[1807—1884] — первый крупный белорусский поэт и драматург. Род. в Бобруйском уезде, в семье мелкого дворянина-арендатора; среднее образование получил в Бобруйске, затем был два года студентом-медиком Петербургского университета; служил чиновником в разных учреждениях г. Минска; в 60-х годах приобрел небольшое имение, в котором и умер.
Д.-М. писал на польском и белорусском языке. Тематика Д.-М. не выходит из узкого круга литературного народничества первой половины XIX в. В центре его художественных зарисовок стоит белорусская деревня, ее подкрашенно-праздничный быт. Отсюда внимание Д.-М. к белорусскому фольклору; поэт красочно воспроизводит белорусские обряды (купальская ночь, дожинки, "дзяды", свадьба и т. п.). Образы крестьян в творчестве Д.-М. мало типичны для эпохи крепостного права: крестьяне главным образом поют песни, танцуют и веселятся. Яркий представитель мелкопоместной шляхты, Д.-М. идеализирует социальные отношения эпохи крепостного хозяйства; вместо классового антагонизма он рисует приторно-слащавую идиллию, в которой помещикам отводится роль отзывчивых благодетелей, а крепостным крестьянам — роль покорных детей. У Д.-М. нет даже й намека на оппозицию крепостному праву; социальный вопрос он прикрывает маской дидактизма. В своих произведениях Д.-М. обнаруживает некоторые черты сентиментального мироощущения (слезливость, оптимизм на религиозной основе и т. п.). В резко отрицательных тонах он рисует только подпанков, как напр. эконом, писарь. В комедии "Залеты" дается в лице Сабковича яркий образ хищника-эксплуататора, пробившегося всякими неправдами к социальным верхам.
Формально-художественные средства Д.-М. не отличаются большим разнообразием. Его поэмы — типичные "Dorfgeschichten", где в описание быта вплетается незатейливая романтическая интрига. Пьесы Д.-М. мало сценичны; исключением является "Пінская шляхта", отличающаяся живостью диалога и удачным развертыванием комических ситуаций.
Творчество Д.-М. представляет собой продукт патриархально-усадебной культуры Белоруссии, в его время еще мало затронутой промышленным капитализмом. В этой относительной неподвижности хозяйственных форм кроются причины устойчивости крепостнического сознания Д.-М.
Библиография
: На белорусском яз. написаны небольшие поэмы: Гапон [1854], Вечарніцы. [1855], Купала [1855], Шчароускія дажынкі [1857]. Кроме того ему принадлежат драматические произведения: комедия-опера "Сялянка" [1846], одноактный водевиль "Шнская шляхта" [1866], комедия "Залеты" [1870]. Известен еще его перевод поэмы Мицкевича "Пан Тадеуш" [1859]. Некоторые произведения Д.-М. находятся в рукописях.Пиотухович.
{Лит. энц.}