человек есть мера всех вещей" (Протагор). Эти взгляды послужили источником субъективного идеализма. Другим направлением идеализма было учение Сократа (ок. 469-399 до н. э.), развитое и записанное его учеником Платоном (ок. 427- 348 до н. э.). Появление платоновского идеализма было вызвано тяжелым кризисом полиса. Платон считал окружающий мир несовершенной тенью мира вечных и неизменных идей, познать к-рые при помощи ощущений невозможно. Сторонник аристократии, Платон в своей кн. "Государство" стремился нарисовать идеальное обществ. устройство, возглавляемое "лучшими" по рождению и воспитанию людьми. Осн. Платоном ок. 387 до н. э. в Афинах Академия (филос. школа) боролась с материалистами и уничтожала соч. Демокрита и его единомышленников. Учеником Платона, сумевшим вырваться из круга идей Академии, был Аристотель (384-322 до н. э.) - великий систематизатор филос. и науч. знаний и энциклопедист древности. Критикуя Платона, Аристотель в нек-рых вопросах подошел к материализму. Его логика основывается на признании объективности бытия, но, подчиняя материю нематериальной форме, он тем самым становился на путь идеализма. Вместе с учениками основанной им в Афинах перипатетической школы (Ликея) Аристотель систематизировал сведения по истории гос. устройств, экономике и др. гуманитарным наукам. Его трактат "Афинская полития" - надежный источник по истории развития гос. власти в Афинах. Последователи Аристотеля (перипатетики) продолжали начатые им исследования и внесли ценный вклад в науку о природе.

5 в. до н. э. характерен удивительно быстрым, хотя и недолгим, расцветом историч. науки. Переселившийся в Афины уроженец Галикарнаса Геродот (ок. 485 - ок. 425 до н. э.), автор "Истории греко-перс. войн", справедливо считается "отцом истории". В своем соч. он впервые выдвинул идею ист. закономерности, пытаясь проследить ее на примере не только греков, но и народов, вошедших в состав Перс. державы. Однако ист. закономерность представляется Геродоту связанной с вмешательством богов в дела людей, а в его соч. наряду с ист. сведениями имеются еще лит. и геогр. экскурсы. След. поколение историков сделало огромный шаг вперед. Фукидид (ок. 460 - ок. 400 до н. э.), автор "Истории Пелопоннесской войны", причину ист. событий видел в самих людях, а не в чудесах или вмешательстве сверхъестеств. сил. Историк тщательно отбирал сообщаемые факты, руководствуясь строгой системой; Фукидида считают основоположником ист. критики и метода восстановления прошлого по сохранившимся в обществ. устройстве пережиткам. Продолжатель Фукидида Ксенофонт (ок. 430-354 до н. э.), отличавшийся аристократич. симпатиями, и составители всеобщей истории греч. гос-в Теопомп и Эфор не сумели подняться до уровня Фукидида в точности передачи фактов, в правильности и глубине обобщений.

Важнейшим достижением Д. к. было создание древнейшего в мире театра. Демократич. организация афинского гос-ва обеспечила театр. иск-ву, как наиболее массовому, важную роль в обществ. жизни. Возникновение греч. театра связано с культом земледельч. бога Диониса и празднествами в честь него - дионисиями. Дионисии издревле сопровождались пением дифирамба - хвалебной песни, исполняемой хором ряженых, одетых в маски и костюмы козлоногих сатиров ("трагедия" по-греч. означает "песнь козлов"). Во 2-й пол. 6 в. до н. э. из хора выделяется корифей (запевала), а также актер, отвечающий хору. Наряду с мифами о Дионисе начали представлять и др. мифы, а с нач. 5 в. до н. э. появляются трагедии и на совр. темы (Фриних). К этому времени театр в Греции был поистине массовым зрелищем: афинский театр Диониса вмещал более 17 тыс. зрителей, а театры, оборудованные позже, - до 50 тыс. (Мегалополь в Аркадии). Большие размеры театров не давали зрителям возможности наблюдать за мимикой актеров. Это делало неизбежным применение актерских масок, а также использование котурнов (обуви на высокой подошве для увеличения роста). Театру придавали большое воспитат. значение, и поэтому в 5 в. до н. э. в Афинах гражданам стали выдавать деньги для приобретения театр. билетов (феорикон). Были введены соревнования драматич. поэтов, призы на к-рых присуждались судьями, выбранными по жребию из зрителей. Демократич. организация афинского театра способствовала привлечению самых талантливых поэтов. В 5 в. до н. э. драматургия в Афинах стала ведущим жанром лит-ры. Самые острые вопросы обществ. и частной жизни (вопросы воспитания, внеш. и внутр. политики, религии) ставились в театрах перед многотысячной аудиторией. "Отцом трагедии" считался афинянин Эсхил (ок. 525-456 до н. э.), в творчестве к-рого греческая трагедия обрела законченную форму. Эсхилу принадлежит ок. 90 произв.; из них до нас дошло только 7, написанных (за исключением трагедии "Персы", посв. переломному моменту в ходе греко-перс. войн, участником к-рых он был) на мифологич. сюжеты, но затрагивавших острые вопросы современности. Эсхил прославлял умеренную афинскую демократию, справедливость принципов, лежащих в основе обществ. устройства его времени (напр., трилогия "Орестея" и др.). Младшим современником Эсхила был Софокл (ок. 496-406 до н. э.), утверждавший в своих трагедиях (до нас дошло только 7) нравств. идеалы афинской демократии. Софокл пытался дать образы совершенных героев, изображал, по словам Аристотеля, людей такими, какими они должны быть. Источник трагич. конфликта в драмах Софокла - бессилие человека в борьбе с неизбежной судьбой - роком (напр., "Царь Эдип"). Идея неотвратимости судьбы, столь характерная для греческой трагедии, связана с начавшимся кризисом полиса. Большое влияние на последующее развитие драматургии оказал Еврипид (ок. 480-406 до н. э.), из произв. которого сохранилось больше трагедий, чем от обоих его предшественников (18 из 92, ему приписываемых). Трагич. конфликт у Еврипида развивается в результате противоречий, заложенных в характере героев, поэтому Еврипида справедливо считают родоначальником психологич. драмы. В отличие от предшественников, он не идеализировал героев, а изображал людей со всеми их слабостями и недостатками. Мировоззрение Еврипида отразило углубление противоречий, раздиравших общество. Еврипид резко критиковал обществ. организацию, филос., моральные и религ. представления своих современников. В "Медее" он говорил о бесправии женщин, в "Финикиянках" - о несправедливой власти богатства, в "Ифигении в Авлиде" - о тщеславии и властолюбии вождей.

Непременным условием зарождения и развития греч. комедии также был демократич. строй. Подобно трагедии, комедия возникла на основе культа Диониса; во время праздников ватага пирующих ("комос"), одетых в маскарадные костюмы, обходила селения, распевая насмешливые песни (ср. украинские колядки). В 5 в. до н. э. комич. хоры переносят свои выступления в театр Диониса, лучшие поэты пишут для них пьесы. Сюжет древнеаттич. комедий, всегда современный, живо затрагивал зрителей. Маски актеров часто изображали всем известных политич. и культурных деятелей афинского гос-ва. Осн. методом осмеяния была карикатура; автор часто переносил действие в мир животных, широко используя гиперболы, игру слов, овеществление метафор, фантастич. ситуации. Обличит. характер и острая политич. направленность комедии делали ее любимым зрелищем афинского демоса. Наиболее крупным представителем древнеаттич. комедии был Аристофан (ок. 445 - ок. 385 до н. э.), из соч. к-рого до нас дошло только 11 пьес. Творчество Аристофана отражало политич. взгляды аттич. крестьянства, ненавидевшего войну и отрицательно относившегося к авантюрной внеш. политике стоявших у власти демагогов. В своих комедиях Аристофан рисовал преимущества мирной жизни ("Ахарняне", "Мир", "Лисистрата"), критиковал отрицат. стороны афинской демократии ("Всадники", "Осы"), высмеивал возникавшие в период кризиса полиса утопич. проекты уравнения имущества граждан ("Женщины в народном собрании").

Со 2-й пол. 5 в. до н. э. быстро развивается греч. проза, к-рая стала вскоре ведущим лит. жанром; особое значение приобрела новая, худож.-филос., форма - диалог. Большое место в лит-ре занимают также речи, художеств. оформление к-рых породило новую науку - риторику. Как ораторы больше всего прославились Демосфен (ок. 384 - ок. 322 до н. э.), Исократ (ок. 436-338 до н. э.), а также Лисий (459-380 до н. э.), известный своими суд. речами. Начиная с макед. завоеваний греч. лит-ра была вынуждена отказаться от тем большого обществ. звучания: писатели восхваляли новых правителей, уходили в мифологич. изыскания или ограничивались бытоописаниями.

В 5 в. до н. э. большое место в обществ. жизни древних греков стала занимать музыка. Обучение музыке вошло в систему обязательного воспитания детей. Пение и игра на муз. инструментах были составной частью гимнастич. и худож. состязаний - олимпийских, пифийских и др. игр. Большую роль играла музыка в греч. театре. Греч. поэты и драматурги были и композиторами (Эсхил, Софокл и др.). Теоретич. и эстетич. обобщения древних греков в области музыки (в работах муз. теоретиков и математиков, в соч. Платона, Аристотеля и др.) сохранили свое значение для последующих веков. Терминология древних греков - "музыка", "мелодия", "ритм", "гармония" - до сих пор применяется в муз. практике. К 5 в. до н. э. относится расцвет изобразит. иск-ва, замечательного жизненной правдой и художеств. гармонией. В нач. 5 в. частично сохранились характерные для архаики условность и неподвижность. Однако во 2-й четв. 5 в. пластика освобождалась от скованности, исчезла условная "архаич." улыбка ("Дельфийский возничий", "Раненая Ниобида"). О мощном подъеме иск-ва в сер. 5 в. свидетельствует скульптурное убранство храма Зевса в Олимпии. Гармонич. фигуры юношей на фронтоне храма, противопоставленные страшным кентаврам, показывают превосходство одухотворенной красоты над дикой силой. Наиболее ярким представителем периода ранней классики был скульптор Мирон (сер. 5 в.), автор знаменитого "Дискобола", группы "Афина и Марсий" и др. бронз. статуй. В бронзе работал младший современник Мирона аргосский скульптор Поликлет, теоретически обосновавший в своем "Каноне" систему пропорций человеч. тела в скульптурном изображении. Согласно Поликлету, правильные пропорции тела должны быть подчинены математич. расчету, подобно построению архитектурного сооружения. Размер головы нормальной мужской фигуры, по "Канону" Поликлета, должен равняться 1/7 величины его роста, профиль идеально правильной головы - приближаться к квадрату, а линия лба и носа - составлять прямую линию. Его Дорифор-копьеносец и Диадумен-атлет, надевающий повязку, были попыткой дать обобщенный образ идеального человека. Самым выдающимся художеств. произв. классики был ансамбль афинского Акрополя, построенный во 2-й пол. 5 в. по замыслу Фидия. Фидием и его помощниками было создано скульптурное убранство центр. здания ансамбля Парфенона (арх. Иктин и Калликрат), общей темой к-рого была победа человека над темными силами Вселенной. Фидий был ярким выразителем основанного на принципах гармонии художеств. идеала демократич. Афин. Его не дошедшие до нас гигантские статуи Зевса в Олимпии и Афины-девы создали канонически совершенные образы этих богов. Классич. иск-во продолжало жить и после поражения Афин в Пелопоннесской войне, но позднюю классику 4 в. до н. э. отличает ряд особенностей: появляются не только гос., но и частные заказы, строятся богатые жилые дома, огромные памятники в честь отдельных людей (Галикарнасский мавзолей, сер. 4 в. до н. э.). В скульптуре и живописи наметилось стремление к драматизации, раскрытию индивидуального характера и внутр. мира человека (Скопас, 1-я пол. 4 в.). Величайший ваятель поздней классики Пракситель (2-я пол. 4 в.) сумел передать в фигурах богов обаяние живого человеч. тела (известны рим. подражания его статуе обнаженной Афродиты из Книдского храма и статуя Гермеса с младенцем Дионисом из храма Геры в Олимпии - образцы одухотворенной красоты). Другим выдающимся скульптором кон. 4 в. до н. э. был придворный мастер Александра Македонского Лисипп, в творчестве к-рого традиц. образы получили новое истолкование. Лисипп изображал богов и героев усталыми, стремился передать их настроение. Отличный портретист, Лисипп оставил неск. портретов Александра. С кон. 4 в. в изобразит. иск-ве, как и в др. областях культуры, наблюдается тяга к внеш. эффектам и повторению уже найденных приемов.

Последний период Д. к. - эллинистический, был временем распространения и дальнейшего развития Д. к. на терр. монархий, возникших после распада державы Александра Македонского. Этот период характерен отходом от тем большого обществ. звучания (см. Эллинистическая культура).

Д. к. сыграла огромную роль в культурном развитии человечества, и это определило ее непреходящую ценность и значение. Истоком высокого развития Д. к. была ее народность, связанная с демократич. характером передовых греч. полисов. В Др. Греции зародилось большинство совр. наук, филос. направлений, лит. форм и стилей изобразит. иск-ва. Эти достижения обеспечили грекам "...в истории развития человечества место, на какое не может претендовать ни один другой народ" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 369).

Начало историографии Д. к. восходит к эпохе Возрождения, когда нарождавшаяся буржуазия искала в античности оружие для борьбы с феод. идеологией (Л. Валла, Эразм Роттердамский и др.). Публикации антич. рукописей познакомили европ. гуманистов с достижениями Д. к., "...перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья" (там же. с. 346). В 16-18 вв. продолжалось интенсивное изучение и комментирование лит. памятников Д. к. (Ж. Скалигер, Г. Стефанус, И. Казаубон - во Франции, Р. Бентли - в Англии). Накопление мат-ла в кон. 18 - нач. 19 вв. привело к созданию обобщающих работ как по греч. науке и лит-ре, так и по изобразит. иск-ву (нем. ученые Ф. А. Вольф, Ф. Велькер, И. Винкельман и др.). несмотря на успехи археологии в 19 - нач. 20 вв. (нем. ученые Э. Курциус, Г. Шлиман, англ. А. Эванс), в бурж. науке по-прежнему духовная культура греков исследовалась в отрыве от экономич. основы. Переворот в историографии Д. к., начало изучения ее в связи с социально-экономич. историей было положено работами Маркса и Энгельса, отмечавшими большое значение Д. к. в истории человечества, вскрывшими закономерности развития Д. к., показавшими борьбу прогрес. и реакц. направлений в греч. науке и иск-ве. Совр. бурж. историография Д. к. характеризуется усилением интереса к религ., психологич. проблемам и мистицизму, характерным для периода упадка Д. к. (зап.-герм. ученый В. Отто, англ. ученый Э. Додс и др.). Наряду с этим в зап. науке создано немало ценных обобщающих работ, значительно продвинувших изучение Д. к. (нем. ученые У. Виламовиц-Меллендорф, В. Егер, швейц. ученый А. Боннар и др.). В рус. дореволюц. историографии не было обобщающих работ, посвящ. Д. к. Большой вклад в изучение др.-греч. лит-ры внесли рус. историки и филологи Ф. Г. Мищенко, В. В. Латышев, P. P. Зелинский, широко известны труды искусствоведов Б. В. Фармаковского, О. Ф. Вальдгауэра и др. Сов. историография и историография зарубежных социалистич. стран развиваются в борьбе с идеалистич. направлением бурж. науки и изучают Д. к. в тесной связи с социально-экономич. и политич. развитием Др. Греции (см. работы С. И. Соболевского, С. Я. Лурье, И. И. Толстого, А. Ф. Лосева, С. И. Радцига, И. М. Тронского, В. Д. Блаватского, венг. ученого И. Тренченьи-Вальдапфеля, польск. ученого Т. Синко и др.).

Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об иск-ве, т. 1, М., 1957; Маркс К., Тетради по истории эпикурейской, стоич. и скептич. философии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956; Ленин В. И., Филос. тетради, Соч., 4 изд., т. 38; История греч. лит-ры, т. 1-3, М., 1946-60; Лурье С. Я., Очерки по истории антич. науки. Греция эпохи расцвета, М.-Л., 1947; История философии, т. 1, М., 1957; Радциг С. И., История др.-греч. лит-ры, 2 изд., М., 1959; Борухович В. Г., История др.-греч. лит-ры. Классич. период, М., 1962; Всеобщая история архитектуры, т. 2, кн. 1. Архитектура Др. Греции, М., 1949; Всеобщая история иск-в, т. 1. Искусство Древнего мира, М., 1956; Блаватский В. Д., История антич. расписной керамики, М., 1953; Колпинский Ю. Д., Искусство Эллады, М., 1963; Транчени-Вальдапфель И., Гомер и Гесиод, пер. с венг., М., 1956; Вощинина А. И., Антич. иск-во. Ист. очерк, М., 1962; Боннар А., Греч. цивилизация, пер. с франц., т. 1-3, М., 1958-62; Jaeger W., Paideia. Die Formung des griechischen Menschen, 2 Aufl., Bd 1-3, В.-Lpz., 1936-44; Capelle W., Die Vorsokratiker, 2 Aufl., В., 1961; Nestle W., Griechische Geistesgeschichte von Homer bis Lukian, Stuttg., 1944; Farrington B., Greek science, v. 1-2, Middlesex, 1944-49; Schmid W., Geschichte der griechischen Literatur, Bd 1-5, M?nch., 1929-48; Sinko T., Literatura grecka, t. 1-3, Kr., 1931-54; Kranz W., Geschichte der griechischen Literatur, 3 Aufl., Lpz., 1958; L?bke W. und Pernice E., Die Kunst der Griechen, 17 Aufl., W., 1948; Wegner M., L´art grec, P., 1955. См. также лит. при ст. Древнегреческая мифология и религия.

M. Н. Ботвинник. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
151.00 кб

Проблема рацинализации древнегреческой культуры

Тахтамышев В. Г., Агейкина С. В.
В статье рассматривается процесс становления рациональной культуры в Древней Греции.
Читать PDF
472.68 кб

ДВЕ ВЕРСИИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ГЕНЕАЛОГИИ ИДЕИ КУЛЬТУРЫ

Асоян Ю.А.
В статье рассматриваются две версии древнегреческой генеалогии идеи культуры: в первой версии возникновение идеи культуры связано с греческой «пайдейей», вторая версия эпимелевтическая отсылает нас к М. Фуко.
Читать PDF
329.42 кб

Эволюция архаического эроса в древнегреческой культуре

Ерохина Л. Д.
Сопоставляются философские маскулинные и феминные идеалы древнегреческих авторов в целях выявить гендерные структуры политической жизни полиса, опирающиеся на глубокую мизогинию, возникшую в результате создания теоретической схемы
Читать PDF
315.18 кб

О когнитивном стиле древнегреческой культуры (к постановке проблемы)

Глебкин В. В.
Статья посвящена исследованию вопроса о когнитивной эволюции в филогенезе.
Читать PDF
138.41 кб

Когнитивные рамки восприятия древнегреческой вазописи времен архаики и классики: особенности культур

Михайлин Вадим Юрьевич
Автор рассматривает комплекс культурных кодов, свойственных древнегреческому симпосию, как единое целое, определяющее способы создания у симпосиастов соответствующей системы когнитивных диспозиций.
Читать PDF
381.93 кб

Цицерон о взаимосвязи древнегреческой и древнеримской культур: от античных идей к современной культу

Титаренко Инна Николаевна
В статье рассматриваются идеи Цицерона о взаимосвязи древнегреческой и древнеримской культур. Анализ трудов этого философа свидетельствует о том, что уже во II в. до н.э.
Читать PDF
1.17 мб

«MANIA» В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ: ЭВОЛЮЦИЯ БЕЗУМИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ И РЕЛИГИОЗНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ К

Обидина Ю.С.
В статье рассматривается представление о mania (безумие) в древнегреческой культуре эпохи архаики и классики. В качестве эмпирической базы исследования выступают представления о мании в текстах Гомера, Гиппократа и Платона.