Древнехристианская музыка

Найдено 1 определение
Древнехристианская музыка
Раннехристианские общины восприняли элементы иудейской культовой музыки, восточной и античной поэзии и музыки. Осн. формами литургии были евхаристия (месса), сопровождавшая жертв, пиры, и часовое богослужение (оффициум), происшедшее от вигилий. Молитвы и проповеди сочетались с пением псалмов и гимнодия. Отдельные строки библейских псалмов клали на мелодию с повторяющимися декламационными ударениями. Наиболее распростран. было респонсориальное пение, причем молящиеся подпевали рефрен (чаще всего следуя за солистом — антифонное пение). Гимнодия являлась новшеством и включала различные формы — от художеств, ритмич. прозы до метрич. или акцентных стихов, исполнявшихся солистами или хором. Кроме как в домашних пиршествах, музыкальные инструменты христиане не использовали. Если не считать оксиринхского гимна (3 в.), мелодии стали записываться впервые в 9 — 10 вв., поэтому сведения о раннем периоде можно почерпнуть только из лит. источников. Отцы церкви греч. Востока и лат. Запада писали мелодии в осн. для христианского церковного пения, дав новую жизнь позднеантичным музыкальным воззрениям (сферич. гармония, числ. символика, этич. ценность, аллегорич. значение музыки). С государств, признанием христианства при Константине Великом в 313 оформились церковное искусство и литургия. В ходе борьбы религиозных направлений различные ее участники использовали текст песнопений как средство пропаганды. Антифонный способ — попеременное пение двух хоров — утвердился в Милане при Амвросии в 386. Прогрессивным явлением были амвросианские гимны с их популярной строфич. формой (ямбич. восьмисложник) и преим. силлабич. мелодикой. После раздела Римской империи (395) наряду с церковью Византийской империи, продолжавшей существовать еще тысячелетие, развивались различные нац. церкви с собств. типами литургии: восточно — и западносирийск., армян., коптск. и эфиопск. Одноголосое пение в богослужениях католич. церкви принято называть григорианским хоралом (по имени папы Григория I, систематизировшего церковную службу). Благодаря союзу Каролингов с папством новорим. песнопения были введены во всем франкск. государстве. за исключением Милана, где сохранялась литургия Амвросия. Региональные традиции были вытеснены официальным рим. хоралом. Вплоть до наших дней григорианский хорал является обязательной музыкой во всей римско-католич. церкви.

Источник: Словарь античности. 1989