ДУБ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

дуб
Быт 35.4; Нав 24.26; Суд 6.11,19; 9.6,37; 1Ц 22.6; 31.13; 1Пар 10.12; Иез 6.13; Ос 4.13)-то же, что дубрава (см.), в других местах-просто дерево.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Дуб
1) Так переведены в русской Библии слова «алла» (И». Нав. 24:26), «аллон» (Быт. 35:8; Ис. 2:13; Ис. 6: 13) и «элон» (Суд. 9:37; 1 Цар. 10:3; Суд. 4:11; Быт. 12:6; 13:18; Втор. 11: 30). Этими словами обозначаются различные породы дубов: дубы с мелкими листьями и годными в пищу плодами, величиною с яблоко, которые в изобилии росли на Васане (Ис. 2:13; Иез. 27:6), или «съедобный дуб», — маленькое дерево, плоды которого напоминают вкусом каштаны; также «каменный дуб» с вечнозелеными листьями; плод этого дерева вкусом напоминает орехи; вероятно, этот дуб. вместе с сосной, упоминается у Ис. 44:14 как материал для изготовления идолов. Некоторые исполинские дубы давали большую тень; под такими дубами устраивали иногда народные собрания (Суд. 9:6) и хоронили мертвых (Быт. 35:8). Близ Хеврона растет дуб более 3,3 м в обхвате, тень от которого имеет 30 м в диаметре. Народ называет его «дубом Авраама».

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ДУБ
самое почитаемое в Древней Руси дерево, символизирующее мужское начало, мощь, силу, твердость. Под дубом совершались языческие ритуалы и жертвоприношения, особенно связанные с культом громовержца Перуна. О культовой роли дубов свидетельствуют археологические находки: в 1975 со дна Днепра подняли древний дуб, в ствол которого было вставлено 9 кабаньих челюстей; в 1910 подобный дуб достали со дна Десны. В древнерусской грамоте 1302 упоминается местность Перунов дуб.
Почитание дубов сохранилось и после принятия христианства. В отдельных местностях возле них вплоть до XIX в. служили молебны, совершали бракосочетания, приписывали им целительную силу, обращались к ним в заговорах. Духовный регламент (1721) осуждает тот факт, что некие "попы с народом молебствуют перед дубом, и ветви оного дуба поп народу раздает на благословение". В сер. XIX в. у старообрядцев-беспоповцев брачный союз заключался таким образом: парень, сговорясь с девушкой, отправлялся вместе с ней к заветному дубу и объезжал его три раза кругом. В Воронежской губ. пользовался уважением древний дуб: после венчания в церкви к нему направлялись молодые пары и трижды объезжали вокруг.
О. П.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ДУБ
Быт 35:4. Ис 6:13. Нав 24:26 и др.) — общеизвестное дерево из класса семенных, из рода сережкоцветных. Дубы в Палестине составляли весьма обыкновенное растение и отличались от Европейского тем, что изнанка листьев Палестинского дуба белесовата (Путеш. Норова 1835 г.). Говорят, что дубы растут до 1,000 лет и даже более, а когда дерево стареет и засыхает, то из под корня являются молодые отрасли, так что это дерево можно назвать вечно растущим. Вследствие этого дубы Палестинские нередко употребляются у свящ. писателей для обозначения и указания известных местностей. Примеры сего можно видеть из следующих мест Свящ. Писания (Быт 12:6, Вт 11:30, 2Цар 18:9). Дерево дуба вообще отличалось особенною твердостью и прочностью, так что желая показать крепость кого либо, сравнивали его с крепостью дуба (Амос 2:9), и оно особенно ценилось в строительном искусстве. Под дубами строили временные жилища (Быт 13:18); под дубом были закопаны Иаковом идолы и серьги, находившиеся в руках его семейства (Быт 35:4); погребали тела умерших (35:8), как например Деворы и царя Саула с его двумя сыновьями (1Пар 10:12). В дни нечестия и отступления от истинного Бога под тенистыми дубами воскуряли фимиам, приносили жертвы и отправляли празднества в честь идолов (Ос 4:13). Дуб Мамврийский, под сенью которого Авраам удостоился принять самого Господа, по свидетельству Иеронима, существовал еще до времени Констанция и во все времена указывался благоговейным поклонникам св. мест. В настоящее время эта свящ. местность с уцелевшим на ней деревом принадлежит Русской Иерусалимской миссии. Дубами и дубовыми лесами изобиловала особенно Палестина и восточная часть ее. Страна Васанская часто упоминается в Свящ. Писании, как особенно изобиловавшая огромными и высокими дубами (Ис 2:13, Зах 11:2). Из этого дерева жители Тира делали весла (Иез 27:6), а идолопоклонники своих идолов (Ис 44:13). Желуди, или рожки, составляли отличный любимый корм свиней (Лк 15:16).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990