Дуне Скот Иоанн (Duns Scotus, John) (ок. 1265- 1308), философ-схоласт и теолог. Род. в Шотландии (отсюда прозвище "Скот"), стал францисканским монахом, затем священником; обучался в Оксфорде и Париже. Читал лекции в ун-тах этих городов, затем окончательно перебрался в Кельнский ун-т. В своих трудах и лекциях подчеркивал различие между верой и разумом, доказывал примат воли и ограниченность разума. Расходился во взглядах со св. Фомой Аквинским, к-рый считал возможным гармонию веры и разума. Идеи Д. были не поняты деятелями Реформации 16 в., считавшими его последователей "невеждами" (по созвучию с англ, словом dunce - "олух", "неуч").
Дуне Скот Иоанн
Дуне Скот Иоанн
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Иоанн Дуне Скот
ок. 1266-1308) крупнейший схоласт XIII в., философ-номиналист (см. Схоластика), теолог, монах-францисканец. Уроженец Шотландии. Получил прозвище «Тонкий доктор». Учился в Оксфорде, работал в ун-тах Оксфорда, Парижа, Кельна и др. По преданию, в Париже, куда он приехал в 1304 г., он получил прозвище «Скот» («Шотландец»). Главная работа И.Д.С. — соч. из 13 фолиантов «Великий комментарий к сентенциям Петра Ломбардского».
И.Д.С. — один из наиболее тонких мыслителей Средневековья, представитель т.наз. «францисканского» направления в схоластике. Его учение противостояло философии доминиканцев (Фома Аквинский и др.). Главным для И.Д.С. представлялся вопрос об отношении богословия к философии. Предмет богословия — Бог, предмет философии — бытие. Познание Бога при помощи философии ограничено. Человек не имеет никакого знания о таких нематериальных субстанциях, как Бог и ангелы. Бог — бытие бесконечное, люди не способны постигнуть действия Бога Бог есть чистая форма. Все остальные существа и вещи состоят из формы и из материи. В отличие от др. номиналистов И.Д.С. считал, что общее не есть лишь продукт ума, но существует и в вещах и после вещей. В вопросе об отношении веры к разуму И.Д.С. (в противоположность Фоме Аквинскому) высказывал разочарование в способности разума служить вере ввиду того, что под предлогом оправдания разумом веры в богословие проникли epecw, утверждал, что области разума и веры, знания и богословия не совпадают: первенство принадлежит вере, ум играет подчиненную роль. И.Д.С. имел многих последователей. Его номинализм был развит и последовательно завершен Уильямом Оккамом. Умер И.Д.С. в Кельне.
Лит.: Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957; Штекль А. История средневековой философии. М., 1912.
И.Д.С. — один из наиболее тонких мыслителей Средневековья, представитель т.наз. «францисканского» направления в схоластике. Его учение противостояло философии доминиканцев (Фома Аквинский и др.). Главным для И.Д.С. представлялся вопрос об отношении богословия к философии. Предмет богословия — Бог, предмет философии — бытие. Познание Бога при помощи философии ограничено. Человек не имеет никакого знания о таких нематериальных субстанциях, как Бог и ангелы. Бог — бытие бесконечное, люди не способны постигнуть действия Бога Бог есть чистая форма. Все остальные существа и вещи состоят из формы и из материи. В отличие от др. номиналистов И.Д.С. считал, что общее не есть лишь продукт ума, но существует и в вещах и после вещей. В вопросе об отношении веры к разуму И.Д.С. (в противоположность Фоме Аквинскому) высказывал разочарование в способности разума служить вере ввиду того, что под предлогом оправдания разумом веры в богословие проникли epecw, утверждал, что области разума и веры, знания и богословия не совпадают: первенство принадлежит вере, ум играет подчиненную роль. И.Д.С. имел многих последователей. Его номинализм был развит и последовательно завершен Уильямом Оккамом. Умер И.Д.С. в Кельне.
Лит.: Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957; Штекль А. История средневековой философии. М., 1912.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999