Дуччо ди Буонинсенья

Найдено 1 определение
Дуччо ди Буонинсенья
Duccio di Buoninsegna) Упом. с 1278—1319, Сиена. Итальянский живописец. Основатель сиенской школы, ставшей одной из ведущих в итальянской живописи XIV в. Работал в Сиене и Флоренции. Наряду с Чимабуэ Дуччо принадлежал к итальянским мастерам конца XIII — начала XIV в., продолжавшим ориентироваться на византийские традиции; определенную роль в его творческом формировании сыграло и знакомство с искусством готики, в частности, с французской миниатюрой. В то же время искусство Дуччо проникнуто новой духовной атмосферой, складывавшейся в Италии конца XIII — начала XIV в. Исходя из византийских прототипов, унаследовав высочайшую живописную культуру византийских мастеров, Дуччо внес в итальянское искусство новое образное начало, лиричность и тонкую эмоциональность; отказавшись от византийской строгости, он наделил евангельских персонажей более мягкой, ясной, одухотворенной красотой. Один из самых изысканных живописцев своей эпохи, Дуччо сочетал в своих работах тонкость письма с гармонией плавных, спокойных линий и нарядностью красочной гаммы, в которой сияние золотого фона и обилие киноварно-красных и густо-синих тонов соседствует с утонченными сочетаниями бледно-розовых, серебристо-голубых, сиреневых, фисташково-зеленых тонов. Среди дошедших до нас работ Дуччо преобладают иконы небольшого размера, но его дарование наиболее полно раскрылось в двух монументальных алтарных композициях, единственных его документированных работах. В Мадонне Ручеллаи Дуччо, исходя из разработанного Чимабуэ типа алтарной картины, решает ее в новом ключе, противопоставляя ясной пластике Чимабуэ утонченную выразительность легких силуэтов, величавой торжественности — задумчивость и одухотворенную грацию. Грандиозный двухсторонний алтарь Маэста (Величание Девы Марии, 1309—1311, Сиена, музей собора Опера дель Дуомо) — один из самых замечательных памятников итальянской живописи начала XIV в. Алтарь, включавший большую центральную композицию Маэста, 53 небольшие повествовательные композиции на темы жизни Девы Марии и Христа и 16 изображений пророков и апостолов, в XVIII в. был разобран на составные части, лицевая часть была отделена от оборотной, резное готическое обрамление утрачено. Существуют различные варианты реконструкции алтаря. Исходя из традиционного для Италии типа алтарной картины с житийными клеймами, Дуччо нашел принципиально новое, впечатляющее своей полифоничностью, образным богатством решение. В центральной композиции, изображающей сцену величания Мадонны, тема истолкована как апофеоз Девы Марии, являющейся в сопровождении многочисленных ангелов и святых, в сиянии золота и праздничном великолепии полнозвучных, насыщенных красочных тонов. В гармоническом единстве с этой торжественной композицией предстают у Дуччо сцены повествовательного цикла, решенные в то же время в иных, живых и естественных интонациях, разворачивающиеся на фоне скалистых пейзажей, светлых зданий с портиками и аркадами, в нарядных интерьерах, переданных в перспективном сокращении. Дуччо оказал огромное влияние на формирование сиенской школы и творчество крупнейших живописцев Сиены 1-й половины XIV в. от А. Лоренцетти до С. Мартини. Основные произведения: витраж алтарной части сиенского собора (ок. 1288, Сиена, собор), Мадонна на троне (ок. 1288—1300, Берн, Художественный музей), Мадонна с францисканцами (ок. 1300, Сиена, Нац. пинакотека), Мадонна с Младенцем (ок. 1300, Брюссель, собрание Стокле), триптих Мадонна с Младенцем и двое святых (ок. 1300—1305, Лондон, Нац. галерея), Мадонна с Младенцем (ок. 1300—1305, Перуджа, Нац. галерея Умбрии).
Лит.: Лазарев В. Н. Дуччо // Старые итальянские мастера. М., 1972; Brandi C. Duccio di Buoninsegna. Firenze, 1951; Carli E. Duccio. Milano; Firenze, 1952; Paolo d’Ancona. Duccio di Buoninsegna. Milano, 1956.
И. Смирнова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006