[1890—] — современный поэт, член литературной группы "Перевал". Род. в крестьянской семье Пензенской губ. Отношение Д. к крестьянству может скорее всего быть охарактеризовано как любование отдельными моментами деревенской жизни. Традиционная тальянка, лубочная "любовь" парней и девушек, сермяга, лирический пейзажик, — вот тематика, характерная для творчества Д. Труд как мотив в поэзии Д. почти отсутствует. Не чужд Д. и чисто народнического "жаления" крестьянина. Последнее сочетается в Д. с идеализацией и поэтизацией косных пережитков, рассматриваемых им как атрибуты национального русского "духа". Определенные шовинистические настроения, узко национальная ограниченность, свойственные Д., в свое время были вскрыты Н. Бухариным (см. ст. "Злые заметки"). Часто наша деревня представляется Д. совершенно не изменившейся по сравнению со старым уклад ом жизни (см. стих. "Дороги, кочки и ухабы..."). Для обще-"народных" устремлений Д. примечательно стих. "Жизнепеснь" — проповедь всеобщей любви и умиротворения.
Образы Д. не отличаются оригинальностью. Следует отметить большую зависимость от Есенина как идеологическую, так и стилевую. Не последнее место занимают образы церковного происхождения ("ризы нив", "гудит, как благовест соборный, в полях зеленая весна"). Большой художественной ценности творчество Д. не представляет. Изобразительные средства его до крайности штампованы ("родимые поля", "васильковые глаза", "шелковые волосы"). Д. можно считать выразителем настроении и стиля консервативной, зажиточной части деревни.
Библиография
: Песня самоучки, изд. Турк. Гиз, Ташкент, 1920; Соломенный шум, Гиз, М., 1924; Деревня Самолетово, изд. ОДВФ, М., 1925; За кровь, Рассказ, изд. ЦК МОПР, М., 1927; Черный хлеб, изд. "Федерация", М., 1928.А. Т.
{Лит. энц.}