1)народные украинские исторические песни, исполнявшиеся под аккомпанемент бандуры.
2) Жанр рус. поэзии 19 в., размышления на философско-социальные темы. Произведения этого жанра немногочисленны. «Думы» К. Ф. Рылеева (1821–23) названы А. А. Бестужевым-Марлинским «гимнами историческими», имеющими целью «возбуждать доблести сограждан подвигами предков». «Дума» (1838) М. Ю. Лермонтова содержит беспощадный анализ современного поэту поколения. «Элегии и думы» – так назван один из разделов сборника стихов А. А. Фета «Вечерние огни» (1883).
ДУМЫ
ДУМЫ
малороссийские героические народно-эпические произведения, близкие по тематике и идейности историческим песням, но отличающиеся своеобразной формой и способом исполнения (строки думы имеют различную длину, несколько смежных строк объединяются единой рифмой, исполняются думы речитативом). Термин имеет народное происхождение: так в Малороссии в XVI-XVIII вв. называли и собственно думы, и песни, гл. обр. с исторической тематикой. В науку в применении исключительно к думам впервые этот термин ввел М. Максимович. Термин "дума" упоминается уже в польской хронике XVI в. под 1506. Старейшая запись думы зафиксирована в рукописи к. XVII в. Расцвет жанра относится к XVI-XVII вв. В XVIII и XIX вв. новые думы почти не создавались. Исполнителями дум были, как правило, слепые певцы-профессионалы (кобзари, бандуристы). Лучшими среди них были Иван Стричка, Иван Кравченко, прославленный кобзарь Остап Вересай, Т. Пархоменко, М. Кравченко.
Думы - важный исторический источник, гл. обр. XVI-XVII вв. По тематике их обычно делят на три группы. Наиболее распространены думы о героической борьбе малороссийского народа с татаро-турецкой агрессией ("Козак Нетяга", "Отаман Матяш Старый", "Разговор Днепра с Дунаем" и др.), о жизни пленников в Турции и Крыму и их побегах из плена ("Самийло Кишка", "Маруся Богуславка", "Плач невольников" и др.). Вторая группа дум повествует о борьбе малороссийского народа с гнетом шляхетско-магнатской Польши, особенно о национально-освободительной войне с 1648-54. В них изображены Богдан Хмельницкий, Иван Богун и др. исторические лица (Потоцкий, Лупул), исторические события (победа на Желтых Водах, восстание после Белоцерковского мира, поход в Молдавию и др.). Остальные думы посвящены семейно-бытовым темам, что сближает их с лирическими песнями. Думы широко использованы в литературе (Н.В. Гоголь, Т.Г. Шевченко и мн. др.).
Думы - важный исторический источник, гл. обр. XVI-XVII вв. По тематике их обычно делят на три группы. Наиболее распространены думы о героической борьбе малороссийского народа с татаро-турецкой агрессией ("Козак Нетяга", "Отаман Матяш Старый", "Разговор Днепра с Дунаем" и др.), о жизни пленников в Турции и Крыму и их побегах из плена ("Самийло Кишка", "Маруся Богуславка", "Плач невольников" и др.). Вторая группа дум повествует о борьбе малороссийского народа с гнетом шляхетско-магнатской Польши, особенно о национально-освободительной войне с 1648-54. В них изображены Богдан Хмельницкий, Иван Богун и др. исторические лица (Потоцкий, Лупул), исторические события (победа на Желтых Водах, восстание после Белоцерковского мира, поход в Молдавию и др.). Остальные думы посвящены семейно-бытовым темам, что сближает их с лирическими песнями. Думы широко использованы в литературе (Н.В. Гоголь, Т.Г. Шевченко и мн. др.).
ДУМЫ
укр. героич. нар.-эпич. произведения, близкие по тематике и идейности ист. песням, но отличающиеся своеобразной формой и способом исполнения (строки Д. имеют различную длину, несколько смежных строк объединяются единой рифмой, исполняются Д. речитативом). Термин имеет нар. происхождение: так на Украине в 16-18 вв. называли и собственно Д. и песни, гл. обр. с ист. тематикой. В укр. науку в применении исключительно к Д. впервые этот термин ввел М. Максимович. Термин "Д." упоминается уже в польской хронике 16 в. под 1506. Старейшая запись Д. зафиксирована в рукописи кон. 17 в. Расцвет жанра относится к 16-17 вв. В 18 и 19 вв. новые Д. почти не создавались. В нач. 20 в. появляются Д., отражающие революц. подъем крестьянства (М. Кравченко "Сорочинская трагедия"). Во время гражд. войны и в последующий период появилось неск. новых, сов. Д. Исполнителями Д. были, как правило, слепые певцы-профессионалы (кобзари, бандуристы). Лучшими среди них были Иван Стричка, Иван Кравченко, прославленный кобзарь Остап Вересай, Т. Пархоменко, М. Кравченко; в сов. время - Федор Кушнерик и Егор Мовчан. До Окт. революции Д. записывали и исследовали В. Ломиковский, М. Максимович, П. Житецкий, Н. Костомаров, П. Мартынович, Ф. Колесса и др.; в сов. время - А. Белецкий, М. Рыльский и др. Д. - важный ист. источник, гл. обр. 16-17 вв. По тематике их обычно делят на 3 группы. Наиболее распространены Д. о героич. борьбе укр. народа с тат.-тур. агрессией ("Козак Нетяга", "Отаман Матяш Старый", "Разговор Днепра с Дунаем" и др.), о жизни пленников в Турции и Крыму и их побегах из плена ("Самийло Кишка", "Маруся Богуславка", "Плач невольников" и др.). Вторая группа Д. повествует о борьбе укр. народа с гнетом шляхетско-магнатской Польши, особенно о нац.-освободит. войне с 1648-54. В них изображены Б. Хмельницкий, И. Богун и др. ист. лица (Потоцкий, Лупул), ист. события (победа на Желтых Водах, восстание после Белоцерковского мира, поход в Молдавию и др.). Остальные Д. посвящены класс. борьбе среди казачества ("Ганжа Андыбер") и семейно-бытовым темам, что сближает их с лирич. песнями. Д. широко использованы в лит-ре (К. Рылеев, Н. Гоголь, Т. Шевченко и мн. др.). Лит.: Ист. песни малорус. народа, сост. В. Антонович и М. Драгоманов, т. 1, ч. 1-2, К., 1874; Кирдан Б. П., Укр. нар. думы (XV - нач. XVII вв.), М., 1962; Плiсецький М., Думи та iсторичнi пiснi, К., 1941; Укр. думи та iсторичнi пiснi, M., 1944; Укр. нар. поетична творчiсть, т. 1-2, К., 1958; Думи, К., 1959.