Дух Святой

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Дух Святой
третья ипостась Святой Троицы, Истинный Бог, исходящий от Отца, которому следует поклоняться наравне с Богом Отцом и Богом Сыном. Святой Дух говорил через пророков (Второе послание Петра, 1, 21) и апостолов (Первое послание Петра, 1, 12) и открылся людям через Свое сошествие на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа. В наши дни благодать Святого Духа нисходит на истинных христиан через таинства Православной церкви и усердную молитву.

Источник: Православная энциклопедия.

ДУХ СВЯТОЙ
третье Лицо, или третья Ипостась, Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы. Он предвечно исходит от Бога Отца, пребывает в Сыне, посылается в мир от Отца Сыном. Он – истинный Бог, имеет одно естество с Богом Отцом, от Kоторого Он исходит вне времени. Kак равный по своему достоинству Отцу и Сыну, Он поклоняем и прославляем наравне с Ними. Он единосущен Богу Отцу и Богу Сыну. За исключением личных свойств Бога Отца и Бога Сына Святой Дух имеет все свойства и действия Божии: например, всеведение, вездесущие, вечность, всемогущество, творение, промышление о мире, совершение чудес. Личное свойство Святого Духа – Бог Дух Святой исходит от Отца. Учение о Святом Духе как богооткровенный догмат внесено в Никео-Kонстантинопольский Символ веры.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Дух Святой
Дух Божий, одно из лиц (ипостасей) Божественной Троицы, действующая Сила Божия. Дух Святой являлся участником акта творения (Быт 1.2), во все времена говорил через пророков Божиих, а с рождением Христа обильно действовал в Сыне Божием-Господе и Спасителе нашем во все время Его земного служения. Теперь Он действует в верующих.
Дух Святой под этим именем в Ветхом Завете упоминается только в трех местах (Пс 50.13; Ис 63.10,11), в остальных же-как Дух Божий. В Новом Завете Дух Святой упоминается только под этим именем даже и до излияния Его на Апостолов через несколько дней после вознесения Господа Иисуса Христа (Мф 1.18; 3.11; 12.32; Мк 12.36; 13.11; Лк 1.41,67; 3.22; 4.1; 11.13; Ин 14.26; 20.22; Деян 1.2,5,8,16). Дух Святой есть Дух истины (Ин 15.26; 16.13-15) и любовь Божия (Рим 5.5).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Дух Святой
третья Ипостась (Лицо) Пресвятой Троицы. В этом сокровенном, Божественноипостасном смысле следует отличать Д. С. от нетварных энергий Бога, которые проявляют действие всей Троицы вне ее сокровенной Сущности. Д. С. есть источник благодати и всякого освящения. В отличие от РимскоКатолической Церкви, которая сначала ввела как частное мнение испанских епископов (Толедский собор, 589), а затем утвердила в своем Символе веры (1014) как догматическое положение принцип филиокве (filioque), гласящий, что Д. С. исходит от Отца и от Сына (добавив позже: «как от единой причины»), Православная Церковь учит об исхождении Д. С. только от Отца через Сына. Тем самым православие защищает первостепенную духовномистическую значимость Личности БогаОтца, избегая трансформации Троицы в двоицу и, через смешение Ипостасей Отца и Сына, превращения Д. С. в безличную силу, подавляющую человеческую свободу. Православие указывает, что Д. С. впервые дан людям во всей полноте только благодаря пришествию Иисуса Христа, Его крестной смерти и Его предстательству за верующих. Д. С. свидетельствует о Христе и, однажды сойдя на апостолов в день Пятидесятницы, пребывает в нерасторжимом единстве с Церковью, делая действительными ее таинства и истинным ее учение. Так богословие Д. С. переходит в мистическое богословие Церкви Христовой. Церковное прославление Третьего Лица Пресвятой Троицы совершается в праздник Святого Духа на следующий день после Пятидесятницы.

Источник: Краткий православный словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
66.31 кб

Трактат свт. Амвросия Медиоланского «о Святом Духе»

Мацегора Максим Геннадьевич
В статье содержатся сведения о сочинении свт. Амвросия Медиоланского «О Святом Духе» («De Spiritu Sancto»), написанного по просьбе императора Грациана в 381 году.
Читать PDF
172.58 кб

К августу Грациану три книги о Святом Духе. Книга 1

Медиоланский Амвросий
Трактат «О Святом Духе» является единственным из трех главных догматико–полемических произведений свт. Амвросия Медиоланского («О вере», «О Святом Духе», «О тайне Господнего воплощения»), до сих пор не известным русскому читателю.
Читать PDF
813.58 кб

Наследие Святых Отцов и психология о духовном кризисе

Миронова Марина Николаевна
Автор статьи обращается к самым различным источникам: Священному Писанию, наследию Святых Отцов Церкви, работам современных богословов и психологов для исследования феномена духовного кризиса.
Читать PDF
341.60 кб

Святитель Иннокентий как духовный наставник амурской политики

Константинова Татьяна Андреевна
Рассматривается деятельность миссионера, ученого, просветителя народов Сибири и Америки Иннокентия (Вениаминова). В рамках реализации амурской политики им была оказана духовная поддержка генерал-губернатору Восточной Сибири Н. Н.
Читать PDF
320.21 кб

Святитель Иннокентий как духовный наставник амурской политики

Константинова Татьяна Андреевна
Рассматривается деятельность миссионера, ученого, просветителя народов Сибири и Америки Иннокентия Вениаминова. В рамках реализации амурской политики им была оказана духовная поддержка генерал-губернатору Восточной Сибири Н. Н.
Читать PDF
1,022.12 кб

Опыт духовного самовоспитания в трудах святого Иоанна Кронштадтского

Некрасова Юлия Викторовна
В статье анализируются особенность и сущность содержания духовного наследия святого Иоанна Кронштадтского, рассматриваются религиозно-антропологические и педагогические его взгляды, опыт духовного самопознания и самовоспитания, пр
Читать PDF
64.48 кб

III Сиро-арабский симпозиум (университет святого Духа, Каслик, Ливан)

Моисеева Софья Александровна
Читать PDF
132.50 кб

Споры об исхождении Святого Духа в Константинополе в 30-х годах xiv в

Канаева Эльга Юрьевна
В статье рассматривается один из эпизодов спора вокруг учения о Filioque между Западной и Восточной Церквами в 30-х гг. XIV в.
Читать PDF
102.68 кб

Ученые российских духовных академий и Святая земля (XIX начало XX В. )

Сухова Наталья Юрьевна
Статья посвящена научно-богословской деятельности российских ученых, связанной со Святой землей прежде всего библейским, литургическим и церковно-историческим исследованиями.
Читать PDF
233.94 кб

Сімейні свята, звичаї та обряди в системі духовного відродження України

Т. О. Гонтар
Розглянуто родильну обрядовість українців XIX – поч. XX ст., в якій тісно переплелись архаїчні вірування, звичаї, обряди, магічні дії з раціональними знаннями.
Читать PDF
95.13 кб

Иконография святых в двух видах духовной аскезы: преподобные и юродивые

Туминская Ольга Анатольевна
Статья посвящена изучению иконографии святых, находившихся одновременно в чине преподобных и юродивых. На иконах преподобные юродивые представлены как монахи.
Читать PDF
353.28 кб

«Святой Франциск Ассизский» Оливье Мессиана: реализация модели духовной оперы

Кулыгина Надежда Александровна
Автор прослеживает генезис и идентифицирует композиционную модель духовной оперы «Святой Франциск Ассизский» Оливье Мессиана.
Читать PDF
118.84 кб

Украинские духовные писатели о святителе Иннокентии, первом епископе Иркутском

Н. К. Чернышова
Читать PDF
190.32 кб

Роль православных и русских святынь в духовно-нравственном воспитании человека

Сергеев Никита Александрович
Статья посвящена проблеме духовного возрождения России. Особо выделяется главенствующая роль воспитания молодежи, ориентированного на наследие ценностей и традиций предков.
Читать PDF
2.38 мб

Записки святителей Иннокентия (Борисова) и Филарета (Дроздова) о Духовных школах

Сухова Наталья Юрьевна
Мнения святителей Иннокентия (Борисова) и Филарета (Дроздова) о реформе духовной школы, публикуемые Н. Ю.

Похожие термины:

  • ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА

    особые, благодатные действия Святого Духа, служащие для возрождения и освящения христиан и для создания и развития Православной Церкви. Дары эти таковы: дар мудрости и разумения Божественного уче
  • ТУПИЧЕВСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ

    женский монастырь, Могилевская еп., в г. Мстиславле. Основан в 1641 на месте явления иконы Божией Матери в урочище Тупичевщине. Сначала был мужским; с 1885 стал женским. Во время борьбы с унией монастырь
  • СВЯТО-ДУХОВ мужской монастырь

    Тульская еп., близ г. Новосиля, при с. Задугине. Основан около 1618; в 1764 упразднен; в 1767 восстановлен. В нем находилась древнего письма чудотворная икона св. Николая Чудотворца.
  • СВЯТО-ДУХОВ женский монастырь

    Новгородская еп., в Новгороде. Основан до 1162; возобновлен в 1357; прежде был мужским; обращен в женский в 1786. Здесь находилась часть мощей Евфимии Всехвальной и св. Моисея, посох его и чудотворные иконы
  • СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ

    1. Событие евангельской истории. На пятидесятый день после Воскресения Христова Дух Святой в образе огненных языков сошел на апостолов. Он дал им способность говорить на разных языках, а также силу
  • Иоасаф, архим. Виленского Свято-Духова мон

    в Вильне, Минск. еп., 1801—1806 г. {Половцов}
  • Иоасаф, архимандрит Свято-Духова монастыря

    — архимандрит, умер 23 июня 800 г., родом из Миргорода. Из настоятелей полоцкого Богоявленского монастыря, был назначен в марте 1800 г. архимандритом виленского Свято-Духова монастыря. Когда Иоасаф вош
  • Иоанникий, архим. Тупичевского Свято-Духова мон

    Могилевск. еп., 1840—1869 г. {Половцов}
  • Сошествия Святого Духа у Пречистенских ворот церковь

    (уничтожена). На месте вестибюля станции метро «Кропоткинская» существовла церковь Сошествия Святого Духа, известная с 1493 г. Впоследствии она неоднократно перестраивалась в камне. Последнее по в
  • Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище церковь

    (Духовской переулок, дом № 1/14). Даниловское кладбище появилось вблизи Москвы во время эпидемии чумы 1771 г. Расположили его на землях слободы Данилова монастыря, от которого оно и получило свое назв
  • Сошествия Святого Духа в Зачатьевском монастыре церковь

    (2-й Зачатьевский переулок, дом № 2). Одна из древнейших женских обителей Москвы — Зачатьевский монастырь — расположена в районе Остоженки. Она была основана около 1360 г. преподобным Алексием митро
  • Сошествия Святого Духа на бывшем Лазаревском кладбище церковь

    (улица Советской Армии, дом № 12, строение 1—2). Храм на первом московском городском кладбищ, созданном по указу императрицы Елизаветы Петровны выстроили к лету 1750 г. и освятили во имя праведного Ла