ДУГУЙЛАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
ДУГУЙЛАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
демократич. освободит. движение монг. аратов во Внутр. Монголии (Китай) во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Назв. происходит от слова "дугуйлан" - кружок, собрание восставших или непокорных аратов, участники к-рого при обсуждении дела в знак полного равенства рассаживались по кругу и принимали решение сообща, путем поименного опроса, а на документах ставили подписи также по кругу. Д. д. зародилось под влиянием Тайпинского восстания (1851-64). Оно являлось стихийным ответом на произвол маньчжурских властей, на принудит. земледельческую колонизацию монг. земель, проводившуюся кит. пр-вом зачастую в сговоре с монг. феод. верхушкой, на усиление феод. эксплуатации крепостного аратства в результате проникновения иностр. капиталистич. держав в Китай. В организац. отношении оно в известной степени копировало такие традиц. формы организации кит. крестьян и горожан, как тайные об-ва, братства и т. п. Руководителями дугуйланского движения были, как правило, выходцы из народа, среди к-рых особенно выделился Улдзэй Джаргал (1866-1929), а также Пэльдже, Тумэн, Баян-Цаган, Баин-Сан и др. Иногда к Д. д. примыкали, и даже возглавляли отд. дугуйланы, представители монг. дворянства - тайджи (напр., Санджа-тайджи - руководитель дугуйлана в хошуне Ханчин) и низшего духовенства (напр., лама Пунцук-Шавран). Однако большинство этих лиц оказалось лишь временными попутчиками аратского движения. Центром движения стали хошуны Ихэ-Джусского сейма в Ордосе (пров. Суйюань) - Ушэн и Оток, где в 1858 и 1866 стихийно появились первые дугуйланы, выступившие против усиления феод. поборов. В дальнейшем движение в своем развитии переходило от пассивных форм борьбы: от петиционных кампаний, судебных тяжб, бойкота - к активным формам: саботажу, устранению князей от власти, нападению на маньчжурские гарнизоны, организации партиз. войны и вооруж. сопротивления карателям. Под воздействием восстания Ихэтуаней в Китае (1899-1901) и революции 1905-07 в России Д. д. приняло наиболее широкий размах и охватило целый ряд районов Внутр. Монголии. Объединив в своих рядах более 10 тыс. семей, оно вылилось в массовое повстанч. движение. В хошунах Ушэн, Оток и ряде др. р-нов Ордоса дугуйланы в течение 3 лет (1905-08) фактически являлись органами нар. власти - нар. советами (по-китайски - гуйхуй). Они устраняли от дел князей, отменяли всякие виды албы, собирали налоги, вели делопроизводство, назначали должностных лиц, творили суд, организовывали аратские дружины и т. п. Размах дугуйланского движения во Внутр. Монголии оказал влияние и на аратов Внеш. Монголии, где в 1903-05 также возникли нар. дугуйланы. Однако, несмотря на нек-рые успехи, дугуйланское движение под ударами правительств. карательных экспедиций, поддержанных местными феодалами, потерпело поражение. Лит.: Каллиников А., Аратское революц. движение в доавтономной Монголии, "Революц. Восток", 1934, No 5; Дылыков С. Д., Демократич. движение монг. народа в Китае. Очерк истории, М., 1953. М. И. Гольман. Москва.