(р. 10.11.1927) — спец. в обл. теории познания, онтологии и истории автомобильной техники; канд. филос. наук, доц. Род. в Москве. Участник Второй мировой войны (с Японией). Окончил филос. ф-т МГУ (1959). Асс. (с 1965), доц. (с 1971) кафедры филос. и политол. Моск. автомобильно-дорожного ин-та (ныне Техн. ун-т). Канд. дисс. — "Роль ощущения в процессе познания" (1966). Д. предлагает классификацию наук, подразделяющую их на два типа и четыре класса: универсальные (филос. и логико-матем.) и спец. (эмпирич. и прикладные). Филос. рассматривается как наука о том всеобщем, что присуще любой принципиально возможной материальной системе, и о том наиболее общем, что свойственно качественно несводимым друг к другу системам — неживым, живым, соц., а также познающим и оценивающим подсистемам разумных существ, способных строить чувственные и рациональные модели среды и самих себя. Каждая материальная система понимается как совокупность элементов, связанных между собой силами, баланс к-рых обеспечивает стабильность системы, а ограничение этими силами числа степеней свободы элементов обусловливает постоянство происходящих в системе процессов, к-рое и отражается в законах науки (динамических и статистических); возможные изменения качества системы могут произойти лишь под действием сил, отличных от тех, к-рые обусловливают стабильность системы; участие случайных факторов в процессе развития системы свидетельствует о том, что этот процесс носит синтетический характер и фатально не предопределен. Процесс познания человеком реально существующих систем также включает в себя элементы — ощущения. Согласно развиваемой Д. концепции, ощущения не являются отображениями свойств исследуемых систем, но находятся с их свойствами в определенном соответствии, нередко многозначном; ощущения выполняют две гносеол. функции: функцию индикаторов, позволяющих распространить известные знания об одних объектах на др., вновь исследуемые, и функцию субстрата восприятий, структура к-рых отображает внешн. структуру объектов. Человек, считает Д., не имея возможности нарушить ни одного закона, проявляющегося в той или иной системе, является мощным "мутагенным" фактором действительности и потому способен изменять естеств. и соц. системы, прекращая действия одних законов и включая действия др. В определ. масштабах реальности человек свободен, а с этой свободой связана его ответственность за последствия своей деятельности.
Соч.
: Роль ощущения в процессе познания // Чувственное познание. М., 1965; Ощущение // Философская энциклопедия. Т.4. М., 1967; Гносеологические функции ощущения и восприятия // Современные проблемы теории познания диалектического материализма. Т.2. М., 1970; Материальные основы семиотики // Современные проблемы языков науки, терминологии и информатики. Т.2. М., 1970; Развитие уровней организации биосистем в свете взаимосвязи структуры с массой и энергией. [В соавт.] // Развитие концепций структурных уровней в биологии. М., 1974; Знак и образ // Гносеологические проблемы диалектического материализма. М., 1974; Философия: ее предмет и место в системе наук // Некоторые актуальные аспекты философской теории. Вып.1. М., 1990; Флуктуация и отбор как компоненты процесса творчества // Историзм и творчество. М., 1990; Место философии в системе наук // Новое понимание философии: проблемы и перспективы. М., 1993; Знания и ценности // Познание и его возможности. М., 1994; Антропологический ренессанс или декаданс? // Философская антропология: истоки, современное состояние и перспективы. М., 1995; Информация и знание // Проблема сознания в философии и науке. М., 1996; Вариант структуры и проблематики курса философии для негуманитарных вузов // Проблематика и структура курса для молодых ученых. М., 1997; Социальная система как предмет исследования // Актуальные проблемы социальной философии. М., 1998; Философия и инженерное образование // Гуманитарные науки. Сб. Вып.4. М., 1998; Чувственная и интеллектуальная интуиция // Декарт и современная наука. М., 1999; Мышление и язык // Актуальные проблемы философии и политологии. М., 2000.