[17 (29).5. 1880, Киев — 3.10.1953, Москва] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано), камерная певица и педагог. Сестра М. Закревской. Пению обучалась в Киев. муз. школе Н. Тутковского (кл. А. Сантагано-Горчаковой), позднее совершенствовалась в Милане у Ч. Росси и Ромео. В 1900 дебютировала в Киев. опере (антр. М. Бородая), где выступала до 1902 и в 1904—06; весной 1901 и 1902 пела в Одессе, в 1902—03 — в Иркутске, в 1903—04 — в Харькове, Кишиневе, Петербурге (Новый летний т-р "Олимпия"), в 1905 — в Казани, в 1906— 07 — в Москве (Товарищество М. Максакова); в 1907—08 солистка моск. Большого т-ра, затем пела в Тифлисе, в 1910—16 — в моск. Опере С. Зимина, в 1916— 17 — в Одессе, в 1917—27 — в т-ре Моск. Совета рабочих депутатов. Гастролировала в Петербурге (Мариинский т-р, янв. 1910), Саратове, Пензе, Симбирске (1912), Киеве (1915), Ростове-н/Д (1916), Риге (1917), Палермо и Париже (1909— 11) Д. — одна из выдающихся певиц нач. XX в. Обладала гибким, ровным голосом, исключительной музыкальностью, артистическим дарованием, отличалась яркой сцен. внешностью.
С одинаковым успехом выступала в лирико-колор. и драм. партиях (репертуар включал ок. 40 партий).
1-я исп. партий: Рукайи ("Измена"), Мадонны ("Сестра Беатриса" А. Гречанинова); в Москве — Руфи ("Руфь"), Марты ("Долина") в Большом т-ре — Кризы ("Нерон"); на рус. сцене — Минни ("Девушка с Запада"). Лучшие партии: Антонида, Маша ("Дубровский"), Лиза ("Пиковая дама"), Татьяна, Аида, Тоска, Паж Урбан. Др. партии: Надежда ("Аскольдова могила"), Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Ксения ("Борис Годунов"), Марина Мнишек, Феврония, Панночка-Русалка, Волхова, Купава, Снегурочка, Марфа ("Царская невеста"), Оксана ("Черевички"); Ноэми; Маргарита ("Фауст"), Шарлотта ("Вертер"), Мими ("Богема"), Леонора ("Трубадур"), Амелия, Дездемона ("Отелло" Дж. Верди), Миньон, Микаэла, Чио-Чио-сан, Недда, Галька, Венера, Елизавета ("Тангейзер"). Партнеры: Г. Бакланов, М. Баттистини, М. Гальвани, В. Дамаев, А. М. Лабинский, Д. Смирнов, Л. Собинов, Н. Сперанский, Ф. Шаляпин. Пела п/у М. Ипполитова-Иванова, Э. Купера, Дж. Пагани, И. Палицына, Е. Плотникова, В. Сука, Н. Федорова.
В 1927—28 организовала цикл концертов, в к-рых исп. произв. И. Брамса, Р. Штрауса, С. Вэсиленко.
В 1920—28 вела пед. деят-сть в ГИТИСе, в 1928—45 — в Моск. конс. (с 1930 проф.). Принимала активное участие в подготовке и воспитании нац. вокальных кадров в тат., узб., башк., сев.-осет. (в 1941 была командирована в Орджоникидзе) и др. студиях при Моск. конс. Ученики: У. Альмеев, Б. Дейнека, А. Кузнецова, О. Леонтьева, К. Малькова, В. Мухин, X. Насырова, Н. Рождественская; содействовала также завершению муз. образования М. Закревской.
Записывалась на грампластинки.
Лит.: Mapков Н. У С. И. Друзякиной // Петерб. дневник театрала. 1904. № 34. С. 2; Художественное концертное турне артистки императорских театров С. И. Друзякиной, солиста Его Величества А. Вержбиловича, артиста Московской частной оперы А. И. Алексеева, свободного художника Р. М. Рубинштейна. — М., 1908; Лютш Вс. Показательные концерты учащихся-вокалистов // Музыка и революция. 1927. № 5—6 (17—18). С. 37, 45; Софья Ивановна Друзякина // Сов. музыкант. 1941. № 3; А. Н. Островский и рус. композиторы: Письма / Под общ. ред. E. M. Колосовой и Вл. Филиппова. — М.; Л., 1937. С. 248; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 59—60; Марков П. А. Книга воспоминаний. — М., 1983. С. 339, 340, 477, 502.