секта духовных христиан, возникла в России во второй половине XVIII в. Отвергает православные обряды и таинства, священников, монашество. Обожествляет руководителей своих общин. За неподчинение властям и отказ от военной службы преследовались правительством. В конце XIX в. переселились в Канаду. Сохраняют язык и основные традиции. К 1917 г. в России насчитывалось от 17 до 20 тыс. Д.
ДУХОБОРЫ
ДУХОБОРЫ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ДУХОБОРЫ
старорус. секта, выделившаяся из христоверия во 2-й пол. 18 в. Не отрицая Библии, Д. не считали ее высшим авторитетом в вопросах веры и жизни. Источником своего учения они считали «Животную книгу» («книгу жизни») – устные предания в виде стихов-псалмов. Д. порвали с правосл. церковью, осудили ее учение, таинства, иконы, отвергли священничество и монашество. В Пенз. край учение Д. пришло из Тамбовской губ. Первые их общины появились в с. Покровском и Высоком Наровч. у. еще в 1770-х гг. Позднее оно распространилось в Керенске и Керенск. у. (Архангельское), Краснослоб. у. (Михайловское), Чембар. у. (Высокое, Студенка, Черногай) и др. Местные власти неоднократно применяли насильств. меры к последователям секты. В 1816 руководители общины Д. села Покровского были выселены в Мелитопольский у. Таврической губ. Аналогичные меры пытались применить в 1821. Были попытки Д. самим переселиться на юг России. Их лишали гражд. прав, их браки признавались недействительными. В 1827, по официальным данным, в губернии было 430 Д., в 1837 – 489. Как результат преследований, перехода части Д. в православие и др. религ. группы эта секта к кон. 19 в. перестает упоминаться в официальных докум. или отождествляется с молоканами. Лит: ПЕВ. 1898. № 20. А. Б. Никонов.
Источник: Пензенская энциклопедия.
ДУХОБОРЫ
духоборцы, - христианская секта, сложившаяся в России в сер. 18 в. Осн. положения учения Д. связаны с именами первых проповедников - С. Колесникова и Л. Побирохина и изложены в "Животной книге". Д., считая себя борцами "за дух", объявили веру делом внутр. убеждения, отрицали церк. обряды и иерархию, иносказательно трактовали осн. догматы христианства. Учение Д. об общности имуществ, неподчинении местным властям отражало интересы крестьян, в первую очередь государственных. Социальные утопии Д. в духе христианского социализма - т. н. коммуны на началах равенства в труде и распределении - на практике неизменно терпели крах, превращались в капиталистич. х-ва, где беднота эксплуатировалась разбогатевшей верхушкой и руководителем общины, пользовавшимся неогранич. властью. Д. подвергались репрессиям со стороны пр-ва, массовым принудит. переселениям. Клас. борьба в среде Д. привела во 2-й пол. 80-х гг. 19 в. к расколу. Царизм поддержал т. н. "Малую партию". "Большая партия" (руководитель - П. Веригин) отказалась выполнять воинскую повинность, что повлекло за собой новые репрессии. В 1898-99 ок. 8 тыс. Д. переселилось в Канаду. После победы Окт. революции начался процесс быстрого распада секты. Лит.: Бонч-Бруевич В. Д., Животная книга духоборцев, СПБ, 1909; его же, Сектантство и старообрядчество в 1-й пол. XIX в., Избр. соч., т. 1, М., 1959;его же, Духоборцы в канадских прериях, П., 1918; Клибанов А. И., Сектантство в прошлом и настоящем, "ВИРА", В. 9, М., 1961; Корецкий В. И., Очерк истории религиозного сектантства на Тамбовщине (вторая половина XVIII - нач. XX вв.), там же; Рындзюнский П. Г., Антицерк. движение в Тамбовском крае в 60-х гг. XVIII в., там же, в. 2, М., 1954. Д. И. Тверская. Москва.