Дух Святой

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Дух Святой
третья ипостась Святой Троицы, Истинный Бог, исходящий от Отца, которому следует поклоняться наравне с Богом Отцом и Богом Сыном. Святой Дух говорил через пророков (Второе послание Петра, 1, 21) и апостолов (Первое послание Петра, 1, 12) и открылся людям через Свое сошествие на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа. В наши дни благодать Святого Духа нисходит на истинных христиан через таинства Православной церкви и усердную молитву.

Источник: Православная энциклопедия.

ДУХ СВЯТОЙ
третье Лицо, или третья Ипостась, Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы. Он предвечно исходит от Бога Отца, пребывает в Сыне, посылается в мир от Отца Сыном. Он – истинный Бог, имеет одно естество с Богом Отцом, от Kоторого Он исходит вне времени. Kак равный по своему достоинству Отцу и Сыну, Он поклоняем и прославляем наравне с Ними. Он единосущен Богу Отцу и Богу Сыну. За исключением личных свойств Бога Отца и Бога Сына Святой Дух имеет все свойства и действия Божии: например, всеведение, вездесущие, вечность, всемогущество, творение, промышление о мире, совершение чудес. Личное свойство Святого Духа – Бог Дух Святой исходит от Отца. Учение о Святом Духе как богооткровенный догмат внесено в Никео-Kонстантинопольский Символ веры.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Дух Святой
Дух Божий, одно из лиц (ипостасей) Божественной Троицы, действующая Сила Божия. Дух Святой являлся участником акта творения (Быт 1.2), во все времена говорил через пророков Божиих, а с рождением Христа обильно действовал в Сыне Божием-Господе и Спасителе нашем во все время Его земного служения. Теперь Он действует в верующих.
Дух Святой под этим именем в Ветхом Завете упоминается только в трех местах (Пс 50.13; Ис 63.10,11), в остальных же-как Дух Божий. В Новом Завете Дух Святой упоминается только под этим именем даже и до излияния Его на Апостолов через несколько дней после вознесения Господа Иисуса Христа (Мф 1.18; 3.11; 12.32; Мк 12.36; 13.11; Лк 1.41,67; 3.22; 4.1; 11.13; Ин 14.26; 20.22; Деян 1.2,5,8,16). Дух Святой есть Дух истины (Ин 15.26; 16.13-15) и любовь Божия (Рим 5.5).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Дух Святой
третья Ипостась (Лицо) Пресвятой Троицы. В этом сокровенном, Божественноипостасном смысле следует отличать Д. С. от нетварных энергий Бога, которые проявляют действие всей Троицы вне ее сокровенной Сущности. Д. С. есть источник благодати и всякого освящения. В отличие от РимскоКатолической Церкви, которая сначала ввела как частное мнение испанских епископов (Толедский собор, 589), а затем утвердила в своем Символе веры (1014) как догматическое положение принцип филиокве (filioque), гласящий, что Д. С. исходит от Отца и от Сына (добавив позже: «как от единой причины»), Православная Церковь учит об исхождении Д. С. только от Отца через Сына. Тем самым православие защищает первостепенную духовномистическую значимость Личности БогаОтца, избегая трансформации Троицы в двоицу и, через смешение Ипостасей Отца и Сына, превращения Д. С. в безличную силу, подавляющую человеческую свободу. Православие указывает, что Д. С. впервые дан людям во всей полноте только благодаря пришествию Иисуса Христа, Его крестной смерти и Его предстательству за верующих. Д. С. свидетельствует о Христе и, однажды сойдя на апостолов в день Пятидесятницы, пребывает в нерасторжимом единстве с Церковью, делая действительными ее таинства и истинным ее учение. Так богословие Д. С. переходит в мистическое богословие Церкви Христовой. Церковное прославление Третьего Лица Пресвятой Троицы совершается в праздник Святого Духа на следующий день после Пятидесятницы.

Источник: Краткий православный словарь.