ДУНКЕЛЬ Евгений Борисович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДУНКЕЛЬ Евгений Борисович
(30 апр. 1890- 10 апр. 1972, Пелхан, шт. Нью- Йорк)— театральный художник. Учился у К.Ф. Юона, а затем — в Виленской рис. школе, которую оконч. в 1908. В 1916 со- трудничил в журнале «Солнце России». После захвата власти большевиками, эвакуировался в 1919 из Крыма в Болгарию. В 1923 эмигрировал в США, работал для бродвейских театров и рус. балетных трупп. В 1935 основал в Нью-Йорке мастерскую, в которой изготавливались театральные декорации для балета Дж. Баланчина, рус. балета Монте-Карло, балета Жоржа де Куэваса и Метрополитен-опера.
Лит. Лейкинд О.Л., Махров К. В., Северю- хинД.Я. Худ. Рус. Зарубежья. С. 270.

Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.

ДУНКЕЛЬ Евгений Борисович
30.04.1890 (Верный, ныне Алма-Ата)- 10.04.1972 (Пелхам, шт. Нью-Йорк, США). Сценограф, живописец. Сын провинциального актера и польской аристократки из семьи, некогда сосланной в Сибирь. С трех лет жил в Вильно. В 1904 учился в МУЖВЗ в общем классе у К. Ф. Юона, затем в Виленской рисовальной школе у И. П. Трутнева, которую окончил в 1908 со званием учителя рисования в низших учебных заведениях. Недолго занимался в ЦУТР у П. Б. Ламбина и в АХ у Д. Н. Кардовского (1913). В 1915 побывал в Париже, учился в академии Р. Жюльена. В 1916 сотрудничал в журнале «Солнце России», работал для Мариинского театра и московского Оперного театра С. И. Зимина. В октябре 1917 окончил Павловское военное училище и был отправлен на Румынский фронт, но не доехал из-за революционных событий. Организовал театр в Новоселицах, близ г. Черновцы, затем работал в театре в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). В 1919 через Крым эмигрировал в Болгарию, зарабатывал изготовлением вывесок и рисунков для ковров, работал художником в Болгарской опере в Софии. Перебрался в Грецию, писал заказные портреты, в том числе послов России, Испании и Италии. В 1923 обосновался в Нью-Йорке. Выполнял случайные оформительские заказы, расписывал рестораны, затем работал для бродвейских театров и русских балетных трупп (А. Гаврилова, М. Мордкина). В 1929 провел персональную выставку в галерее J. Allard в Париже. В 1935 основал в Нью-Йорке мастерскую, в которой исполнялись театральные декорации как по собственным рисункам, так и по эскизам других художников (Е. Бермана, П. Ф. Челищева, М. В. Добужинского, Ж. Коро). Многие сценографы ценили в нем умение точно воплощать их замыслы. В числе самостоятельно оформленных постановок балеты «Alma Mater» К. Свифта (1935, American Ballet Дж. Баланчина), «Вариации» на музыку J1. Бетховена и «Фауст» на музыку Ш. Гуно (1936, Ballet Russe de Monte-Carlo), «Сильфиды» Ф. Шопена (1944, International Ballet Жоржа де Куэваса), оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова и «Макбет» Дж. Верди (1938, Метрополитен-Опера), «Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди (1938, Оперный фестиваль в Дейтоне), «Пиковая дама» П. И. Чайковского (Метрополитен-Опера, 1942), «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1940-е, Оперный театр Сан-Франциско). Исполнил декорации для представлений на Всемирной ярмарке в Нью-Йорке (1939). В 1957 участвовал в выставке «Художники театра в Нью-Йорке». Всю жизнь писал импрессионистские пейзажи, портреты и натюрморты. В 1940-60-е провел ряд персональных выставок в Чикаго, Нью-Йорке (Бруклинский музей), Сан-Франциско и Париже.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999