Дунаевский, Исаак Осипович
Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.
Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013
С детства проявил незаурядные музыкальные способности, с 8-летнего возраста брал уроки скрипки. В 1910 году семья переехала в Харьков, и Исаак поступил в Харьковское музыкальное училище, где занимался игрой на скрипке и композицией. С 1919 года работал скрипачом в оркестре, концертмейстером. С 1920 года композитор и дирижёр в Харьковском русском драматическом театре.
В 1924 году Дунаевский приехал в Москву, два года он работал в эстрадном театре «Эрмитаж» заведующим музыкальной частью, затем, с 1926 по 1929 годы – в Московском театре сатиры.
В 1929 году переехал в Ленинград. До 1934 года – композитор и главный дирижёр Ленинградского Мюзик-холла. Это российский государственный театр. Театр обрёл широкую популярность благодаря сотрудничеству И.О. Дунаевского и Tea-джаза Л. Утёсова. Дунаевский написал для Tea-джаза, в частности, джазовые «рапсодии» – обработки русских, украинских и еврейских (на идише) песен, а также немало песен на стихи современных советских поэтов. С 1929 года Дунаевский стал музыкальным руководителем и главным дирижёром Мюзик-холла. Коллективом было подготовлено несколько эстрадно-песенных программ, в которых выступали певцы-солисты Л. Утёсов и К. Шульженко. В 1937 году Ленинградский Мюзик-холл был закрыт как носитель буржуазного искусства.
Исаак Дунаевский вместе с кинорежиссёром Григорием Александровым стали создателями жанра советской музыкальной кинокомедии, сделав музыку одним из главных компонентов драматургии фильма.
Первый их совместный фильм «Весёлые ребята» вышел на экраны в 1934 году и принёс Дунаевскому широкую известность. Затем последовали фильмы «Цирк» (1936 год), «Волга-Волга» (1938 год) и «Светлый путь» (1940 год). В период с 1934 по 1940 год Дунаевский сочинил музыку к шестнадцати кинофильмам. Он также часто сам участвовал в озвучивании, играл на рояле и пел.
Среди многих песен времён войны, самой знаменитой стала песня «Моя Москва», написанная в 1942 году.
С 1945 года жил в Москве.
В 1947 году написал музыку к фильму «Весна». В 1949 году написал музыку к фильму кинорежиссёра И. А. Пырьева «Кубанские казаки».
Дунаевский создал новый тип популярной, массовой советской песни. Их стиль основан на городской бытовой музыке, джазе, оперетте. Исаак Дунаевский является автором музыки более чем 100 песен, в том числе «Моя любовь», «Цветёт калина», «Вечер вальса», «Школьный вальс», «Каким ты был, таким ты и остался», «Не забывай», «Молчание», а также тринадцати оперетт и балетов, музыки к нескольким десяткам кинофильмов. Произведения Дунаевского отличаются сложным мелодическим ходом и непростой гармонией.
Народный артист РСФСР (1950 год), лауреат двух Сталинских премий (1941 и 1951 годы).
Умер в Москве 25 июля 1955 года от сердечного спазма. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф
(род. 30.I.1900 в г. Лохвица Полтавской губ., ум. 25.VII.1955 в Москве) — сов. композитор, дирижер. Первоначальное муз. образование получил в Лохвице (уроки скр. у Г. Поляновского). В 1910 поступил в Харьковскую консерваторию (в те годы — муз. училище), где занимался у И. Ахрона (скр.) и С. Богатырева (композиция). К периоду пребывания в консерватории относятся первые соч. (романсы, фп. пьесы, квартеты). Одновременно учился в гимназии, затем в университете (юридич. фак.). По окончании консерватории (1919) был принят на работу в Харьковский рус. драматический театр (зав. муз. частью, композитор, дирижер). Параллельно писал музыку для Теревсата (театр революц. сатиры). В 1924 переехал в Москву, заведовал муз. частью нескольких театров, в том числе Театра сатиры (1926—29), где создал свои первые оперетты ("Женихи", "Ножи"). В 1929 переселился в Ленинград, куда был приглашен в качестве композитора и дирижера в открывшийся эстрадный театр "Мюзик-холл" (1929—34). Участвовал в концертах как пианист-ансамблист и аккомпаниатор. С 1932 начал писать музыку к кинофильмам, упрочив свое положение в этой области после выхода на экран фильма "Веселые ребята" (1934). С 1937 рук. анс. песни и пляски Ленингр. Дворца пионеров, одноврем. (с 1938) руководил аналогичным анс. Центр. Дома культуры железнодорожников в Москве, а в канун Великой Отечественной войны возглавил Военно-морской анс. песни и пляски (так наз. "Ансамбль пяти морей"). В годы войны во главе анс. песни и пляски железнодорожников совершил ряд концертных поездок по стране, выступая в воинских частях, госпиталях, на оборонных заводах, в клубах, концертных залах (только за первые 1½ года войны участвовал в 700 концертах). С 1943 Д. жил в Москве, где продолжал интенсивную творческую и исполнительскую деятельность, в частности выступая в качестве дирижера в авторских концертах в разных городах. Наряду с муз. деятельностью Д. вел большую общественную работу. С 1937 по 1941 возглавлял Ленинградский Союз сов. композиторов (в 1948 преобразован в Лен. отд. Союза композиторов СССР, в дальнейшем — РСФСР). С 1938 избирался депутатом Верховного Совета РСФСР. Заслуги Д. отмечены присвоением ему почетных званий: в 1936 — засл. деят. иск. РСФСР, в 1950 — нар. арт. РСФСР. Он был награжден орденами Трудового Красного Знамени (1936), Красной Звезды, "Знак Почета". Дважды его соч. удостоены Гос. премии СССР (1941, 1950). Первые такты его "Песни о Родине" стали позывными сов. радиовещания. Д. вошел в историю сов. музыки как классик сов. массовой песни и один из основоположников сов. оперетты. Его творческий облик характеризуют такие качества, как "сила воли и проницательность, талант и умение" (Б. Асафьев). Замечательными особенностями его музыки являются жизнерадостность, бьющий ключом оптимизм, пронизывающее ее ощущение молодости, выраженная в ней непоколебимая вера в светлое будущее и высокие душевные качества советского человека.
Соч.: оперетты "И нашим, и вашим" (1924), "Женихи" (1927), "Ножи" (1928), "Полярные страсти" (1929), "Миллион терзаний" (1932), "Золотая долина" (1938, нов. ред. 1955), "Соломенная шляпка" (1938), "Дороги к счастью" (1941), "Вольный ветер" (1947), "Сын клоуна" (1950), "Белая акация" (1955); балеты "Город", "Мурзилка", "Отдых фавна" (1924); увертюра к к/ф "Дети капитана Гранта" (1936); 2 концертных вальса, Сюита из музыки к к/ф "Искатели счастья" и др. произв. для орк.; Квартет (юношеский); пьесы для фп.; музыка к 30 спектаклям, в т. ч. к "Тартюфу" Мольера, "Слуге двух господ" Гольдони, "Принцессе Турандот" Гоцци, "Овечьему источнику" Лопе де Вега, "Женитьбе Фигаро" Бомарше; музыка к 28 к/ф, в т. ч. "Веселые ребята" (1934), "Три товарища" (1935), "Цирк", "Дети капитана Гранта" (1936), "Концерт Бетховена", "Искатели счастья", "Богатая невеста" (1937), "Волга-Волга" (1938), "Светлый путь" (1940), "Весна" (1947), "Кубанские казаки" (1949); св. 100 песен, в т. ч. "Песня о Родине" (к/ф "Цирк"), "Марш энтузиастов" (к/ф "Светлый путь"), "Песня о Каховке" (к/ф "Три товарища"), "Песня о веселом ветре", "Песенка о капитане" (к/ф "Дети капитана Гранта"), "Спортивный марш" (к/ф "Вратарь"), "Молодежная" (к/ф "Волга-Волга"), "Каким ты был", "Ой, цветет калина", "Урожайная" (к/ф "Кубанские казаки"), "Колеса бегут", "Дорожная песня", "Скворцы прилетели", "Моя Москва", "Ехал я из Берлина", "Школьный вальс", "Воспоминание", "Молчание", "Вечер вальса", "Летите, голуби", "Песня молодежи", "Московские огни" и др.; статьи, рецензии.
Огромный талант Дунаевского в наибольшей степени раскрылся в области «легких» жанров. Он выступил создателем новой советской массовой песни, самобытной джазовой музыки, музыкальной кинокомедии, оперетты.
Эти наиболее близкие молодежи жанры композитор стремился наполнить подлинной красотой, тонким изяществом, высоким художественным вкусом.
Творческое наследие Дунаевского очень велико. Ему принадлежат 14 оперетт, 3 балета, 2 кантаты, 80 хоров, 80 песен и романсов, музыка к 88 драматическим спектаклям и 42 кинофильмам, 43 сочинения для эстрады и 12 для джаз-оркестра, 17 мелодекламаций, 52 симфонических и 47 фортепианных произведений.
Дунаевский родился в семье служащего. Музыка сопутствовала ему с ранних лет. В доме Дунаевских часто устраивались импровизированные музыкальные вечера, где, затаив дыхание, присутствовал и маленький Исаак. По воскресеньям он обычно слушал в городском саду оркестр, а вернувшись домой, подбирал по слуху на фортепиано запомнившиеся ему мелодии маршей и вальсов. Настоящим праздником для мальчика были посещения театра, где выступали гастролировавшие украинские и русские драматические и оперные труппы.
В 8 лет Дунаевский начал учиться играть на скрипке. Его успехи были столь разительны, что уже в 1910 г. он становится учащимся Харьковского музыкального училища но классу скрипки профессора К. Горского, затем И. Ахрона - блестящего скрипача, педагога и композитора. У Ахрона Дунаевский занимался и в Харьковской консерватории, которую окончил в 1919 г. В консерваторские годы Дунаевский много сочинял. Его учителем по композиции был С. Богатырев.
С детства горячо полюбив театр, Дунаевский, не раздумывая, пришел в него после окончания консерватории. «Драматический театр Синельникова считался по праву гордостью Харькова», а его художественный руководитель - «одним из самых выдающихся деятелей русского театра».
Сначала Дунаевский работал скрипачом-концертмейстером в оркестре, затем дирижером и, наконец, заведующим музыкальной частью театра. В то же время он писал музыку ко всем новым спектаклям.
В 1924 г. Дунаевский переезжает в Москву, где в течение ряда лет работает музыкальным руководителем эстрадного театра «Эрмитаж». В это время он пишет свои первые оперетты: «И нашим и вашим, Женихи, Ножи, Карьера премьера». Но это были лишь первые шаги. Подлинные шедевры композитора появились позднее.
Этапным в жизни Дунаевского стал 1929 год. Начался новый, зрелый период его творческой деятельности, принесший ему заслуженную славу. Дунаевский был приглашен музыкальным руководителем в Ленинградский мюзик-холл. «Своим обаянием, остроумием и простотой, своим высоким профессионализмом он завоевал искреннюю любовь всего творческого коллектива», - вспоминал артист Н. Черкасов.
В Ленинградском мюзик-холле постоянно выступал со своим джазом Л. Утесов. Так произошла встреча двух замечательных музыкантов, перешедшая в многолетнюю дружбу. Дунаевский сразу же увлекся джазом и стал писать музыку для ансамбля Утесова. Им были созданы рапсодии на популярные песни советских композиторов, на русские, украинские, еврейские темы, джаз-фантазия на темы собственных песен и др.
Дунаевский и Утесов очень часто работали вместе. «Я любил эти встречи», - писал Утесов. - «Меня особенно увлекала в Дунаевском способность целиком отдаваться музыке, не замечая окружающего».
В начале 30-х гг. Дунаевский обращается к киномузыке. Он становится создателем нового жанра - музыкальной кинокомедии. С его именем связан также новый, яркий период в развитии советской массовой песни, вошедшей в жизнь с киноэкрана.
В 1934 г. на экранах страны появился фильм «Веселые ребята» с музыкой Дунаевского. Фильм был восторженно встречен широким массовым зрителем. «Марш веселых ребят» (ст. В. Лебедева-Кумача) буквально зашагал по всей стране, обошел весь мир и стал одной из первых международных молодежных песен нашего времени. А знаменитая «Каховка» из фильма «Три товарища» (1935, ст. М. Светлова)! Ее с энтузиазмом пела молодежь в годы мирного строительства. Она была популярна и в годы Великой Отечественной войны. Всемирную известность завоевала и «Песня о Родине» из кинофильма «Цирк» (1936, ст. В. Лебедева-Кумача). Много прекрасной музыки написал Дунаевский и к другим фильмам: «Дети капитана Гранта, Искатели счастья, Вратарь, Богатая невеста, Волга-Волга, Светлый путь, Кубанские казаки».
Увлеченный работой для кино, сочинением массовых песен, Дунаевский несколько лет не обращался к оперетте. Он вернулся к любимому жанру в конце 30-х гг. уже зрелым мастером.
В годы Великой Отечественной войны Дунаевский руководит ансамблем песни и пляски Центрального Дома культуры железнодорожников. Где только не выступал этот коллектив - в Поволжье, в Средней Азии, на Дальнем Востоке, на Урале и в Сибири, вселяя в тружеников тыла бодрость, уверенность в победе Советской Армии над врагом. В то же время Дунаевский пишет мужественные, суровые песни, снискавшие популярность на фронте.
Наконец отгремели последние залпы войны. Страна залечивала свои раны. А на Западе снова запахло порохом.
В эти годы борьба за мир стала главной целью всех людей доброй воли. Дунаевский, как и многие другие деятели искусства, активно включился в борьбу за мир. 29 августа 1947 г. в Московском театре оперетты с большим успехом прошла его оперетта «Вольный ветер». Тема борьбы за мир воплощена и в документальном фильме с музыкой Дунаевского «Мы за мир» (1951). Чудесная лирическая песня из этого фильма «Летите, голуби» приобрела всемирную известность. Она стала эмблемой VI Всемирного фестиваля молодежи в Москве.
Последнее произведение Дунаевского - оперетта «Белая акация» (1955) - прекрасный образец советской лирической оперетты. С каким увлечением писал композитор свою «лебединую песню», которую ему так и не пришлось «допеть»! Смерть подкосила его в самый разгар работы. Завершил оперетту по оставленным Дунаевским эскизам композитор К. Молчанов.
Премьера «Белой акации» состоялась 15 ноября 1955 г. в Москве. Поставил ее и Одесский театр музыкальной комедии. «И грустно подумать», - писал главный режиссер театра И. Гриншпун, - «что Исаак Осипович не увидел "Белой акации" на сцене, не смог быть свидетелем той радости, которую он дал и актерам, и зрителям... А ведь он был художником радости человеческой»! /М. Комиссарская/
Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.