Друиды
Друиды
жрецы кельтов, хранители знаний, религиозных и бытовых традиций кельтского народа.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
Друиды
жрецы у древних кельтов; ведали жертвоприношениями, выполняли также судебные функции, были врачами, учителями, прорицателями.
Источник: Исторический словарь
Друиды
римское понятие, обозначавшее жрецов (в переводе с кельтского означает «мудрейшие»). Имели большое влияние на политическую жизнь страны, поддерживали среди галльского населения антиримские настроения. В руках друидов было сосредоточено воспитание кельтской молодежи, судейские должности, оракулы и предсказания.
ДРУИДЫ
(англ. Druids), жречество галлов и бриттов в 1 в. до н.э. — 1 в. н.э. Возглавляли сопротивление римской оккупации, после поражения (последний опорный пункт в Энглси, 47 г. н.э.) они были уничтожены; латинские источники обычно отзываются о них враждебно и односторонне. Среди археологических источников Д., безусловно, принадлежит только клад бронзовых и железных предметов из Лэн-Кэриг-Баха в Энглси.
Источник: Археологический словарь. 1990
ДРУИДЫ
служители культа, прорицатели, врачеватели, составлявшие в конце I тысячелетия до н. э. жреческую межплеменную корпорацию с пожизненным главой. Оказывали значительное влияние на общественную жизнь, осуществляли судебные функции, были советниками вождей, хранителями преданий. Захватив в I в. до н. э. кельтские области, римляне запретили организацию Д., т. к. они поддерживали сопротивление завоевателям. Но Д. существовали еще несколько веков.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Друиды
(кельтс. – поклоняющиеся дубу, прорицатели) – служители культа, прорицатели, врачеватели у кельтов (галлов, бриттов), составлявшие в конце 1 тыс. до н.э. жреческую межплеменную корпорацию с пожизненным главой. Друиды оказывали значительное влияние на общественную жизнь: осуществляли судебные функции, были советниками вождей, хранителями преданий. Захватив в 1 в. до н.э. кельтские области, римляне запретили организацию друидов, но они существовали еще несколько веков. См. Кельты.
Друиды
жрецы кельтов, хранители религиозных и бытовых традиций кельтских народов. Слову д. дается двоякое толкование: «опытные в священнодействиях» и «принадлежащие дубу». Д. обладали знанием старинных письмен местного происхождения. Они жили в священных рощах, ведая жертвоприношениями и обучением молодежи.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
ДРУИДЫ
жрецы древ. кельтов Галлии, Британии, Ирландии. Ко времени рим. завоевания (1 в. до н.э.) Д. вместе с кельт. племен. знатью составляли господств. обществ. прослойку. Ведали жертвопринош., осуществляли суд. функции, были врачами, учителями и прорицателями, играли большую роль в политич. делах. Учение Д. о душе сопоставлялось древ. авторами с учением пифагорейцев. Влияние Д. внушало опасение римлянам. Имп. Тиберий и Клавдий запретили жертвопринош. Д. Потеряв свои прежние привилегии и перестав быть особым сословием, Д. превратились в странствующих прорицателей.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Друиды
(кельт, мудрейшие), кельтские жрецы, о которых в античности имелись самые противоречивые сведения. Уже во времена Цезаря Д. поддерживали среди галльского населения сильные антирим. настроения. Против Д. принимал энергичные меры Клавдий, но устранить их влияние ему не удалось. В руках Д. было сосредоточено воспитание кельтской молодежи, судейские должности, оракулы и предсказания, а также обряды жертвоприношений. Приписываемые Д. таинств, учения покоятся на преувеличениях и фантазиях античных авторов. Вероятно, Д. занимались также колдовством. Известны женщины-Д.
Источник: Словарь античности. 1989
Друиды
Друиды (Druid), члены правящей касты галльских кельтов. Осн. сведения о Д. сообщили враждебно настроенные к ним римляне, - Юлий Цезарь и Тацит. Цезарь писал, что они были судьями и жрецами, совершали богослужения в рощах, на лесных полянах и срезали с дубов золотыми серпами омелу (свящ. для них вьющееся растение). Религию Д. римляне искореняли из боязни, что она может объединить племена для сопротивления рим. господству. В 61 г. н.э. Светоний Паулин разгромил гл. силы Д. на о. Мона, Сев. Уэльс, Англия, после чего ни в Англии, ни в Уэльсе о них больше не встречалось никаких упоминаний. Исследователи отвергают предполагаемую связь между Д. и Стон-хенджем, однако совр. орден Д. пытается использовать это место для проведения своих ежегодных церемоний в дни солнцестояния.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
ДРУИДЫ
жрецы древних кельтов Галлии, Британии, Ирландии. Ко времени рим. завоевания (1 в. до н. э.) Д. вместе с кельтской племенной знатью составляли господств. обществ. прослойку. Ведали жертво- приношениями, осуществляли суд. функции, были врачами, учителями и прорицателями, играли большую роль в политич. делах. Учение Д. о душе сопоставлялось древними авторами с учением пифагорейцев. Влияние Д. внушало опасение римлянам. Имп. Тиберий и Клавдий запретили жертвоприношения Д. Потеряв свои прежние привилегии и перестав быть особым сословием, Д. превратились в странствующих прорицателей. Лит.: Kendrick T. D., The Druids. Study in Keltic prehistory, L., 1927; Bachelier E., Les druides en Gaule romaine, "Ogam", 1960, t. 12, fasc. 1, f?vrier-mars; Last H., Rome and the druids, "The Journal of Roman Studies", 1949, n. 39, pt 1-2; Whitehead J. G. O., Druidism, "Quarterly review", 1961, No 627, Jan., p. 97-110.
ДРУИДЫ
• Dru?dae,
Druides, ???????, сословие жрецов, разделявшее в Галлии власть с воинственной родовой знатью. Д. не составляли собственно жреческой касты из определенного числа семейств, но — закрытую корпорацию, разделенную на разные классы и степени, с пожизненным верховным жрецом во главе. Эта корпорация была высшим сословием в государстве и освобождена от всех государственных повинностей, почему молодые люди, даже из знатнейших семейств, добивались принятия в число Д. Хотя они жили вместе с народом, тем не менее вели строгую и скромную жизнь и носили особенную, присвоенную их сану одежду, которая состояла из короткого, спереди застегнутого нижнего платья, с узкими внизу рукавами и из плаща. Они были жрецами и наставниками народа в священных и мирских делах, улаживали споры частных лиц и целых государств, были врачами и предсказателями и вообще представителями всей духовной жизни народа. В глазах народа они пользовались величайшим уважением и имели большое влияние на общественные и частные дела; если они объявляли кого-нибудь в опале за преступление или неповиновение, то с таким человеком народ прекращал всякое общение. Один раз в году, в известное время, они собирались в священном месте, в стране карнутов, которая, по общему мнению, находилась в центре всей Галлии, и на этом собрании они чинили суд и расправу всему народу, сходившемуся здесь из всех уделов для представления им своих жалоб и притязаний. Учение Д. было сокровенное; оно передавалось символическим и образным способом и не могло быть излагаемо письменно. Чтобы вполне усвоить это учение, часто требовалось не менее 20 лет. Кроме полного религиозного учения, вновь поступившие изучали: ифику и правоведение, математику, астрономию и естествоведение, врачевание и искусство предсказаний, все это с большой примесью мистического суеверия. Главным местом, где процветало учение Д., была Британния (а именно остров Мона); оттуда, говорили, оно проникло в Галлию. При их религиозных служениях, которые совершались преимущественно в священных дубовых рощах и на уединенных горах и островах, приносились даже человеческие жертвы. Когда Цезарь явился в Галлию, Д. еще пользовались полным уважением и влиянием; но коль скоро, вследствие оримления страны, древняя национальная религия кельтов пришла в упадок, Д. лишились своего политического влияния, а вмсте с тем и того благоговения, с которым прежде относились к их священному сану. Император Клавдий совершенно воспретил религию Д. С тех пор они удалились из общественной жизни в свои школы и тайно продолжали действовать на народ посредством гаданий и колдовства до позднейших христианских времен. Упоминаются также женщины-Д., Druiades, Druides, как прорицательницы; но нет точных указаний на то, в каком отношении они стояли к остальным Д. Caes. b. g. 6, 13. 14. 16. ср.: Strab. 4, 197. Mela. 3, 2. Amm. Marc. 15, 9, 8.
Druides, ???????, сословие жрецов, разделявшее в Галлии власть с воинственной родовой знатью. Д. не составляли собственно жреческой касты из определенного числа семейств, но — закрытую корпорацию, разделенную на разные классы и степени, с пожизненным верховным жрецом во главе. Эта корпорация была высшим сословием в государстве и освобождена от всех государственных повинностей, почему молодые люди, даже из знатнейших семейств, добивались принятия в число Д. Хотя они жили вместе с народом, тем не менее вели строгую и скромную жизнь и носили особенную, присвоенную их сану одежду, которая состояла из короткого, спереди застегнутого нижнего платья, с узкими внизу рукавами и из плаща. Они были жрецами и наставниками народа в священных и мирских делах, улаживали споры частных лиц и целых государств, были врачами и предсказателями и вообще представителями всей духовной жизни народа. В глазах народа они пользовались величайшим уважением и имели большое влияние на общественные и частные дела; если они объявляли кого-нибудь в опале за преступление или неповиновение, то с таким человеком народ прекращал всякое общение. Один раз в году, в известное время, они собирались в священном месте, в стране карнутов, которая, по общему мнению, находилась в центре всей Галлии, и на этом собрании они чинили суд и расправу всему народу, сходившемуся здесь из всех уделов для представления им своих жалоб и притязаний. Учение Д. было сокровенное; оно передавалось символическим и образным способом и не могло быть излагаемо письменно. Чтобы вполне усвоить это учение, часто требовалось не менее 20 лет. Кроме полного религиозного учения, вновь поступившие изучали: ифику и правоведение, математику, астрономию и естествоведение, врачевание и искусство предсказаний, все это с большой примесью мистического суеверия. Главным местом, где процветало учение Д., была Британния (а именно остров Мона); оттуда, говорили, оно проникло в Галлию. При их религиозных служениях, которые совершались преимущественно в священных дубовых рощах и на уединенных горах и островах, приносились даже человеческие жертвы. Когда Цезарь явился в Галлию, Д. еще пользовались полным уважением и влиянием; но коль скоро, вследствие оримления страны, древняя национальная религия кельтов пришла в упадок, Д. лишились своего политического влияния, а вмсте с тем и того благоговения, с которым прежде относились к их священному сану. Император Клавдий совершенно воспретил религию Д. С тех пор они удалились из общественной жизни в свои школы и тайно продолжали действовать на народ посредством гаданий и колдовства до позднейших христианских времен. Упоминаются также женщины-Д., Druiades, Druides, как прорицательницы; но нет точных указаний на то, в каком отношении они стояли к остальным Д. Caes. b. g. 6, 13. 14. 16. ср.: Strab. 4, 197. Mela. 3, 2. Amm. Marc. 15, 9, 8.