ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ
Древнегреч. мифология как совокупность сказаний древних греков о богах, демонах и героях представляла попытку первобытного человека осмыслить окружающую действительность и являлась обобщенным перенесением родовых отношений на природу и общество. Др.-греч. мифология, не представлявшая застывшей картины, должна рассматриваться в постоянном изменении, отражающем развитие социально-экономич. отношений в обществе. В пределах первобытнообщинной формации, когда др.-греч. мифология была наивной идеологией, непосредственной верой в богов и демонов, осн. периодами ее развития были матриархат с его тотемизмом, фетишизмом, магией, диким и чудовищным анимизмом и патриархат с его антропоморфизмом, художественно разработанным политеизмом (многобожием) и стремлением к соразмерным, гармонич. формам. В пределах рабовладельч. формации др.-греч. мифология прошла период классики, являясь носителем и выразителем полисной идеологии, и период эллинистически-римский, когда она превратилась в лит. и художеств. прием, в аллегорию или сюжет. В эпоху позднего эллинизма многочисл. философами-неоплатониками делались попытки реставрации др.-греч. мифологии в отвлеч. и филос. плане. Др.-греч. мифология восприняла нек-рые предания народов Др. Востока (гл. обр. хеттов и финикийцев), с В. в греч. пантеон проникли отд. божества и герои. На ранней стадии матриархата, когда ведущим экономич. фактором было собирательско-охотничье х-во и человек не производил нужного ему для жизни продукта, а разыскивал его в природе в готовом виде, сознание его было ограничено непосредственно чувств. восприятием. Осмысление видимых и осязаемых вещей, необходимых человеку для его примитивного произ-ва, а также явлений приняло форму фетишизма (простым чувственно воспринимаемым вещам, растениям, животным приписывались человеческие свойства и функции). Вещи оказывались наделенными такой силой, к-рая им как таковым не принадлежит; эта сила, или демоническая сущность вещи, на данном этапе выступала совершенно неотделимой от физич. тела данной вещи. Тем самым весь мир оживлялся, одухотворялся. Пережитки фетишизма сохранились даже в период греч. цивилизации. Так, богиня Латона почиталась на Делосе в виде полена (Athen. XIV, р. 614 b), Зевс - в виде каменной пирамиды (Paus. II, 9, 6) или колонны (там же, VIII, 38, 7), Афина Паллада и Деметра - как грубые куски дерева (Tertull. Apol. XVI, 6) и т. д. Позднейшие мифы о Гиацинте (Ov. Met. X, 155-219), Кипарисе (там же, 106-42), Нарциссе (там же, III, 341-510) свидетельствуют о фетишизме в области растит. мира. Фетишами были животные (змея, орел, бык, корова, собака, лев и др.), к-рые впоследствии оказались атрибутами при том или ином божестве (орел при Зевсе, змея и сова при Афине Палладе, лань при Артемиде и т. д.). Человек тоже понимался фетишистски, поскольку отдельные члены или органы его тела ничем не отличались от его души и часто считались ее носителями. Это воззрение оставило свои следы еще в эпосе Гомера, где встречаются такие выражения, как: "заметить в своей диафрагме", "представлять в своей диафрагме" (Il. XVI, 530); кровь - тоже носитель души, у раненого душа выходит через рану в виде крови (там же, XIV, 518-19). Одушевлялась и родовая община в целом, что приводило к тотемизму, т. е. к представлению о таком физич. предмете, к-рый являлся душой и движущим началом всей данной общины (напр., происхождение мирмидонян от муравьев). В период развитого матриархата с появлением мотыжного земледелия и приобретением ремесленных навыков мышление человека начало вырабатывать понятия о вещах, уже отделявшихся от самих вещей. На этом этапе возник анимизм, отличающийся от фетишизма тем, что теперь понятие, представление, духовная сила, демон вещи отделились от самой вещи, оказались наделенными самостоят. существованием. Вся действительность стала представляться как управляемая бестелесными духами. Первонач. анимизм в др.-греч. мифологии, отражая бурные и хаотич. явления действительности, пока еще не тронутые человеч. анализом и наукой, отличался хаотическим характером, создавая чудовищные, порой уродливые формы демонов и богов, бывшие обобщением страха первобытного человека перед враждебными силами природы, от к-рых он зависел. Порождением Земли и Тартара (преисподней) был Тифон (вариант появления Тифона от одной Геры без Зевса) - чудовище со 100 змеиными головами, из к-рых каждая обладала голосом какого-нибудь живого существа. Химера, порождение Ехидны и Тифона, была четвероногим животным с львиной головой и еще 2 другими (на спине - козьей, на хвосте - змеиной), с женской грудью, вся покрытая шерстью и извергавшая пламя (Hesiod. Theog. 270-340). От Ехидны и Тифона рождаются мифич. чудовища: Лернейская гидра, Цербер, Сфинкс. Порождения Урана (божества неба) с Геей (божеством земли) - Титаны, Киклопы, Сторукие. Вся эта стихийно-чудовищная мифология матриархата получает свое обобщение и завершение в мифологии Великой матери, или Матери богов с ее кроваво-оргиастич. культом. С первым разделением труда, с развитием плужного земледелия, крупного скотоводства, обработки металлов совершается переход от матриархата к патриархату. Господство в общине переходит к мужчине, хоз. и социальные функции к-рого получают все более самостоят. значение. Растет могущество человека и его овладение силами природы. Все это нашло свое отражение в мифологии. Дикий и чудовищный анимизм конца матриархата (хтонический анимизм от греч. xton - земля в смысле стихийных сил) постепенно отступал в др.-греч. мифологии на второй план; анимизм приобретал уже чисто человеч. форму, превращаясь в анимизм антропоморфный, или в антропоморфизм, в к-ром первую роль играл сам человек, его борьба с древними чудовищами, момент организации, управления и защиты родовой общины. Анимизм нового типа можно назвать также героич. анимизмом, а его эпоху "героическим веком". Открытия последних десятилетий отодвинули этот "героический век" в глубокую древность. Переход от матриархата к патриархату на Крите можно проследить еще в 3-м тыс. до н. э. Швед. ученый М. П. Нильсон еще в нач. 20 в. доказывал наличие классич. мифов и культов в Греции сер. 2-го тыс. до н. э. В наст. время на основании нек-рых данных археол. раскопок и расшифровки микенского линейного письма Б можно говорить о существовании в Греции во 2-м тыс. до н. э., т. е. в крито-микенскую эпоху, т. н. олимпийской мифологии, складывавшейся как известного рода отражение гос. строя ахейских царств. В этот период уже известны Зевс и его супруга Гера, Посейдон, Гефест (с нек-рым сомнением), Афина Паллада, Артемида, Гермес, Дионис, Пайон (впоследствии отождествленный с Аполлоном, к-рый в этих надписях пока еще не упоминается), Гестия, Илифия, Ма (собственно малоазиатская Мать богов), Деметра (сомнительно). Прежние владыки мира Уран (небо) и Гея (земля), Титаны во главе с Кроносом и Реей, а также все чудовищное и уродливое - все было теперь оттеснено на задний план. Как отражение победы патриархата над матриархатом и роста власти человека над стихийными силами земли создались мифы о борьбе Зевса и олимпийцев с Титанами (Hesiod. Theog. 616-745), Гигантами (Клавдиан, две поэмы на ту же тему), Тифоном (Hesiod. Theog. 820-868) и о полной победе олимпийцев. Гл. верховным богом становится Зевс, подчинивший себе все мелкие местные божества, почитаемые ранее в отд. общинах, и избравший своим местопребыванием горный хребет Олимп на границе Фессалии и Македонии. Боги действуют не столько во зло, сколько на благо людей (напр., Зевс теперь не просто гром и молния, а блюститель всего правопорядка); с развитием земледелия и скотоводства появляются боги - покровители этих отраслей х-ва: Деметра покровительствует земледелию - по ее велению Триптолем разъезжает по всей земле и учит всех правильному земледелию (Apollod. I, 5-II, 3; Hyg. Ast. II, 13), Гермес - скотоводству, Гефест - развивающемуся ремеслу, в частности обработке металлов. Многие из богов трактуются в виде детей Зевса. Впоследствии установился более или менее твердый список 12 или 13 олимпийских богов, между к-рыми были достаточно четко распределены функции управления: Зевс и Гера (верховные боги), Аполлон (покровитель стад, целитель и губитель, покровитель городов и искусств, прорицатель) и Артемида (богиня охоты), Гефест (бог огня и кузнечного дела) и Афина Паллада (богиня законной войны и мудрости), Apec (бог войны ради войны) и Афродита (богиня любви и красоты, производит. сил природы), Гермес (вестник богов и покровитель всякого предприятия), Деметра (богиня земледелия), Гестия (богиня домашнего очага), Посейдон (бог моря), Дионис (бог производит. сил природы). Полной последовательности в этой трактовке олимпийских богов, однако, не было, т. к. Посейдон жил в море, Афродита на Кипре, Дионис и Аид считались олимпийцами, но часто помещались в тех областях мира (подземный мир и земля), божествами к-рых они являлись. Кроме того, в науке давно установлено (нем. ученый У. Виламовиц-Меллендорф), что Аполлон не греческого, но азиат. происхождения, хотя он быстро вошел в семью олимпийских богов и стал сыном Зевса. Гефест также азиатского происхождения (Л. Мальтен (ФРГ), У. Виламовиц-Меллендорф). Для древнегреч. мифологии этого периода характерно появление в ней людей-героев, к-рые б. ч. творят волю Зевса на земле, очищают землю от прежних чудовищ и страшилищ и ставят перед собой задачи правильной организации человеч. жизни. Таковы общегреч. герои Геракл и Тесей, фиванские Кадм и Гармония, Зет и Амфион, аргосский Персей, коринфский Беллерофонт, этолийский Мелеагр. Потомок Титанов Прометей тоже становится покровителем цивилизации, он похищает небесный огонь и передает его людям. В мифах о борьбе героев с чудовищами (напр., победа Геракла над Немейским львом, Лернейской гидрой и т. д.), о творцах, поражающих мир своими открытиями и искусством (миф о Дедале и Икаре, о чудесном певце Орфее), о смелых путешественниках-аргонавтах нашли свое отражение усиление власти человека над природой, возрастание человеч. само- деятельности. Человек, бежавший ранее от всемогущих и непонятных сил природы, теперь мог с ними помериться: небесный свод держит на своих плечах не только Атлант (сын Титана Иапета), но и Геракл; до этого не могла дойти предыдущая эпоха. Функции всех богов и героев постепенно менялись. Если в ранний период первобытнообщинного строя функции богов слабо оформлены и сами боги часто - дикие и страшные образы аффективно подавленной фантазии; если в развитой и поздний период первобытнообщинного строя боги представляются как благородные, красивые идеальные существа с сильными человеч. страстями, то с переходом к рабовладельч. формации в ее классич. форме, с развитием производит. сил и усилением власти человека над природой начинает постепенно разрушаться вера в благородство, всеведение, всемогущество богов и в конце концов даже в их реальное существование. Отцом богов и людей у Гомера продолжает считаться Зевс, но его власть далека от абсолютной, он многого не знает, его обманывают собственные жена и дочь. Образы богов снижаются постоянными ссорами и драками, мелкими бытовыми заботами, что также характерно и для героев. Растет свободное обращение людей с богами. Люди вступают с ними в состязание. Лидийский царь Тантал похитил с неба пищу богов - амбросию и стал раздавать ее людям (Pind. Ol. I, 55-64). Диомед вступает в рукопашный бой с Аресом и Афродитой (Il. V, 330-39, 846- 863). Салмоней объявил себя богом и стал требовать божеских почестей (Verg. Aen. VI, 585-94). С наступлением рабовладельч. формации в ее классич. форме, с развитием ремесла, торговли, ден. х-ва, с укреплением отдельного человека среди природы и в обществе и с развитием его индивидуального мышления закладывались основы стихийно- материалистич. мировоззрения (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит). Боги и демоны начинали играть третьестепенную роль, они трактовались часто как та или иная комбинация стихий (атомисты, напр., считали их состоящими из особого рода атомов (68А 73, 74, Diels9)). Типичными для всех ранних натурфилософов являются взгляды Ксенофана (21В 11,14, 15),к-рый приписывает различие во внеш. облике богов и во всех их деяниях исключительно субъективной фантазии людей. Мифология как наивная вера постепенно приходит к упадку. Однако она продолжает существовать в рабовладельч. обществе, превращаясь в художеств. форму для выражения его идей и становясь фольклором. Особенно широко используется др.-греч. мифология в трагедии. Афина Паллада выступает у Эсхила защитницей афинской гражданственности и государственности ("Орестея"), борьба Антигоны и Креонта у Софокла представлена как борьба семейного права и гос. принципа ("Антигона"). Роль др.-греч. мифологии в таких случаях чисто служебная. У Еврипида от мифич. героев остаются только божеств. имена. Аристофан почти в каждой своей комедии изображает богов в комич. и издевательском духе. Ранний эллинизм продолжает борьбу с мифологией. Платон и Аристотель допускали др.-греч. мифологию в качестве художеств. формы или одной из форм наивного нар. мышления. Для стоиков др.-греч. мифология имела только аллегорич. смысл. Для эпикурейцев (см. Эпикур) боги - особого рода существа, возникающие из атомов, не имеющие ни силы, ни желания воздействовать на мир и являющиеся идеалами спокойной безоблачной жизни. Скептики, отрицающие познаваемость всего существующего, доказывали непознаваемость и немыслимость мифологич. существ. В 3 в. до н. э. огромным распространением пользовалась теория др.-греч. писателя и философа Эвгемера, трактовавшая всех богов и героев как действительно живших некогда людей, прославившихся своими деяниями и вознесенных современниками в ранг сверхъестеств. существ. За Эвгемером следовали мн. историки, напр. Диодор Сицилийский (1 в. до н. э.). Полного разложения др.-греч. мифология достигает у Лукиана (2 в. н. э.), подвергшего саркастич. критике всю традиц. др.-греч. мифологию. Наряду с просветительской критикой мифологии в эпоху эллинизма наблюдается тенденция к ее реставрации. С падением греч. классич. полиса формируются огромные военно-монархич. гос-ва (куда Греция вошла как составная часть), требовавшие для себя такой же грандиозной и импозантной мифологич. системы. Рим. империя создала не только внушит. формы религ. мифологич. синкретизма, но и глубоко продуманную систему религ.-мифологич. образов, к-рая была превращена в универсальную систему логич. категорий неоплатонизма. В сер. 4 в. н. э. рим. имп. Юлиан, борясь с христианством, к-рое уже стало официальной религией, пытался восстановить язычество, много писал на филос.-мифологич. темы. Его деятельность кончилась полным крахом, а в 529 имп. Юстиниан, закрывший платоновскую Академию, изгнал последних неоплатоников, этих философов греч. мифологии, за пределы Греции и Рима. Др.-греч. мифология продолжала существовать и в ср. века, причем офиц. христ. трактовка греч. богов сводилась к пониманию их как бесов и нечистой силы; силы же, оппозиционные христ. церкви, пользовались ими для антицерк. целей. В эпоху Возрождения греч. боги и герои превращаются в чисто художеств. образы, содержательные, глубокие, красивые и благородные. Эти образы наполняются новым содержанием, соответствующим интересам нарождавшихся новых слоев. Поэзия классицизма 17 в., будучи порождением абсолютной монархии, сближает антич. мифологич. образы с идеями и бытом блестящего королев. двора. На 18 и 19 вв. оказала огромное влияние теория нем. ученого И. И. Винкельмана, понимавшего античность с ее искусством и мифологией чисто пластически, в стиле благородной простоты и величия. Однако уже романтики начали трактовать антич. мифологич. образы с точки зрения глубоких и стихийных человеч. страстей (нем. писатель Г. Клейст) или как символы революц. борьбы (англ. поэт П. Б. Шелли). С последней трети 19 в. как показатель растущего разложения бурж. культуры появилось множество разного рода пессимистич. теорий др.-греч. мифологии, где вместо пластики и наивной безоблачной красоты на первый план выступали темные стихийные экстазы. Родоначальником этих теорий был нем. философ Ф. Ницше. В этом направлении обрабатывали антич. мифологию многие филологи (и прежде всего нем. ученый Э. Роде) и поэты-декаденты (Вал. Брюсов, Ин. Анненский, Вяч. Иванов и Ф. Сологуб). Древнегреческая религия на ранних этапах развития была тесно связана с мифологич. представлениями древних греков. Мн. мифы объясняли установление культа различных божеств, культовые обряды. Первонач. основой религ. представлений греков были таинственные духи отд. явлений природы (то враждебные, то благоприятные людям), к-рые надо умилостивлять. В крито-микенскую эпоху поклонялись как олимпийским богам (см. об этом работы сов. ученых А. Ф. Лосева и С. Я. Лурье), еще не составлявшим одной семьи, так и местным божествам (напр., культ Матери богов Ма, культ быка). В гомеровскую эпоху олимпийская религия продолжала развиваться как система, идейно закреплявшая социальную иерархию. Религ. культы освящали любой произвол знати, захват земель, превращение земледельцев в рабов и т. д. В нар. верованиях были живучи представления о духах рек, лесов, источников. Почитались местные божества или легендарные герои. Сохранялся культ предков, большую роль играл культ божеств земли. В период расцвета рабовладельч. демократии полисная религия объединяла всех свободных граждан независимо от их родовой принадлежности; рабы не допускались к участию в общеполисных обрядах и культах. Каждому полису покровительствовало определ. божество или героич. предок. Нередко одно и то же божество было и общегреч. и местным. Появляются боги-покровители ремесла и торговли: к Афине обращались сначала все ремесленники, затем гл. обр. гончары, к Асклепию - врачи, к Гефесту - кузнецы и т. д. Религия освящала как события обществ. значимости (войну, с.-х. работы, открытие нар. собрания), так и важнейшие этапы жизни человека (рождение, смерть, вступление в брак и т. д.). Гос. культ осуществлялся самими гражданами, за исключением отд. культов, связанных с особыми обрядами посвящений в них (эти культы выполняли жрецы). В повседневной жизни древних греков религия имела форму культа богов - охранителей фратрии, рода, семьи. Особенно почиталась Гестия - богиня домашнего очага. Жречество в Др. Греции не составляло особой касты, контролирующей религию с ее богословской и обрядовой стороны. Культ по существу сводился к выполнению установленных обрядов и принесению установленных жертв богам (см. Жертвоприношение). Святилища, где совершался культ, находились в наиболее важных местах общин, гос-в, городов: на акрополе, рыночной площади, перекрестках дорог и т. д. Почитались места, удаленные от человеч. жилья и связанные у древ. греков с излюбленным местопребыванием божеств (горы, гроты, рощи и т. д.), с ист. событиями, погребением (действит. или мнимым) героич. предков, мифологич. сказаниями. Существовали целые свящ. округа (напр., Альтиды в Олимпии), доступ в к-рые был затруднен в обычное время и терр. к-рых охранялась междунар. союзами - амфиктиониями. В предназнач. для культа местах сооружались жертвенники, или алтари, различные по виду и размерам: от небольшого возвышения до грандиозного мраморного сооружения в Пергаме. С развитием антропоморфизма Д. м. и р. в свящ. местах стали сооружаться храмы, к-рые считались жилищем бога и не являлись помещением для совместной молитвы. Наиболее важные греч. святилища находились на о. Делос, в Дельфах, Олимпии, Дидимах, Эпидавре и др. Объектами почитания были не только человекоподобные статуи богов, но также имеющие религ.-символич. значение камни, животные, растения, утварь, атрибуты божеств (напр., трезубец Посейдона, что являлось пережитком фетишистских представлений), останки героев и их вещи. Приношениями в храм служили различные предметы, драгоценности, животные, первые плоды урожая, рабы. Храмы имели обширные владения (земли, воды, дома, виноградники и т. д.), к-рые они часто сдавали в аренду; нек-рые из них (напр., на Делосе) вели широкую торговлю, взимали пошлины, давали в ссуду финанс. средства гос-ву и частным лицам. Догматики как таковой в др.-греч. религии не выработалось. В области морали руководствовались не установленными религией нормами, а традиц. неписанными законами. Простейшим средством общения с божеством были просительные и благодарств. молитвы, не имевшие общеобязат. постоянного текста. Существовали молитв. заклятия, призывавшие беду на личного обидчика и нарушителя гос. законов и договоров (по законодательству Солона, напр., проклинались те, кто экспортировал из Аттики какие-либо с.-х. продукты, кроме оливкового масла). Ритуальное очищение применялось при осквернении преступлением, прикосновением к трупу, при эпидемиях, после родов. Были распространены праздничные совместные трапезы, процессии, религ. песни и пляски, игры и состязания, но органически в культ они не входили. К общегреч. празднествам относились Пифийские в честь Аполлона, Истмийские в честь Посейдона, Немейские в честь Зевса, Олимпийские, основанные, по преданию, Гераклом. Рудиментом доклас. общества являлся праздник в честь Кроноса - Кронии, во время к-рого господа угощали своих рабов. Разгадывание воли божества называлось мантикой. Гадали по полету птиц, явлениям природы, по внутренностям жертвенных животных, по знаменат. звукам, встречам и т. д. Считалось, что гадатели и прорицатели действуют по божеств. вдохновению. Верили в пророческое значение сновидений, в оракулов. С развитием в полисе социальных противоречий старая религия, освящавшая единство граждан полиса, уже не соответствовала новым обществ. условиям. С кон. 6 в. появляется стремление найти новые формы религиозности и по-новому представить себе божество (представления о загробном блаженстве, к-рое можно заслужить добрыми делами, стремление к монотеизму); возникают тайные культы, т. н. мистерии, заключавшиеся в драматизации мифич. сказаний, в сообщении посвященным свящ. формул и символов, в процессиях и плясках. Наиболее известны происшедшие из земледельч. праздника элевсинские мистерии в честь Коры и Деметры - богинь, связанных с плодородием земли. К мистериям можно отнести экстатический культ Диониса - Вакха - вакханалии и примыкающие к ним орфические культы, получившие название от легендарного певца Орфея. Среди рабов и бедноты была распространена вера в далеких от офиц. культа хтонических богов, героев-носителей идей труда и справедливости, демонов и др. полубогов (см. об этом работы сов. ученого Е. М. Штаерман, зап.-герм. ученого Ф. Бемера). В эпоху эллинизма упадок полисной религии сопровождался тягой к мистицизму, развитием магии и астрологии. Из старых культов сохранили свою силу лишь вакханалии и орфич. культы. Социальная неустойчивость породила культ судьбы (тюхе), возросло стремление к божеств. утешению и божеств. справедливости. На почве постепенного вытеснения политеизма монотеизмом происходит синкретизм эллинских религ. представлений с восточными. В Греции распространяются вост. культы Великой матери (Кибелы), Митры, Яхве и особенно Исиды. Этому процессу способствовал стоицизм с его пантеизмом и аллегорич. толкованием мифов. Вост. представление о божеств. природе царя привело к становлению культа эллинистич. монархов, принимавших при обожествлении прозвища: Эвергет (Благодетель) и Сотер (Спаситель). Проявившиеся в эпоху эллинизма и рим. владычества тенденции в религии получили свое дальнейшее развитие в др.-рим. мифологии и религии и в конечном счете привели к появлению христианства. Источн.: Mythographi Graeci, v. 1, Apollodori bibliotheca, ed. R. Wagner, Lipsiae, 1926; v. 2, p. 1, Parthenii narrationes amatoriae, ed. P. Sakolowski. Antonini Liberalis Metamorphoses, ed. E. Martini, Lipsiae, 1896; v. 3, p. 1, Pseudo-Eratosthenis catasterismi, ed. A. Olivieri, Lipsiae, 1897; v. 3, p. 2, Palaephati de incredibilibus. Heracliti de incredibilibus. Excerpta Vaticana, ed. N. Festa, Lipsiae, 1902; Scriptores rerum mythicarum latini tres, ed. G. H. Bode, v. 1-2, Cellis, 1834; Hygini fabulae, ed. M. Schmidt, Lipsiae, 1872 (имеется позднейшее издание, ed. H. J. Rose, Lipsiae, 1934); Hygini Astronomica, ed. B. Bunte, Lipsiae, 1875; Fulgentii F. Planciadis Opera, ed. R. Helm, Lipsiae, 1898; Auctores mythographi latini, emend. van Staveren, Lugduni, 1742. Главнейшие антич. тексты, связанные с др.-греч. мифологией, см. в кн.: Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, с. 598-614. Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, М., 1947; Леонтьев П. М., О поклонении Зевсу в др. Греции, М., 1850; Мержинский А., Исследование о Персее у др. эпиков..., Варшава, 1872; Воеводский Л. Ф., Каннибализм в греческих мифах, СПБ, 1874; его же, Введение в мифологию Одиссеи, ч. 1, О., 1881; Новосадский Н. И., Елевсинские мистерии, СПБ, 1887; его же, Культ кавиров в др. Греции, Варшава, 1891; Ревилль Ж., Религия в Риме при Северах, пер. с франц., М., 1898 (обзор религ.-мифологич. синкретизма); Властов Г. К., Теогония Гезиода и Прометей, СПБ, 1897; Кулаковский Ю. A., Смерть и бессмертие в представлении др. греков, К., 1899; Латышев В. В., Очерк греч. древностей, ч. 2, СПБ, 1899; Иванов В. И., Эллинская религия страдающего бога, "Новый путь", 1904, No 1, 2, 3, 5, 8, 9; его же, Религия Диониса, "Вопросы жизни", 1905, No 6, 7; Ланге Н. H., Теория В. Вундта о начале мифа, О., 1912; Клингер В. П., Животные.в антич. и совр. суеверии, К., 1911; Вундт В., Миф и религия, пер. под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского, СПБ, 1913; Кагаров Е., Культ фетишей, растений и животных в др. Греции, СПБ, 1913; его же, Мифологич. очерки, оттиск из кн.: Вопросы теории и психологии творчества, т. 5, X., 1913; Богаевский Б. Л., Земледельч. религия Афин, т. 1, П., 1916; Толстой И. И., Остров Белый и Таврика на Евксинском Понте, П., 1918; Зелинский Р. P., Древнегреч. религия, П., 1918; его же, Из жизни идей, т. 1, 3 изд., П., 1915, т. 3, 2 изд., СПБ, 1910; его же, Религия эллинизма, П., 1922; Иванов В. И., Дионис и прадионисийство, Баку, 1923; Фрэзер Д., Золотая ветвь, М., 1928 (особ. 3 вып.); Богаевский Б. Л., Мужское божество на Крите, Яфетический сб., 1930, т. 6, с. 165-204; Тронский И. М., Антич. миф и совр. сказка, в кн.: С. Ф. Ольденбургу к 50-летию научно-обществ. деят., Л., 1934, с. 523-34; Фрейденберг О. М., Поэтика сюжета и жанра, Л., 1936; Альтман М. С., Греч. мифология, М.-Л., 1937; Радциг С. И., Антич. мифология, М.-Л., 1939; Дымшиц З., Эпифания Диониса в мифе и обряде, "Уч. зап. ЛГУ, сер. филол. н.", вып. 2, 1939, No 33; Францев Ю. П., Фетишизм и проблема происхождения религии, М., 1940; его же, У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959; Лосев А. Ф., Очерки антич. символизма и мифологии, т. 1, М., 1930; его же, Олимпийская мифология, "Уч. зап. МГПИ", 1953, т. 72, в. 3; его же, Гесиод и мифология, там же, 1954, т. 83, в. 4; его же, Введение в антич. мифологию, "Уч. зап. Гос. педагогич. ин-та. Филол. сер.", (Душанбе), в. 5, 1954; его же, Антич. мифология в ее историч. развитии, М., 1957; его же, Совр. проблемы изучения антич. мифологии, "ВИМК", 1957, No 3; его же, Chaos antyczny, "Meander", Warsz., 1957, No 9; его же, Гомер, M., 1960, с. 237-341; Каждан А. П., Религия и атеизм в др. мире, М., 1957; Штаерман Е. M., Мораль и религия угнетенных классов римской империи, М., 1961; Лурье С. Я., Язык и культура микенской Греции, М.-Л., 1957, с. 285-313; Bachofen J., Das Mutterrecht, Stuttg., 1861; Preller L., Griechische Mythologie, 4 Aufl., Bd 1-3, В., 1894-1926; Wilamowitz-Moellendorff U. v., Hephaistos, "Nachrichten G?tt. Gesellschaft der Wissenschaften", 1895, H. 1; его же, Apollo, Hermes, "Zeitschrift f?r Klassische Philologie", 1903, Bd 38; Malten L., Hephaistos, Jahrb. des deutsch. Arch?ol. Inst., Bd 32, 1912; Reinach S., Cultes, mythes et religions, t. 1-4, P., 1908-12; Gruppe O., Griechische Mythologie und Religionsgeschichte, Bd 1-2, M?nch., 1906; Rohde E., Psyche. Seelenkult und Unsterblichkeitsglaube, 10 Aufl., T?bingen, 1925; Kern O., Die Religion der Griechen, Bd 1-3, В., 1926-38; Rose H. J., A handbook of Greek mythology including its extension to Rome, L., 1928; Nestle W., Die griechische Religiosit?t in ihren Grundz?gen und Hauptvertretern von Homer bis Proklos, Bd 1-3, В.- Lpz., 1930-34; его же, Vom Mythos zum Logos, Stuttg., 1944; Wilamowitz - Moellendorff U. v., Der Glaube der Hellenen, Bd 1-2, 3 Aufl., В., 1955; Nilsson M. P., The mycanaean origin of greek mythology, Berk., California, 1932; его же, Geschichte der griechischen Religion, Bd 1-2, M?nch., 1950-55; его же, The minoanmycenaen religion and its survival in greek religion, Lund, 1950; Radermacher L., Mythos und Sage bei den Griechen, Baden bei W.-Lpz., 1938; Cook A. В., Zeus. A study in ancient religion, v. 1-3, Camb., 1914-40; Otto W. F., Die G?tter des Griechenlands, Fr. /M., 1947; Ker?n?i K., Die antike Religion, D?sseldorf, 1952; Schachermeyr F., Poseidon und die Entstehung des griechischen G?tterglaubens, Salzburg, 1950; Fran?ois G., Le polyth?isme et l´emploi au singulier des mots tios, daimon dans la litt?rature gr?cque d´Hom?re а Platon, P., 1957; B?mer Fr., Untersuchungen ?ber die Religion der Sklaven in Griechenland und Rom, Bd 1-3, Mainz, 1958-61. История изучения античной мифологии и религии: см. вышеуказ. ст. Е. Г. Кагарова в кн.: Вопросы теории и психологии творчества, т. 5, X., 1913 и 3 том, соч. О. Керна, а также - Gruppe O., Geschichte der klassischen Mythologie und Religionsgeschichte w?hrend des Mittelalters im Abendland und w?hrend der Neuzeit, Lpz., 1921; Vries J. de, Forschungsgeschichte der Mythologie, M?nchen - Freiburg, 1961. Словари по антич. мифологии: Краткий словарь греч. мифологии, ч. 1, Боги, богини и божества. Сост. Г. А. Кулагина, Свердл., 1958; Мифологич. словарь, (2 изд.), Л., 1961; Ausf?hrliches Lexikon der griechischen und r?mischen Mythologie, hrsg. v. W. Rascher, Bd 1-4, Lpz., 1884-1937; Bruchmann C., Epitheta deorum quae apud poеtas graecos leguntur, Lpz., 1893; Hunger H., Lexikno der griechischen und r?mischen Mythologie, 5 Aufl., W., 1959; Grimal P., Dictionnaire de la mythologie grecque et romaine, P., 1958; Carnoy A., Dictionnaire ?tymologique de la mythologie gr?co-romaine, Louvain, 1957. Изложение содержания мифов: Штоль Г. В., Мифы классич. древности, пер. с нем., т. 1, М., 1904, т. 2, М., 1899; Шваб Г., Мифы классич. древности, пер., с нем., 3 изд., М., 1916; Петискус А. Г., Олимп. Мифология греков и римлян, 3 изд., СПБ, 1913; Зелинский Р. P., Антич. мир, т. 1, Эллада, ч. 1. Сказочная древность, вып. 1-3, П., 1922-23; Кун Н. A., Что рассказывали др. греки о своих богах и героях, M., 1940; его же, Легенды и мифы др. Греции, 3 изд., М., 1955; Смирнова В., Герои Эллады, М., 1956; Голосовкер Я., Сказания о титанах, М., 1957; Тренчени-Вальдапфель И., Мифология, пер. с венг., М., 1959; Parandowski J., Mitologia, 9 wyd., Warsz., 1960; Peterich E., G?tter und Helden der Griechen, 5 Aufl., Olten und Freiburg im Breisgau, (s. a.). А. Ф. Лосев (мифология и библиография), А. Ч. Козаржевский (религия). Москва.