ДРЕВНЕРИМСКАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 1 определение
ДРЕВНЕРИМСКАЯ КУЛЬТУРА
культура Рим. республики (5-1 вв. до н. э.) и Рим. империи (1 в. до н. э. - 5 в. н. э.), одна из значительнейших культур рабовладельч. формации. Понятие Д. к. в узком смысле слова относится только к культуре рим. Италии, в широком смысле слова - к культуре всего объединенного Римом Средиземноморья. В Д. к. внесли свой вклад и народы Италии (этруски, оски), и народы зап. и сев. Средиземноморья (пунийцы, иберы, кельты, дунайские племена), и народы Востока (Египет, Сирия, Малая Азия), и, наконец, древние греки, значение культуры к-рых для Д. к. особенно велико.

Техника в Риме развивала достижения техники эллинизма. Наибольшее развитие получила строит. техника (мосты, дороги, акведуки), военная (укрепления, воен. машины), в меньшей степени сельскохозяйственная (галльская жнейка). Получила широкое распространение водяная мельница, изобретенная еще в эпоху эллинизма; был известен подъемный кран. Давление воздуха и сила пара применялись только в игрушках (Герон Александрийский, 2 в. н. э.).

Особенно широко в Риме было развито воен. дело. Здесь впервые был создан гибкий маневренный боевой порядок (легион делился на 30 тактич. единиц - манипул, к-рые с кон. 2 в. до н. э. стали объединяться по 3 в когорты), и значительное развитие получила полевая фортификация (укрепл. лагерь как походный, так и долговременный; искусство осады крепостей; в эпоху империи - пограничные валы). Основой армии была тяжеловооруж. пехота, конница играла второстепенную роль; кроме легионов, набиравшихся из римских граждан, имелись вспомогательные войска из провинциалов; в эпоху поздней империи все больше использовались наемники из варваров и рабы.

Образование в древнейшую эпоху Рима было только домашним и преследовало практич. цели. С развитием греч. влияния к 1 в. н. э. в Риме устанавливается трехстепенная система гуманитарного обучения: школа элементарная (возраст детей 7-12 лет: чтение, письмо, счет), "грамматическая" (12-15 лет: чтение и толкование классич. авторов) и "риторическая" (15-18 лет: упражнения в красноречии). Обучение философии и точным наукам в программу не входило и приобреталось частными уроками. Гимнастика, музыка и пляска в Риме, в отличие от Греции, почти не играли роли в системе образования. Греч. и латинские школы существовали параллельно и в эпоху империи отчасти содержались на гос. счет. К концу античности понятие об идеальном энциклопедич. образовании вылилось в систему "семи свободных искусств" (грамматика, риторика, диалектика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия), унаследованную средневековьем.

Наука. В Др. Риме получают развитие гл. обр. прикладные науки: агрикультура, воен. дело, строительство, гидротехника. В соч. по с. х-ву Катона (2 в. до н. э.), Варрона (1 в. до н. э.), Колумеллы (1 в.) разрабатываются принципы рационального ведения рабовладельч. х-ва, описывается техника земледелия, виноградарства, садоводства, даются различные практич. советы землевладельцам. Богатый воен.-технич. опыт римлян нашел отражение в трудах землемера и гидротехника Фронтина (1 в.) и военного писателя Вегеция (5 в.). Соч. Витрувия "Об архитектуре", посвящ. строит. технике римлян, содержит также правила построения воен. машин. Географич. кругозор римлян на практике был весьма широк (рим. путешественники достигали Китая, Занзибара и др.), но в науч. лит-ре это отразилось слабо. Важное значение имела проведенная Юлием Цезарем реформа календаря в 46 до н. э. Основание первой в Риме обществ. библиотеки приписывают оратору Азинию Поллиону (37 до н. э.). В эпоху империи получают продолжение традиции эллинистической науки (астрономия и география - у Птолемея, 2 в., медицина - у Галена, 2 в., механика - у Герона, 1 в., математика - у Диофанта, 3 в.). Для эпохи империи характерны энциклопедич. обзоры всех отраслей знаний ("Естественная история" Плиния Старшего, 1 в., неполностью сохранившаяся энциклопедия Цельса, 1 в.), постепенно все более сокращаемые до компендиев раннего средневековья (Марциан Капелла, 5 в., Кассиодор, 6 в., Исидор Севильский, 7 в.).

Философия в Риме продолжала осн. направления философии эллинизма - стоицизм, эпикуреизм и скептицизм; в ней развиваются также мистич. и христ. идеи. Преимуществ. внимание уделялось практич. этике, др. вопросы разрабатывались меньше. Материалистич. учение Эпикура (гл. обр. атомистич. физика и учение о "невмешательстве" богов в жизнь людей) нашло блестящее выражение в поэме Лукреция Кара (1 в. до н. э.) "О природе вещей". Сочетание послеплатоновского скепсиса в теории познания и стоицизма в вопросах этики характерно для филос. соч. Цицерона (1 в. до н. э.). В эпоху империи господств. учением был стоицизм; его классич. представители - писавший по-латыни Сенека (1 в.) и писавшие по-гречески Эпиктет (1-2 вв.) и Марк Аврелий (2 в.). На рубеже н. э. возрождается скептицизм (Секст Эмпирик, 2 в.). С приближением упадка рим. культуры в философии усиливаются религ.-мистич. тенденции, особенно процветавшие на В. империи: это попытка соединить платоновскую философию с иудейской религией (Филон Александрийский, 1 в.), возрождение мистич. неопифагорейства (Аполлоний Тианский, 1 в., и его почитатели 2-3 вв.) и, наконец, последняя крупная филос. система античности - неоплатонизм (Плотин, Порфирий - 3 в. н. э.; Юлиан, 4 в.). По существу такой же философией откровения является и христианство в том виде, какой оно приобретает у греч. богословов (Климент Александрийский, Ориген - 3 в.) и латинских (Тертуллиан, 2-3 вв., Августин и Иероним, 4-5 вв.).

Право - см. Римское право.

Историография в Риме берет начало от календарных записей жрецов. Ист. проза появляется с 3 в. до н. э. Ее древнейшим жанром были летописи-анналы (см. Анналисты), позже появились ист. монографии, записки и т. д. В период кризиса республики в историографии проявляются политич. тенденции популяров (Саллюстий, Юлий Цезарь, 1 в. до н. э.) и оптиматов. В период ранней империи друг другу противостоят официозная историография цезаризма (Веллей Патеркул, 1 в.) и историография сенатской оппозиции ( Тацит, 1-2 вв.). Канонический обзор всей рим. истории на лат. языке был создан Титом Ливием в кон. 1 в. до н. э., на греч. языке (после попыток Дионисия Галикарнасского в 1 в. до н. э. и Аппиана во 2 в.) - Дионом Кассием в 3 в.; их сочинения стали истоком всей позднейшей ист. традиции. В период империи историография постепенно приходит в упадок: ист. жанр вытесняется биографическим (на греч. яз. - Плутарх, 1-2 вв., на латинском - Светоний, 1-2 вв., с его эпигонами - "писателями истории Августов"), получают все большее распространение краткие обзоры и компиляции (Флор, Евтропий, Секст Руф), через к-рые и доходит традиция антич. историографии до средневековья; последний крупный рим. историк - Аммиан Марцеллин (4 в.).

Лит.ратура. Древнейший период рим. лит-ры (сенатские речи, религ. гимны, "застольные песни" в честь героев, нар. фарсы-ателланы) нам почти неизвестен. Становление рим. лит-ры под влиянием греческой происходит в 3-2 вв. до н. э. Прежде всего осваиваются осн. жанры классич. греч. поэзии - эпос, трагедия и комедия. Не ограничиваясь переработками, рим. поэты рано создают свой эпос, трагедию из рим. истории и немного позднее - комедию из рим. быта. Эпиками и драматургами одновременно были писавший по-латыни грек Ливий Андроник (3 в. до н. э. - пер. "Одиссеи"), Гней Невий (3 в. до н. э. - поэма "Пунийская война"), Квинт Энний (3-2 вв. до н. э. - нац. эпос "Анналы"); классиками рим. комедии стали Плавт (3-2 вв. до н. э.) и Теренций (2 в. до н. э.). Энний и Теренций были идейно близки к аристократич. кружку Сципионов; Невий и Плавт выражали мысли демократич. оппозиции.

В период кризиса республики наиболее актуальной становится и особенное развитие получает ораторская проза: здесь вырабатываются нормы прозаич. лит. языка. Поэзия остается на втором плане, своеобразно сочетая архаич. черты с элементами александрийского модернизма. Центр. фигура этого периода - Цицерон с его речами, письмами, филос. и политич. трактатами; в поэзии выделяются сатиры Луцилия (2 в. до н. э.), дидактич. поэма Лукреция, любовная лирика Катулла (1 в. до н. э.).

В годы правления Августа (30 до н. э. - 14 н. э.) роль красноречия в обществ. жизни слабеет и на первый план выдвигается поэзия как важнейшее средство пропаганды идеологии принципата (кружок Мецената, ок. 36-20 до н. э.). В этот период вырабатываются нормы поэтич. языка. Центр. фигура этого периода - эпик Вергилий с его героич. "Энеидой", прославляющей возникновение Рима и рода Августа, идиллич. "Буколиками", дидактич. "Георгиками". Рядом с ним стоит лирик Гораций, автор изящных "Сатир" и лирически-величеств. "Од". В стороне от кружка Мецената разрабатывают любовную элегию Тибулл и Проперций. Младшее поколение поэтов эпохи Августа представляет легкомысленный и изящный Овидий с его элегиями и мифологич. поэзией ("Метаморфозы").

Период раннего принципата (14-117 н. э.) начинается реакцией на классич. строгость эпохи Августа: создается новый стиль, блестящий и патетический. Представители его по большей части связаны с сенатской оппозицией принципату: таковы прозаик Сенека с его трактатами, письмами и драмами и поэт Лукан с ист. эпосом "Фарсалия". Распространение идей филос. стоицизма способствует расцвету сатирич. лит-ры: это басни Федра, роман Петрония "Сатирикон", эпиграммы Марциала, сатиры Персия и Ювенала. Но к кон. 1 в. н. э. "новый стиль" изживает себя, и в прозе вновь воцаряется подражание Цицерону (Квинтилиан, Плиний Младший), а в поэзии - Вергилию (Стаций, Валерий Флакк, Силий Италик).

Со 2 в. н. э. значение лит-ры в обществ. жизни слабеет. Центр культурной жизни перемещается в греч. провинции (т. н. "греч. возрождение"). На первый план выдвигается парадная развлекат. риторика (т. н. "вторая софистика"). Наиболее значительны из греч. писателей 2 в. Дион Хрисостом и Лукиан, еще не порвавшие с филос. интересами прошлого века, а из лат. писателей - Апулей с его романом "Метаморфозы" ("Золотой осел"), содержащим богатый бытовой и фольклорный материал. После социально-экономич. кризиса 3 в. духовный кризис антич. лит-ры становится явным; в греч. лит-ре 4 в. еще существует риторич. проза Либания и поэзия Нонна, в латинской - поэзия Авсония и Клавдиана; после этого антич. лит-ра уступает место христ. лит-ре.

Театр. Зачатки нар. италийского театра (ателлана) рано были вытеснены театром греч. образца. Первые его постановки относятся к 240 до н. э. (Ливий Андроник), первый постоянный театр в Риме - к 55-52 до н. э. Репертуар составляли трагедии (переделки с греческого и "претексты" из рим. истории), комедии ("паллиаты" из греч. жизни, "тогаты" из римской), лит. обработки ателлан; с 1 в. до н. э. все эти жанры постепенно вытесняются натуралистич. мимом; в эпоху империи получает распространение пантомима, род мифологич. балета. С театром делили популярность др. виды зрелищ: скачки в цирке, гладиаторские бои и звериные травли в амфитеатре и т. п.

Изобразительное искусство. Архитектура в Риме соединяет греч. традиции с традициями этрусского иск-ва (псевдопериптер, циркульная арка, круглый храм, тип частного дома с атрием). Широкое применение кирпича и бетона сделало возможным смелое использование новой арочно-сводчатой конструкции. Господствующими типами в рим. архитектуре являются сооружения обществ. характера: триумфальная арка, амфитеатр, базилика, термы, военно-инженерные сооружения.

В эпоху республики архитектура еще сохраняет дух простоты и сдержанности (храмы Сатурна и Диоскуров на рим. форуме, храм Весты в Тиволи, гробница Цецилии Метеллы). Широкое развитие в этот период получает инженерное строительство, создаются мосты, дороги (Виа Аппиа), каналы (клоака Максима в Риме), акведуки (акведук Аппия Клавдия). Блестящий расцвет рим. архитектуры происходит в эпоху империи. Строительство принимает грандиозный размах. Сложившиеся типы сооружений достигают удивит. роскоши и величественности. Лучшие постройки этой эпохи (форум и "Алтарь мира" - при Августе, триумфальная арка Тита и Колизей - при Флавиях, знаменитый Пантеон - при Адриане) отличаются сочетанием торжественности и классич. строгости, ясностью архитектоники. Большую роль в этот период начинает играть строительство в провинциях, где черты рим. архитектуры переплетаются с древними местными традициями (постройки Баальбека и Пальмиры (Сирия), Тимгада (Африка)). В эпоху поздней империи появляется стремление к большей внешней грандиозности и эффектности построек (термы Каракаллы, Арка Септимия Севера). Необходимость в оборонит. сооружениях и большое их строительство в этот период накладывают известный отпечаток на всю рим. архитектуру (дворец Диоклетиана в Сплите). Поздние рим. постройки (базилика Максенция, 4 в.) создают предпосылки для развития ср.-век. зодчества.

С рим. архитектурой тесно связано искусство монумент. живописи, к-рая является неотъемлемой частью многих богатых домов в Риме и провинциях. Первое знакомство с ней римляне получили от этрусков, широко использовавших настенные росписи для украшения своих погребальных склепов, храмов и жилищ. Большое влияние на рим. живопись оказала также живопись греков, копии с произведений к-рой есть в виллах Рима, Помпей и Геркуланума. Всю рим. декоративную живопись принято условно делить на 4 помпеянских стиля, 2 из к-рых сложились в эпоху республики: 1-й - инкрустационный, имитирующий мраморную облицовку стен (дом Фавна), 2-й- архит.-перспективный (вилла Мистерий), 3-й - канделябрный, с обилием декоративного орнамента (дом Лукреция Фронтина), 4-й - тоже с архитектурно-перспективными композициями, но уже более фантастич. характера (дом Веттиев). Широкое распространение в рим. архитектуре получает также мозаика (полы виллы Адриана). Станковая живопись рим. эпохи известна в основном по замечат. фаюмским портретам из Египта.

Скульптура в Риме достигла наибольшего своеобразия в жанре ист. рельефа ("Алтарь мира", арка Тита, колонна Траяна) и в жанре портрета. Рим. скульптурный портрет - одно из крупнейших достижений рим. культуры - развился из древних восковых масок, связанных с погребальным культом. Если греч. скульптура исходила из идеально-обобщенного человеч. образа, внося в него элементы индивидуальности, то римская, наоборот, исходит из конкретно-индивидуального и постепенным обобщением доводит его до типического. Эта тенденция заметна уже в респ. эпоху (бронз. портрет т. н. "Брута"). В эпоху Августа, наряду с распространенным официальным портретом (статуя Августа из Прима-Порта), продолжает существовать и собственно-реалистический. Большого расцвета скульптурный портрет достигает в эпоху Флавиев (69-96 н. э.). Он отличается динамичностью композиций, пластической обобщенностью, остротой и смелостью характеристик (портрет Вителлия в Лувре, женский портрет в Капитолийском музее). Для портрета эпохи Траяна характерно возвращение к респ. традициям. 2 в. характеризуется, с одной стороны, волной идеализирующего греч. стиля (тип Антиноя), с другой - достижениями и исканиями времени Антонинов. Настроения разочарования и неудовлетворенности, господствовавшие в этот период, накладывают определ. отпечаток на все портретные образы. Осн. акцент переносится на раскрытие внутр. одухотворенности (портрет сириянки, портрет негра, мальчика-ливийца). Последний подъем рим. портрета наблюдается в нач. 3 в. Обобщенность, большая экспрессия (портреты Каракаллы и Филиппа Аравитянина) отличают портреты этого времени. В поздних рим. портретах наблюдается постепенное огрубление и схематизация образов; начинают складываться черты ср.-век. христ. скульптуры.

Музыка играла большую роль в обществ. жизни римлян. В цирках и театрах выступали хоровые ансамбли с инструмент. сопровождением; проводились состязания, в игре на авлосе. Богатые римляне содержали оркестры из рабов. Песни и поэтич. произв. исполнялись под аккомпанемент струнных щипковых инструментов. Успехом пользовались публичные концерты виртуозов. Поздняя муз. культура приобрела черты внешней помпезности. Муз. инструменты: струнные - кифара, лира; духовые - туба, букцина, литуус; шумовые - кимвал, сиринкс и др. На вакхич. празднествах употреблялись гл. обр. цимбалы и различные шумовые инструменты.

Д. к. послужила истоком и почвой дальнейшего культурного развития Европы. Лат. язык оставался междунар. языком европ. культуры более тысячи лет после падения Рим. империи. Рим был духовным (а номинально - и политическим) центром Европы на протяжении всего средневековья, рим. поэзия, драматургия, сатира имели огромное значение для становления европ. лит-р; памятники рим. древности питали иск-во Возрождения и Просвещения. Возрождение искало в рим. культуре идеал сильной и свободной личности, классицизм - идеал разумной государственности, время бурж. революций - идеал республиканского свободолюбия. К рим. культуре, как и к греческой, применимы слова Маркса о памятниках, к-рые "...продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном смысле сохраняют значение нормы и недосягаемого образца" (Маркс К., К критике политич. экономии, 1953, с. 225).

Лит.: Баумгартен Ф., Поланд Ф., Вагнер Р., Эллинистич.-рим. культура, СПБ, 1914; Гиро П., Частная и обществ. жизнь римлян, 2 изд., М., 1913; Фридлендер Л., Картины из бытовой истории Рима. т. 1, СПБ, 1914; Арним Г., История антич. философии, СПБ, 1910; История рим. лит-ры, под ред. С. И. Соболевского (и др.), т. 1-2, М., 1959-1962; История рим. лит-ры, под ред. Н. Ф. Дератани, М., 1954; Кобылина М., Иск-во Др. Рима, М.-Л., 1939; Блаватский В. Д., Архитектура Др. Рима, М., 1938; Вальдгауэр О. Ф., Этюды по истории антич. портрета, (Л.), 1938; Разин Е., История воен. искусства, т. 1, М., 1955; Лесницкая М. M., Рим. портреты в собрании Эрмитажа, Л., 1960; Починков А., Помпеянские росписи, Л.-М.,1937; Klingner F., R?mische Geisteswelt, 3 Aufl., M?nch., 1956; B?chner K., Humanitas Romana, Hdlb., 1957; Kuhnert F., Allgemeinbildung und Fachbildung in der Antike, B., 1961; Neuburger A., Die Technik des Altertums, Lpz., 1921; Ducati P., L´Italia Antica. Dalle prime civilt? alla morte di Cesare..., Milano, (1936); Maiuri A., Roman painting, Lausanna - N. Y., 1953; West R., R?mische Portr?t-Plastik, Bd 1-2, L?bbenau, 1933-41; Garsia y Bellido A., Arte romano, Madrid, 1955.

М. Л. Гаспаров, Н. M. Никулина. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976